Родительское собрание не тему Адаптация учащихся 5 класса
консультация на тему

Шамсутдинова Елена Львовна

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность  в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на Родительском собрании.

Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Актуальность выбранной темы:

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;

- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;

- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

- выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников;

- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

План собрания:

I. Вступительное слово.

II. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

1.Тест «Какой вы родитель?».

IV. Рефлексия.

Ход собрания:

2 слайд 

I. Вступительное слово.(актуальность проблемы)

3 слайд Что такое АДАПТАЦИЯ?

4 слайд РОДИТЕЛЯМ

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период.  От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей.

5 слайд  ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

6 слайд ТРИ  УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

7 слайд Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребенка;

- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

8 слайд ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ

9 - 13 слайды Результаты диагностики

С ребятами было проведено анкетирование. Сейчас я ознакомлю вас с полученными результатами.

14 слайд Степень адаптации ребенка зависит от:

- его внутреннего состояния;

- его характера;

- его успеваемости в начальной школе;

- его физического здоровья;

- от психологического климата в классном коллективе;

- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- со стороны родителей обязательное проявление  интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;

- недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).

 - необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);

- обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

-  моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

15 слайд Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество положительных ответов.

16 слайд 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.

Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Ваши варианты(отвечают родители)

Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

- приказы, команды, угрозы

«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;

- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

- критика, выговоры

«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,

«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;

- высмеивания, обвинения

«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;

- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

- а также предложения готовых решений

«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

 Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.

17 слайд – 19 слайд

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность  в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

20 слайд

IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

Какая часть вызвала особый интерес?

Ваши предложения и пожелания на будущее.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Успешная адаптация учащихся 5ых классов»

Слайд 3

« Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам .» Джеффри Евгенидис .

Слайд 6

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе. - повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе; - повышение уровня тревожности самого ребенка; - зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение

Слайд 8

Результаты диагностики « Определение состояния психологического климата в классе » Цель: выявление психологического климата классного коллектива. Дата: 30 ноября 2017 года В классе 31 человек, диагностику выполняли 28 человек 93%. По результатам: Ш кольник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится. 21 человек 75 % Ш кольнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. 6 человек 21% Ш кольник оценивает психологический климат в классе как очень плохой. 1 человек 4%

Слайд 9

Результаты по критериям: 1. С каким настроением вы обычно идете в школу? o всегда с хорошим настроением – 10 человек – 36 % o с хорошим чаще, чем с плохим – 10 человек – 36% o с равнодушием – 7 человека – 25 % o с плохим чаще, чем с хорошим – 0 o всегда с плохим настроением – 1 человек – 4%

Слайд 10

2. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами? o да, нравятся – 6 человек – 21% o многие нравятся, некоторые – нет – 15 человек – 54% o безразличны – 2 человека – 8% o некоторые нравятся, но многие – нет - 5 человек – 18% o никто не нравится - 0 3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс? o никогда не бывает – 13 человек 46% o редко бывает – 12 человек – 43% o мне все равно, где учиться – 1 человек – 4% o часто бывает - 1 человек – 4% o думаю об этом постоянно - 1 человек – 4%

Слайд 11

4. Устраивает ли вас учеба в школе? o учебой вполне доволен – 18 человек – 64% o скорее доволен, чем недоволен – 8 человек – 29% o учеба для меня безразлична - 1 человек – 4% o скорее недоволен, чем доволен - 1 человек – 4% o совершенно недоволен учебой – 0 5 . Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель? o очень хорошо – 14 человек – 50% o хорошо - 11 человек - 39% o безразлично - 2 человека – 8% o скорее недоволен 1 человек – 4% o очень плохо - 0

Слайд 12

6 . В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели? o убеждают, советуют, вежливо просят – 16 человек – 57% o чаще в вежливой форме, иногда грубо– 8 человек – 29% o мне это безразлично – 3 человека – 12% o чаще в грубой форме, иногда вежливо – 1 человек – 4% o в грубой форме, унижающей достоинство - 0

Слайд 13

Степень адаптации ребенка зависит от: - его внутреннего состояния; - его характера; - его успеваемости в начальной школе; - его физического здоровья; - от психологического климата в классном коллективе; - а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Слайд 14

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-” 1.Моему ребенку нравится учиться в школе. 2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу. 3. Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома. 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. 5. В классе у него много друзей. 6. В школе мало учителей, которые нравятся. 7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей … 8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. 10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе. Подсчитайте количество положительных ответов.

Слайд 15

Результаты анкетирования 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы . 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним . 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка . 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Слайд 16

Рекомендации для родителей : - первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться; - со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня; - обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы; - недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников); - исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК). - необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации); - обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью; - моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи; - развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Слайд 17

Рефлексия Чем помогла Вам сегодняшняя встреча ? Какая часть вызвала особый интерес ? Ваши предложения и пожелания на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"

Родительское собрание на тему:"Адаптация детей 1-го класса в школе. Новые обязанности — первые трудности"...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

Родительское собрание на тему "Адаптация первоклассника в школе" , 1 класс

Родительское собрание  на тему "Адаптация первоклассника в школе" , 1 класс...

Разработка родительского собрания на тему: "Адаптация детей 1-го класса в школе"

Момент поступления ребенка в школу очень волнителен для родителей. Теперь у детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом любящие родители находились ря...

Выступление на родительском собрании по теме "Адаптация обучающихся в 1 классе"

Конспект выступления на родительском собрании по вопросам адаптации обучающихся 1 классов...

Родительское собрание по теме: «Адаптация первоклассника к школе», 1 класс

Данный материал поможет педагогам 1 класса подготовить и провести первое родительское собрание в 1 классе....

Родительское собрание на тему ::"Адаптация 1 класса"

Родительское собрание о том как поомочь адаптироваться первоклассникам...