Факторы риска речевых нарушений. Меры профилактики.Профилактика школьных проблем.Консультация родителей.
консультация на тему

Чернецкая Наталия Владимировна

Родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития речевых реакций, психомоторным развитием ребёнка, принимать необхо­димые профилактические меры в случае их отклонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_likbez.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Какие реакции ребёнка должны обращать внимание родителей и сигнализировать о неблагополучии развития?

Формирование характера и личностных  особенностей ребенка начинается с самого раннего возраста. Уже ранний период после рождения  имеет большое значение для последующих этапов формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной нервной системы. Так, например, если ребёнок развивается нормально, то держать голову он будет в 1 – 1,5 мес., ползать – в 5 – 6 мес., сидеть – в 7 месяцев, стоять – с 10 месяцев, ходить  - в 1 год. Необходимо следить и за речевым развитием. Гуление – важный этап развития, это физиологическая настройка речевого аппарата, развитие интонационной основы речи, ребёнок не пытается подражать. Он не смотрит на губы матери, он сам познает свои возможности, гулить ребёнок начинает в 2 месяца; лепет – первые произвольные действия, ребёнок пытается подражать маме, лепет появляется в 4 – 5 месяцев, первые слова – к концу первого года, фразовая речь – в 2 года.

Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонения

  1. Что такое факторы риска и какие есть факторы риска речевых нарушений?

В 50-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска», под которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию отклонений от нормы.

                                                       К факторам риска речевых нарушений      

 относятся состояния, обусловленные нарушением развития ребёнка (например, задержка развития тонкой психомоторики, пространственного  и временного восприятия и пр.), а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологических и социально-психологических вредностей (так называемых патогенных факторов) во внутриутробном периоде, во время родов и в периоде после рождения ребенка.

  1. Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой различные вредности, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения.

Основные причины патологии  детской речи:

- различная внутриутробная патология,  которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4-х недель до 4-х месяцев. 'Возникновению речевой патологии спосо6ствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные (гипотериоз) заболевания матери, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, токсические причины: курение, алкоголь, лекарственные препараты, магнитные и радиоактивные излучения;

-  родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга, удушье) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

- заболевания в первые годы жизни ребенка; в зависимости от времени их воздействия локализации повреждения мозга  возникают речевые дефекты различного типа. Отрицательно влияют на развитие речи частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты (заболевания мозга), ранние длительные желудочно-кишечные расстройства;

- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

- наследственные факторы; в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью

В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других (в частности речи) и в дальнейшем к педагогической запущенности.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится леворукость. Недоучет этой особенности  ребенка может привести к появлению патологии речи (в частности, к заиканию). Одной из профилактических рекомендаций может быть запрещение насильственной переориентации леворуких в праворуких.

  1. Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

- характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, импульсивность; эмоциональная холодность);                                                                                                - неприятие со стороны матери (отца);                                                                                                                       - неполная семья;                                                                                                                                                     - конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);                                                                                                                                         - воспитание в двух домах;                                                                                                                                                    - резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;                                                                                               - неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопекака, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счёт возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуации испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр. 

К социальным факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Родители, страдающие ею, должны консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев cлeдует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией. В целях первичной профилактики речевых нарушений у ребенка из семьи, отягощенной речевой патологией, необходимо начать логопедические занятия в младшем дошкольном возрасте.

  1. Какие меры профилактики речевых нарушений?

               Коррекционно-педагогические мероприятия включают в себя:

Основное внимание обращается на развитие сенсорного (чувственного) восприятия: зрительного, слухового, кинестетического (восприятие положения и движения органов).  В процессе целенаправленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных функций ребенка, что в значительной степени способствует нормализации его речевого развития.

К этой работе должны быть максимально привлечены родители.

Жизнь ребенка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

  • развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взора, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляцию двигательной активности, вызывание голосовых реакций и т. д.
  • Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий. Мама должна быть похожа на «птицу-говорун», постоянно общаясь с ребенком, используя все виды интонации.

Возраст до 1 года - это период, когда общение является главным видом деятельности ребенка и недостаточность эмоциональных контактов с ним может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере и речевом поведении. Уже на этом возрастном этапе устанавливаются первые межперсональные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Это важный этап, с которого начинаются социализация, становление личности ребенка, формирование положительных и отрицательных чувств, представление о людях, мире.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций. Необходимо трогать ребёнка, гладить его, делать ему массаж, чтобы ребёнок познавал границы своего тела.                                      

  Нужно способствовать «играм» младенца голосом. Надо петь ему колыбельные песни, повторять слоги, рассказывать стихи-потешки. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук. Тренировать пальцы рук можно же с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка в отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнения обеих рук проводить 2 -  3 мин ежедневно. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала крупные  и яркие предметы, затем более мелкие. Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-ворона», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

  • У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они  поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и  произнесении звуков и слов.

К 3 годам у нормально развивающегося ребенка словарь   включает 1000 - 1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым. В этот период бурно развивается инициативное обращение ко взрослым (вопросы: К а к? Г д е? и т. д.). Таким образом, речь взрослого становится для ребенка самым важным средством познания окpyжaющего мира. К 3 годам  жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности.

         При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

  • В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.
  • Не следует  в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.
  • Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью  механизмов в деятельности  речевого аппарата и обычно исчезают к 4 – 5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.

  • Важнейшим средством психического развития является детская игра. В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр. Включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.
  • Развитие слухового и фонематического восприятия (звуков) является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность, сравнивать звуки. Обучение детей различать звуки ведет к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти.
  • Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка.

  1. Как быть, если в семье двуязычие?
  • Речевое  воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее,  иногда появляются запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

  1. Профилактика нервно-психических нарушений (речевых) в дошкольном учреждении.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольные учреждения. В процессе воспитательно-образовательной работы в них последовательно осуществляются задачи, определенные программой, в области физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка - дошкольника.

Воспитательно-образовательная работа, осуществляемая на занятиях, имеет большое значение для умственного развития детей и подготовки их к школе. Важно, чтобы по содержанию, методике проведения и по длительности эти занятия соответствовали возрастным  возможностям детей.          

  • Известно, что перегрузка, всякое переутомление в этом возрасте представляют особую опасность для состояния здоровья и дальнейшего развития детского организма.

Для нервно-психичеокого здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей, Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать общую поведенческую установку воспитателя.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются  только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

  1. Профилактика школьных проблем. Требования к подготовке детей к школе.

Переход к обучению в школе детей с 6-летнего возраста предъявляет новые требования к организму ребенка. Психофизиологические исследования детей 6 лет показывают, что этот возраст представляет собой особый переломный период. Именно в это время формируется умение выполнять определенные правила поведения, устанавливать личностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия с действиями других людей, уметь слушать и выполнять указания взрослых.

В реформе школы определены новые, повышенные требовании к подготовке детей к школе. В настоящее время особое значение приобретает проблема обучения грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (достаточный объём словаря, сформированность грамматического оформления   речи), развитие осознания элементов языка, смысловой стороны слова.

Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим запас знаний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о моральных нормах поведения. Важен при этом не столько объем знаний, сколько их качество: четкость и обобщенность представлении. Эти представления помогают ребенку перейти к усвоению знаний научного характера. Существенной стороной психической готовности к школе является достаточный уровень эмоционально-волевого развития ребенка.

Школе принадлежит большая роль в охране нервно-психического здоровья детей.

Важнейшей задачей школьной психогигиены остается профилактика переутомления и психического травмирования детей, создание в школе условий, охраняющих нервную систему учащихся от чрезмерного напряжения. В связи с этим большая ответственность за состояние речевого развития детей и подростков ложится не только на логопеда, но и на учителя.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления, воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения,  интонационной выразительности . Классным руководителям следует особое внимание обращать на тех учащихся, речь которых делает их «трудными» в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими, а также на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к самообвинениям, застенчивостью, замкнутостью, склонностью к бурному реагированию на стрессовые факторы и на детей из неблагополучных семей.

  1. Предпосылки правильного формирования навыков письма и чтения.

   К  6-7 годам у ребенка должны быть сформированы:

  1. правильное произношение звуков родного языка;
  2. навык ориентировки в пространстве;
  3. навык ориентировки во времени;
  4. двигательные функции руки (движения пальцев рук);
  5. и развиты слухо-моторные координации (способность воспринимать и воспроизводить ритмы);
  6. речевое внимание и фонематическое восприятие (умение слышать звуки речи);
  7. звуковой анализ и синтез слов (умение выделять звуки из потока речи, различать их, сравнивать между собой, определять местоположение звука в слове, определять количество звуков в слове и т.д.);
  8. достаточный объем словаря (определённое количество слов; знать значение слов; не путать слова, близкие по звучанию и т.д.);
  9. грамматический строй речи (не допускать ошибки согласования и управления; уметь устанавливать причинно-следственные связи и т.д.);
  10. зрительный гнозис и (умение узнавать различные изображения предметов, букв);
  11. графические способности (умение воспроизводить различные изображения предметов, фигур, букв);
  12. мнестические процессы:
  • тактильная и двигательная память (умение на ощупь определять форму, размер, фактуру и т.д. предметов);
  • зрительная память
  • слухоречевая память
  • номинативные процессы (умение соотнести образ предмета с соответствующим ему словом-наименованием)

13.произвольная саморегуляция (умение поставить цель и задачи, определить способы их выполнения, регуляция и самоконтроль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА ЕЁ ПОЯВЛЕНИЯ

Каждый педагог начальных классов сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного перио...

Родителям. Факторы риска школьной неуспеваемости.

Особенности детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД).Логопедические нарушения у данной категории детей.Рекомендации родителям....

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....

Предпосылки возникновения речевых нарушений у детей младшего школьного возраста

Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному....