РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ на тему: " Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка"
материал (4 класс) на тему

Лайер Галина Ивановна

Лекторий способствует  развитию самоуважению и чувства собственного достоинства у ребёнка. Учит общению в семье, школе, со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий на тему:

«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

Наверное, все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых помочь ребёнку разработаться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность  общаться  - это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения, и совместимость с другими людьми. Общепризнано, что только в контакте со взрослыми дети могут усвоить общественно – исторический опыт человечества и реализовать прирождённую возможность стать представителями человеческого рода. Одним из первых начал разработку проблем общения известный английский психолог Баулби. Баулби подчёркивал первостепенное значение отношений с матерью для правильного психологического развития ребёнка. Недостаток общения с нею ставит под угрозу жизнь ребёнка, препятствует его физическому и психологическому развитию. В дальнейшем был сделан вывод:  общение ребёнка с матерью, отцом или со сверстниками получает в них истолкование как разновидность явлений, подчиняющихся закону «стимул – реакция».

Способ к общению включает в себя:

1.Желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу);

2. Умение организовать общение («Я умею»); включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликты ситуации;

3.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»). Дети с 7 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок учится в семье, школе, в общении со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем раньше сможет предотвратить возникающие проблемы.

Ваш ребёнок уже ученик. В этот период происходят значительные перемены: надо делать каждый день уроки, выполнять требования учителя и родителей, каждый день ходить в школу и др. Меняется жизнь ребёнка и изменяются его приоритеты в общении. В школе возникает новая структура межличностных отношений. Система «ребёнок - взрослый»  дифференцируется:  «ребёнок – учитель», «ребёнок – взрослый», «ребёнок – родители», «ребёнок – дети».

Система «ребёнок – учитель»

Начинает определять отношения ребёнка с родителями и отношения ребёнка к детям. Изменения в общении явственно ощущают мамы, особенно в тот момент, когда преисполненные  чувства законной гордости и праведного негодования, ребёнок заявляет: «Ты неправильно говоришь» - учительница сказала пропустить «4» клетки, а не «2»! Буду делать, как велела учительница». Да, на какой – то момент слово учительницы оказывается более важным для ребёнка, оказывает большее влияние, чем слово родителей. Впервые отношение «ребёнок – учитель» становится отношением «ребёнок – общество».

Образ педагога в этот период становится для ребёнка не просто значимым, но и определяющим, что иногда даже влияет на дружбу между ребятами. Если Андрею, который сидит за последней партой, учительница делает замечания за грязные тетрадки, внешний вид, то у одноклассников в сознании формируется негативное отношение к этому ученику. Его не зовут играть, мало разговаривают, не хотят общаться. Но зато с удовольствием с Верой – она отличница и учительнице это понравится. Очень важно правильно в этот момент учить детей понимать. Если ученик плохо учится – это не повод негативного отношения к нему. Попросить детей помочь неуспевающему товарищу. Рассказывать о хороших качествах такого ученика.

Как больно родителям наблюдать за играми детей, видеть, что их ребёнок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, что ваше дитя всё время дерётся, обижает, спорит, мешает работать.

Нарушение в общении, конфликтность и обособленности – признаки слабой адаптации ребёнка к окружающей действительности, причины серьёзных эмоциональных проблем в будущем. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не  может   организовывать общение,   может быть не интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым.  Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтоб этот фактор не стал тормозом на пути развития ребёнка.

Каждый день круг людей, окружающий ребёнка возрастает, становится для него всё шире и шире. Чтобы понять, всё что происходит и не потеряться, не опуститься,  ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущие  рядом.

Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него уже сформированы коммуникативные способности. Теперь необходимо поддержать и развить их.

Так давайте поможем ребёнку научиться, поможем найти настоящих друзей. Для некоторых ребят подружиться – проблема, но при правильном руководстве и поддержке она разрешима. Хотя вы – родители не можете постоянно контролировать общественную жизнь ваших детей, если пути ободрить их и помочь постоянно  контролировать общественную жизнь ваших детей, если пути одобрить и помочь сыну или дочери приобрести друзей:

1.Будьте в курсе всех жизненных событий вашего ребёнка. Интересуйтесь искренне успехами ребёнка, проявляйте настоящий интерес к его проблемам.

2.Укрепляйте в вашем ребёнке чувство уверенности в себе через его самосовершенствование. Родители могут помочь найти ребёнку подходящее занятие, открыв перед сыном или дочерью множество возможностей.

3. Предоставьте детям достаточную свободу. Хотя дети нуждаются в руководстве, некоторые решения они должны принимать самостоятельно. Например, родителей часто волнует причёска или одежда их сына или дочери. Специалисты считают, что лучше всего позволить ребятам экспериментировать – в разумных пределах.

4.Уважайте собственного ребёнка. Важно понять, что лучше всего позволить ребёнку самому выбрать друзей, потребности детей в общении различны. Например, не каждому ребёнку необходимо иметь много друзей, ему достаточно двух – трёх. « Количество ни есть качество».- говорили философы.

5.Подавайте пример. Родители, которые помнят дни рождения друзей и встречаются с ними, наглядно показывают детям, что дружба важна. Дружба – один из самых больших даров. Своей Любовью, терпением и ненавязчивым руководством мы можем помочь нашим детям обрести это богатство. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении проблем общения, необходимо понять их причины. К ним мы относим неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку. Показателем благополучной для ребёнка обстановки является:

а) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми.

б) уверенность в своих силах, удовлетворение в себе.

в) умение и способность просить помощи у окружающих.

г) ощущение свободы, автономности при общении умение видеть свои недостатки с родителями.

У детей могут проявиться следующие неблагоприятные характеристики:

-неспособность сопереживать другому человеку в реальной ситуации;

- неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

-отсутствие способности к  самоконтролю за своим поведением;

-множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребёнок постоянно возвращается при общении. При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога детского психотерапевта и психолога. И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребёнка.

Как строить диалог – общение с детьми.

Главное – это совместное ведение ситуации, совместное устранение и её разрешение, общность действий в решении проблем:

- понимать, что даже в самом малом возрасте ребёнок не объект воспитательных действий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни;

 - разделять с ребёнком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в длинном диалоге;

- принять неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;

- научить видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;

- общение с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянное желание познавать своеобразие его индивидуальности, происходящие в нём изменения.

Интересно ли  вашему ребёнку общаться с вами?

Когда ребёнок скучает, он бессознательно отвергает других и тем отвергает самого себя. Скука может следствием  неудовлетворительной потребности ребёнка в любви и ласке, потребности во внимании.

Ребёнок требует постоянного внимания. Возьмите за правило выражать своё положительное отношение к делам ребёнка. Научитесь искренне и сердечно выражать свою радость и внимание, а не только думать об этом. Чем больше внимания и заботливости испытывает ребёнок, тем интереснее ему общаться с вами.

Как способствовать развитию самоуважению и чувства собственного достоинства у ребёнка.

В школе.

- предоставить реальную возможность в достижении успеха;

- проявлять постоянный интерес к ребёнку, понимать и поддерживать его начинания;

 Обращать внимание на плюсовые стороны его характера, не подчёркивать прошлых ошибок и проступков;

- постоянно одобрять, хвалить ребёнка, не быть никогда критичными, циничными по отношению к нему;

- предупреждать неуверенность ребёнка, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая посильные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

В семье.

- проявлять тепло во взаимоотношениях и эмоциональный отклик и поддерживать во всём;

- создавать атмосферу эмоциональной привязанности, непосредственного эмоционального общения в семье;

- проявлять постоянную заинтересованность делами ребёнка, заботу о нём;

- предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости;

- снимать авторитарные правила в общении с детьми, директивный стиль отношений в семье недопустим;

- уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».

Материал предназначен для беседы с родителями на родительском собрании и индивидуальной беседы....

Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»

Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....

Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка» может быть проведено в 3 классе...

Родительское собрание на тему Роль общения в развитии личностных качеств в развитии ребёнка

Общение родителей с детьми - важный фактор для развития личности ребёнка....

Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Разработка родительского лектория Родительское собрание в 1 классе. МБОУ СОШ № 114 г. Барнаул Учитель начальных классов Демина Н.В.

Цель:1.Определить значение общения для детей и взрослых.2.Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.Вопросы для обсуждения:1...