Истерики из-за оценок: что делать родителям?
консультация на тему

Пашина Наталья Александровна

Школьные оценки могут стать как стимулом к усердной учебе, так и причиной серьезных переживаний и неврозов – вплоть до неприятия школы, снижения самооценки и разочарования в себе. Как же помочь ребенку не слишком расстраиваться из-за «не тех» отметок? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pocherk_rebyonka.docx529.29 КБ
Файл isteriki_iz-za_otsenok.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Почерк ребенка: на что обратить внимание?

Идеальный почерк – большая редкость в наше время. Сейчас в средней школе уровень требования к почерку ребенка заключается только в том, чтобы буквы были разборчивыми и хорошо читались как самим ребенком, так и преподавателем. И, к сожалению, далеко не все ученические работы соответствуют этим требованиям. Однако неспроста в начальной школе оценки могут снижать не только за грамотность, но и за помарки, неровные буквы и кривоватые строчки: плохой почерк может стать причиной неуспеваемости ребенка. Если ребенок неаккуратно пишет, то, как правило, у него неправильно «поставлена» рука, а значит, и снижается скорость письма. Результатом такого снижения скорости может стать отставание ребенка на контрольных и диктантах, и, как следствие, плохие отметки.

«Красивый почерк – это очень значительный признак организованности, грамотности и старательности ученика. И наоборот: корявые, неровные строчки, буквы разной высоты, неправильные соединения между буквами и многие другие признаки о многом могут сказать учителю, и чаще всего – это сигнал тревоги». 

Причины плохого почерка могут быть самыми разными, и в каждом случае необходимо разбираться индивидуально.

Неправильная посадка ученика, неправильное положение руки и захват ручки. Эти ошибки имеют огромную роль в начальной школе, и именно в это время их еще легко исправить, обратив на них пристальное внимание родителей и самого ученика.

Торопливость, отсутствие усидчивости и старательности. К сожалению, это – признаки темперамента ребенка, и бороться с ними довольно сложно. Однако существуют специальные методики работы с такими детьми, и они дают хорошие результаты.

Неразвитая мелкая моторика. К сожалению, неразвитая мелкая моторика в школе – это упущенное время в дошкольном возрасте ребенка. Наверстать это упущение бывает довольно сложно, однако возможно. Для развития мелкой моторики существует множество упражнений, которые нужно постоянно выполнять дома под контролем родителей.

Плохое пространственное воображение. Это – врожденное качество, но и его можно развить, если вовремя обратить внимание. Существуют специальные тесты на уровень развития пространственного воображения ребенка, и родители могут проделать их дома самостоятельно, либо обратиться за помощью к специалистам.

Врожденные особенности мозга (дисграфия, дислексия, леворукость, зеркальное письмо). Это очень серьезные причины, каждая из них – повод для незамедлительного обращения к специалистам – педагогам- и врачам-дефектологам.

Психологические факторы (нелюбовь к школе, проблемы с учителем или одноклассниками, проблемы в семье, нелюбовь к себе, депрессия, переутомление, отсутствие мотивации к учебе). Да, очень часто причиной плохого почерка является психологическое состояние ребенка – стресс, депрессивное расстройство, а также общее переутомление организма. Родителей должно встревожить ухудшение почерка ребенка, особенно если раньше такого не наблюдалось.

Рассмотрим некоторые самые распространенные погрешности детского почерка.

1) Неразборчивость букв и, п, н, к, ш, неправильные соединения букв а и о.
2) Замена букв.
3) Дезориентация на листе.
4) Строки уходят вверх или вниз.
5) Буквы разного размера (увеличиваются или уменьшаются к концу строки).
6) Буквы одной строки имеют разный наклон и высоту.
7) Слишком слабый или слишком сильный нажим.

Для каждого вида погрешностей существуют свои способы отработки. Чаще всего эти погрешности не встречаются поодиночке, а наблюдаются в комплексе, и причины у этих погрешностей имеют разную природу. Задача учителя – вовремя отметить эти погрешности, и обратить на них внимание родителей ребенка для своевременного начала работы над ними.

Существует множество методов исправления почерка, перечислим некоторые из них.

  • Прописи. Самый простой и доступный способ исправления почерка ребенка – начать с начала: купите несколько прописей, в которых нужно совершать самые простые действия – рисовать палочки и крючочки, обводить кружочки и квадратики. Это поможет развить мелкую моторику, скорректировать посадку и постановку ручки в руке.
  • Рисование. Это гораздо веселее, чем прописи, тем более, что рисовать можно и нужно на совершенно любую тему, чем больше, тем лучше.
  • Штриховка. Во время рисования уделяйте особое внимание штриховке – все участки бумаги должны быть равномерно и ровно заштрихованы, без белых полос и пятен.
  • Перевод рисунка при помощи кальки, копировальной бумаги, перевод рисунка на стекле. Такие занятия также позволяют улучшить контроль над рукой и развить мелкую моторику.
  • «Обведи контур, продолжи узор». Такие упражнения развивают пространственное воображение ребенка и помогают научиться удерживать ровные строчки и представлять границы листа.
  • Упражнения для развития пространственного воображения: мозаика, плоские и объемные паззлы, аппликации, занятия квиллингом, складывание оригами, конструкторы, лепка и конструирование.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики: игрушки-шнуровки, вырезание из бумаги и картона, пальчиковые игры.

А теперь давайте рассмотрим несколько образцов детского почерка и попробуем найти в них особенности и погрешности.

Пример № 1. Образец почерка ученика 5 класса. Местами отсутствуют связи между буквами, все буквы разной высоты и ширины, кое-где строчки не совпадают с линовкой тетради. Неотчетливо прописаны буквы а, о, с, п, м, х, л, т, и. Ошибка в переносе слова, отсутствуют знаки препинания, концы слов налезают на линию полей, помарка. Можно сделать вывод, что у этого ученика проблемы с пространственным восприятием листа, излишняя торопливость, проблемы с мелкой моторикой. Все это необходимо прорабатывать с помощью специальных упражнений.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/12/29/09012017-1.jpg

Пример № 2. Образец почерка ученицы 5 класса, левши. Связки между буквами присутствуют не везде. Проблемы с написанием букв – разная ширина, наклон, высота. Задета линия полей. Кое-где дополнительный обвод буквы, что может свидетельствовать об излишней старательности и волнении. Отсутствует запятая. Я бы рекомендовала дополнительные упражнения на пространственное воображение.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/12/29/09012017-2.jpg

Пример № 3. Образец почерка ученика 5 класса. Небрежность, отсутствие связок между буквами, все буквы «прыгают», нет гладкости строчек, каждая буква дается с усилием. Отсутствует наклон. Необходимы упражнения, начиная с самых простых – палочки, петельки, крючочки, прописи с наклоном. Отработать правила пунктуации (лишняя запятая, восклицательный знак).

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/12/29/09012017-3.jpg

Пример № 4. Образец почерка ученика 9 класса. Слабый нажим, отсутствие наклона, буквы практически не читаются. Отсутствуют связки между буквами, дефекты в написании букв к, л, ж, о, а, и, я, т, ы, м, н, ч, х, п. Строчки и буквы разной высоты, отсутствуют некоторые знаки препинания. Почерк мелкий, неразборчивый. Рекомендуются упражнения для развития почерка, начиная с самых простых.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/12/29/09012017-4.jpg

Пример № 5. Образец почерка ученика 5 класса. Неровные строчки, разная высота и ширина букв. Слова наползают на поля. Отсутствуют связки между буквами, наклон. Дефекты в написании букв ш, ч, ж, ы, е, н. Пропуск буквы «н» в слове «осенние». Помарка. Сильный нажим. Рекомендуются упражнения на правильный наклон и нажим, а также стоит обратить внимание на знаки препинания.

https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/wysiwyg/2016/12/29/09012017-5.jpg



Предварительный просмотр:

Истерики из-за оценок: что делать родителям? 

Школьные оценки могут стать как стимулом к усердной учебе, так и причиной серьезных переживаний и неврозов – вплоть до неприятия школы, снижения самооценки и разочарования в себе. Как же помочь ребенку не слишком расстраиваться из-за «не тех» отметок? 

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для возникновения невроза. То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них отметка в дневнике – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие строгие папы и мамы заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному чувству неуверенности у ребенка и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны воспринимать школу как тяжкий крест для ребенка и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только начинает ходить в школу, его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, способности быть хорошим другом и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может наладить отношения с учителем, или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Важно дать детям понять, что они всегда будут любимы, независимо от школьных оценок. Ваша цель – сформировать интерес, а не гонку за пятерками.

4. Будьте готовы к открытому разговору и помощи. Если нужно, будьте готовы нанять репетитора, попросить учителя о дополнительных занятиях по проблемному предмету, помочь самим. Детям важно знать, что в трудной ситуации вы готовы быть с ними рядом.

5. Не требуйте, чтобы школьник был успешен во всем. Помогите ему чем-то увлечься; пусть тратит основные силы на то, что ему интересно. Хорошо, если помимо учебы есть занятие, в котором ребенок будет успешен: спорт, музыка, художественная школа. Если что-то удается хорошо, ребенок проще воспринимает неидеальные результаты в школе. Таким образом, успех поможет ему скомпенсировать трудности.

6. Расскажите, что нет людей, которые никогда не получали плохих оценок. Вы можете вспомнить случай, как сами получили двойку или тройку, и посмеяться над ним вместе. Некоторые психологи даже советуют отметить первую двойку мороженым и шоколадным тортом, чтобы у школьника не закрепилось чувство тревоги по поводу плохих оценок.

И напоследок еще одно важное правило: обязательно воодушевляйте, настраивайте своих детей на то, что у них все получится. Часто бывает, что из-за прошлых неудач дети ожидают новых провалов и перестают верить в лучшее. Когда родители верят в детей, учеба перестает быть гонкой за оценками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прекратите детские истерики.

Прекратите детские истерикиС точки зрения психологов и педагогов, детские истерики — это смесь ярости и отчаяния в такой концентрации, что ребёнок уже не в силах их сдерживать внутри себя. Ошибаются т...

КАК "ВЫЛЕЧИТЬ " ДЕТСКУЮ ИСТЕРИКУ?

Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Что ст...

Детские истерики

Статья Амигуд Веры Сергеевны "Детские истерики: что делать и чего не делать" прочитана мной  в "Психологической газете". Автор подробно рассказывает, что делать, если у ребёнк...

Консультация для родителей «Почему возникают истерики у ребенка?»

Почему возникают истерики у ребенка     Если у ребенка возникла истерика, то конечно есть причина того, что она появилась. Конечно, на ровном месте истерики не бывает, что-то с реб...

Что делать если у школьника истерики, когда он делает домашние уроки? Советы психолога.

У ребенка истерики во время выполнения домашней работы? Что же делать? Советы психолога вам помогут!...

Статья "Детская истерика. Что делать?"

Истерика - состояние крайнего нервного возбуждения, когда ребенок не может совладать со своими эмоциями. Что делать......

Буклет " Истерика ребенка: Что делать взрослому?"

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но...