Родительское собрание №2 в 1 классе.
консультация (1 класс) на тему

Рябцева Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание 

Задачи:

1. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлении в школу;

2. познакомить родителей с требованиями в учебно-воспитательном процессе;

3. совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

4. Дать методические рекомендации по проблеме обучения детей в школе.

Оборудование:

Бумага, ручка.

Чистые листы бумаги.

Схема самолетика.

Ход собрания.

1.Приветствие

- Уважаемые родители, я приветствую вас на родительском собрании! Вы и ваши детки отучились чуть 1 четверть, появились первые успехи, у вас накопилось много вопросов и сегодня мы с вами постараемся во всём разобраться. Своё выступление я хочу начать с таких слов:

"Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега” Л.Кассиль.

-Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей.

- От чего зависит успех обучения?

-Что может помочь более полноценному развитию школьника?

-Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

-Эти и многие другие вопросы волнуют вас, родителей первоклассников.

-Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой)

-Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, а тем более детей, они могут там находится  часами….

С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 19 ребятам даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс.

Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые пришли в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют внимания к своей личности. На этой почве может проявиться конфликтное поведение.

Необходимость приспосабливаться к новым условиям - огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать своё желание быть успешным и понятым. Поэтому  я много внимания уделяла знакомству детей друг с другом, старалась дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества – учениками 1 «Б» класса.

 Я отметила, что некоторые дети боятся говорить. Неуверенно чувствуют, когда слышат себя. Поэтому каждый день говорите с ними. Слушать должны вы, а не ребенок. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность выговориться, он должен привыкнуть слышать, что он говорит; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость. Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорили о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное? Чем вы занимались на уроке чтения? Что веселого было на уроке физкультуры? В какие игры вы играли? Чем вас кормили сегодня в столовой? С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит? У кого самые плохие оценки?» Такими вопросами вы только провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать им понять, что вас интересуют не конфликты ребят, а отношение вашего ребенка к этому.

Прежде чем перейти к следующему вопросу нашей встречи, сделаем небольшую паузу, как на уроках мы делаем с детками!

-На столе перед вами листы бумаги. Сейчас мы сделаем простой бумажный самолетик. Вот его схема. (Родители делают самолетик по общей схеме оригами).- А теперь возьмите ваш самолётик, положите его так, чтобы его нос был направлен вправо, возьмите ручку и нарисуйте на крыле самолетика солнышко с 7 лучами. Похвалитесь вашими самолетиками, покажите их другим родителям. И ответьте мне на вопрос:

- Можете ли вы назвать хотя бы 2 абсолютно одинаковых самолетика? (нет) - А почему? (Высказывают мнения)

Вот так мы перешли к следующему вопросу нашей встречи – оценивание работ ваших деток. Посмотрите, мы – взрослые люди, ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ, делаем все по-разному. Запомните это и никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Когда мы будем оценивать наших учеников, это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Успехи ребёнка будем сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией ко мне.

Ваши дети взрослеют. Меняются их взгляды на окружающих. Вспомните, когда они были совсем маленькими, им нужна была только мама рядом, пошли в детский сад и через некоторое время маму немного «подвинула» воспитательница, особенно если она нашла нужный подход к ребенку. А с поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный для них - их учитель. Я вас прошу, уважайте мнение первоклассника! Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя и его слова, поступки. Я понимаю, что это будет. И не всегда это будут хорошие слова. Я не могу понравиться вам всем. С некоторыми из вас мы уже беседовали. Не надо видеть в моих рекомендациях что-то плохое. Мне, как человеку со стороны, непредвзятому, видно многое, ускользающее от вашего взора. Все ваши дети очень хорошие, и я рада, что проведу с ними так много времени, буду передавать им часть своих знаний. Давайте вместе преодолевать трудности, которые появляются у ваших детей, сделаем это как можно незаметнее и комфортнее для ребенка. Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужен режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Обратите внимание и на биоритмическую организацию ребёнка, которая определяет режим дня.

НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!

Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно - соблюдать его?»

Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом.

Начало занятий в школе, как правило, в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать.

И главное, выйти из дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко.

Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъёма было не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребёнок засыпал в строго определённое время.

Итак, первое - сон. Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.

Если не позаботиться, чтобы ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.

УЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ

Второе - движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников. Для того чтобы ребёнок хорошо учился, его двигательный режим должен составлять 12 - 14 часов в неделю.

А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность - самая обременительная часть школьных будней.

Особенно тяжело переживается ребёнком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение - активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.

Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка, каждому приходилось слышать раздражённое: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам всё трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и лёгким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем - срыв.

День за днём накапливается и недостаток движения. 3 урока физкультуры в неделю его, безусловно, компенсировать не могут. Но лишь немногие дети занимаются в спортивных секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк». Ребёнок вручает записку учительнице, а родителям невдомёк, что болеет он как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ жизни - прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего детского организма.

УЧЕНИЕ И ГУЛЯНИЕ

Третье - воздух. Прогулки на свежем воздухе - сильнейшее лекарство от переутомления.

С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков - все это прекрасно знают - нужно выполнить домашнее задание, да ещё сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада - сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать упражнение по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы - корявыми, письмо - неряшливым.

Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребёнок быстро устаёт, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвётся куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» - гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.

Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадёжно делает уроки.

Сколько же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да, как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит за уроками четыре часа.

А если ещё музыка, иностранный язык?

Где же выход? И первое, на что идут родители, - отмена прогулки. Не успеваешь - не гуляешь. Картина весьма знакомая.

Но вот уроки сделаны и в конце дня неослабным вниманием всей семьи завладевает телевизор. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть телезрителями лучше в выходные дни и немного больше на каникулах. Причём смотреть трансляцию следует сидя на жёстком стуле, а не развались в кресле или, что ещё хуже, лёжа на диване.

Задумывались ли вы, почему передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут? Ровно столько времени разрешается детям проводить у телевизионного экрана. Однако любящие мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда мальчики и девочки до глубокой ночи просиживают перед телевизором или компьютером, забывая о вечернем моционе.

Дневная норма прогулки первоклассника - 3 часа. А сколько гуляет ваш ребёнок? Наверняка меньше. К чему это приводит? Переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате, родительская небрежность оборачивается во вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не знал прежде, причём обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем.

Всё это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют; жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них «ватная голова» и синяки под глазами.

Вот почему, именно на первых порах, чрезвычайно важно чётко определить режим дня первоклассника и добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребёнка так, как это необходимо для успешного учебного труда. И помните, любая «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей, а вам принесёт в будущем немало забот.

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ

Самый опасный враг школьника - плохое настроение. А оно зависит от того, как прошло утро.

У этого малыша «опять проспали» и теперь его поджидает масса неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол, учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята.

Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет...

Вот появилась девочка. Замечаю, у неё снова глаза «на мокром месте» и плаксивое выражение будет долго держаться на лице.

Родители уходят на работу, когда она ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся, кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке затянулся узел...

Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу. Настроение испорчено.

Я совершенно точно знаю: половину урока, возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности. А как это отражается на её здоровье и успехах в учении вообще говорить не приходится.

«НЕЛЬЗЯ» И «НАДО»

Часто на собраниях перед началом учебного года родители первоклассников спрашивают: кому будет легче учиться, - тому, кто идёт в школу подготовленным, или тому, кто не знает грамоты.

Обычно очень трудно ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных возможностей ребёнка. Однако с уверенностью берусь утверждать, что для успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.

Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».

Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться...

Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

Кстати, замечу, что дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями.

СОБРАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ

Собранности и самостоятельности недостаёт многим первоклассникам. Все это - издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребёнка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль.

Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать своё детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый».

А «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу.

И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно.

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.

Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога.

В чём проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется немногое - всего лишь помочь ребёнку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя.

Именно сейчас дети особенно нуждается в том, чтобы рядом с ними были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.

 

В соответствии с особенностями ребёнка планируйте домашний учебный труд. Я подвела вас к еще одному важному вопросу – организация домашних тренировочных упражнений. Вы знаете, что новые стандарты не предусматривают домашние задания для первоклассников. Создатели считают, что детям достаточно заданий на уроке. НО, вы понимаете, что без тренировок дома, наши дети не смогут качественно научиться писать, считать, решать задачи и прочее. Поэтому я прошу вашего совета, разрешения: - давать ли детям рекомендации, задания для домашнего выполнения?! Задания будут перекликаться с заданиями на уроке, их выполнение я буду проверять, но требовать 100% выполнения не имею права. Я могу пожурить ребенка за невыполнение, посоветовать выполнять задания, но контроль и ответственность лежит на вас. Нам с вами предстоит весь год напряженно работать вместе с детьми, но незаметно для них, чтобы постепенно приучать их к самостоятельности, на это потребуется много сил и времени. Начинайте уже сейчас – пусть при вас собирает портфель на завтра, будет постоянное расписание – учите самостоятельно читать его и собираться к следующему дню. Проверяйте портфель, когда ребенок этого не видит, не подрывайте его веру в свою самостоятельность. Иначе так и будете собирать ему на завтра до выпуска из школы. Когда выполняет задания дома, старайтесь помочь, разъяснить, что непонятно, но не «стойте над душой», когда выполняет задание.

Всем вам интересно узнать, как именно проходят наши уроки, как дети отвечают и вообще, что происходит на уроках. Я провожу урок в высоком темпе – разумно высоком темпе, не переживайте. Темп на уроке – это не только и не столько скорость, сколько многообразие заданий. Такой темп помогает быстрой смене деятельности, поэтому дети не успевают устать, их внимание не рассеивается, т.к. им приходится переключаться на новый вид работы, при быстром выполнении заданий «медлительные» детки тянутся за более быстрыми. Я планирую, что все дети будут работать в едином темпе, что, естественно, очень важно для коллективного выполнения заданий. Ваша задача, как родителей, поддержать первоклассников и меня в желании добиться успеха.

В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Не скупитесь на похвалу. Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Например: «Ты такой молодец, что прописал все строчки, но вот на этой почему-то заехал за линию, наверное, рука устала, да?»

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда он доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

Возьмите чашу терпения,

влейте в неё полное сердце любви,

добавьте две горсти щедрости,

посыпьте добротой,

плесните немного юмора

и добавьте как можно больше веры.

Всё это перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни

и предложите каждому, кто встретится на своём пути. И. Беляева.

Организация питания. Т. к. ваши дети находятся в гимназии длительное время, то предусмотрено двухразовое горячее питание: завтрак и обед.

На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше и лучше, напишите, как хотите, чтобы я к вам обращалась – по имени или по имени отчеству. Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.  На какие темы проводить беседы. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса. Может, вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера. Свой листок нужно подписать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание во 2 классе на тему "Отметка и оценка" ( конспект собрания, презентация, анкеты для родителей)

Цель данного родительского собрания состоит в том, чтобы показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Протокол родительского собрания в 1 классе Тема: Знакомство с родителями и учащимися. Выбор родительского комитета. Определение задач на учебный год."

Повестка дня.1.  Лекторий «Режим дня первоклассника»;2.  Определение задач на учебный год;3.  Выборы родительского комитета.4. Обсуждение возникших вопросов.5. Разное....

Родительское собрание во 2 классе " В науку нет коротких путей.» (собрание-консультация)

Материал для проведения родительского собрания во 2 классе, цель которого познакомить родителей с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать р...