Требования для поступления в школу
консультация на тему

Букина Лариса Юрьевна

Требования для поступления в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_dlya_postupleniya_v_shkolu.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Требования для поступления в школу

http://elenasadigova.ucoz.ru/_ph/15/2/451765175.pngЛюбому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс начальной общеобразовательной школы. 

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, который будет проводить отбор в классы. Мягко объясните малышу, что его ждет на собеседовании. Постарайтесь, чтобы ребенок не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает. 

А знать ребенку нужно следующее: 

• свое полное имя, отчество и фамилию; 

• свой возраст и дату рождения; 

• фамилию, имя и отчество родителей, их профессию; 

• свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры; 

• основные достопримечательности своего города (поселка, деревни); 

• название своей страны и ее столицы; 

• последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года; 

• домашних животных и их детенышей; 

• диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей; 

• растения различных природно-климатических зон; 

• части тела человека; 

• профессии; 

• русские народные сказки; 

• великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева) и их основные детские произведения. 

Также ребенок должен уметь:

• различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.; 

• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; 

• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.; 

• рассказать наизусть небольшое стихотворение; 

• полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ; 

• придумать рассказ по картинке; 

• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов; 

• разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов; 

• различать гласные и согласные звуки; 

• определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы"; 

• правильно держать карандаш, ручку, кисточку; 

• без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов; 

• хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру); 

• делать аппликации из цветной бумаги; 

• лепить из глины и пластилина; 

• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10; 

• соотносить цифру и количество предметов; 

• внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут; 

• сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут; 

• играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

Но главное - психологическая готовность ребенка к школе, отсутствие страха и неприязни перед занятиями. Не паникуйте, если ваш малыш чего-то не знает или не умеет. Спокойно, без спешки начните с ним заниматься. 

Ни в коем случае не ругайте ребенка за неудачи, учитывайте его настроение и самочувствие. В обучении задействуйте игровые приемы и художественные образы. 

Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе. Малыш может не знать каких-то фактов, но, если он четко, без смущения высказывает и обосновывает свою точку зрения, это вызывает только уважение. 

Полный ответ всегда предпочтительнее краткого. Ответы "да", "нет", "не знаю" лучше не использовать. Отвечая на вопрос "Как тебя зовут?", не стоит называть свое уменьшительно-ласкательное, "домашнее" имя (Леночка, Толик и т.д.). Нужно сказать: "Меня зовут /Лена Петрова/, /Толя Иванов/". Часто интересуются и отчеством. 

Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6+2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры). 

Ребенок должен быть готов к следующим "каверзным" вопросам: "Кто старше, ты или твоя сестра (брат)? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что бывает раньше - обед или ужин? Кем ты будешь, когда вырастешь, - тетей или дядей? У кого больше лап - у собаки или у петуха? Кто больше - корова или коза? Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?" и т.п. 

Не забывайте, что ребенок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета. 


В норме к началу школьного обучения ребенок должен:

Правильно произносить все звуки;

Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;

Иметь достаточный словарный запас;

Согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Точно спрягать знакомые глаголы;

Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);

Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

1) Что нужно знать родителям первоклассников?

Родителям следует знать, что право на обучение является конституционным правом личности. Никто не имеет права отказать человеку в его получении, если это не оговорено законом. В Российской Федерации право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст.43 Конституции РФ и законом РФ «Об образовании». Рекомендуем родителям ознакомиться с содержанием этого документа, поскольку именно в нем представлены права родителей обучающегося, права образовательного учреждения, права самого ученика и гарантии по их реализации.

Родителям следует знать, что когда ребенок становится учеником школы, то они становятся участниками образовательного процесса. Основные нюансы их участия в образовательной деятельности конкретного образовательного учреждения определяются уставом этого учреждения и Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 18.08.2008)).

Напомним, что поступление ребенка в школу не освобождает родителей от обязанности обеспечивать условия его обучения и воспитания, поэтому со стороны родителей должны быть подготовлены необходимые средства обучения (рабочее место ученика дома (стол, стул, письменные принадлежности), школьная форма (если такое требование указано в уставе школы), форма для занятий физической культуры и др.). Учебники и учебные пособия обязана предоставить школа. Причем такая школьная литература должна соответствовать ежегодно утверждаемым Министерством образования и науки РФ перечням учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных для учебного процесса.

Обращаем внимание, что решение такой комиссии является рекомендацией, окончательное решение по поводу выбора вида образовательного учреждения, формы обучения (очная, очно-заочная, экстернат, обучение на дому) зависит от воли родителей.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения с согласия родителей при наличии направления психолого-медико-педагогической комиссии, которая организуется при органах управления образованием. Заметим, что в общеобразовательных школах в настоящее время могут организовываться классы коррекционного обучения. Это позволяет ученикам, имеющим, например, логопедические проблемы в щадящем режиме освоить программы начальной школы и уже при переходе в основную школу учиться на равных со своими ровесниками.

Особенности режима обучения учащихся в начальной школе определяется санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02). Так в 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

Обучение детей в 1-м классе должно проводиться с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся только в первую смену;

- 5-дневная учебная неделя;

- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

- проведение не более 4-х уроков в день;

- продолжительность уроков - не более 35 минут;

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

- организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

- в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;

- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность реализуется, как правило, посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения, в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в учебные планы для обучающихся начальной школы включают предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Родителям необходимо помнить, что первоклассники учатся только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

Согласно п. 2 ст.16 закона РФ «ОБ образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

2) Какие документы нужно подавать при поступлении в школу?

Перечень документов, для поступления в первый класс определяются уставом школы. Если исходить из общих требований, то родители обязаны написать на имя директора школы заявление о приеме их ребенка в первый класс, в нем указать адрес постоянного проживания ребенка, предъявить медицинскую карту ребенка, которая оформляется в поликлинике по месту жительства (к этому документу следует отнестись весьма внимательно, поскольку это вопрос безопасности здоровья всех детей, которые обучаются в школе), свидетельство о рождении ребенка, копию медицинского полиса ребенка.

При поступлении в школу ребенка во второй и другие классы, помимо указанных документов необходимо предъявить табель успеваемости, выданный школой (это может быть дневник ученика, заверенный печатью школы либо специальная выписка об успеваемости из классного журнала, либо документ об основном общем образовании), а также личное дело учащегося, которое может быть выдано родителю по запросу из той школы, куда поступает ребенок.

Заметим, что точный набор документов может устанавливать и учредитель образовательного учреждения. Для муниципальных образовательных учреждений это органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

3) Законны ли собеседования при приеме в школы?

В соответствии с п.3 ст5 закона РФ «Об образовании» проведение тестирований, конкурсных отборов в общеобразовательных учреждениях законами Российской Федерации не допускается. Более того в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, т.е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся. Тем, не менее, в ряде регионов сложилась незаконная практика проведения специализированных собеседований учащихся при приеме в первый класс, особенно в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, в гимназиях и лицеях. В настоящее время в Государственной Думе РФ готовится проект закона о внесении поправок в закон РФ «Об образовании» о запрете проведения любых испытаний и собеседований при приеме детей в первый класс.

Задача школы научить всех детей по тем программ, которые реализуются в их стенах, независимо от стартовых возможностей и способностей ребенка. Практика показывает, что даже плохо читающие дети к окончанию начальной школы показывают результаты обучения равные тем, что проявляют ученики, которые поступали в первый класс уже владеющие основами начального образования.

Согласно письму Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс»

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

      Что должен уметь ребенок при поступлении в школу? Множество мнений учителей, психологов, тестов. Ваш ребенок может пройти одни тесты и не пройти другие. Как оценить готовно...

Требования для поступления в 1 класс

примерный перечень знаний и умений учащихся поступающих в первый класс...

Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.

Красочный материал для стенда. Адресован родителям будущих первоклассников....

Рекомендации при поступлении в школу

Практические  рекомендации, выполнение  которых  убережёт  Вашего  ребёнка  от  многих  неприятностей  при  поступлении  в  школу:...

что нужно знать при поступлении в школу

статья о современном взгляде на подготовку ребенка к школе...

Требования для поступления в школу

Требования для поступления в школу...

Консультация для педагогов «Характеристика ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе»

Публикуемый материал дает развернутую характеристику ребёнка в период поступления в школу и к концу обучения в начальной школе. Результаты обучения в начальной школе оказывают большое влияние на значи...