Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ
методическая разработка на тему

Евстифеева Наталья Владимировна

Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobr.orkse_.doc92 КБ

Предварительный просмотр:


http://www.koipkro.kostroma.ru/_layouts/images/blank.gif

Родительское собрание «О введении курса ОРКСЭ»

С 1 сентября 2012 года во всех школах РФ по приказу Министерства Образования И Науки вводится в учебный план новый курс ОРКСЭ.

Откуда взялся этот курс?

  • 21 июля 2009 г. президент России Д. А Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводилась в 21-м регионе России. Основной задачей, которую поставил президент перед этим курсом, является именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ.
  • В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся.
  • В 2009 году был принят новый стандарт общего образования - ФГОС, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание
  • В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания раскрыт современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа.  

Цель курса: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям разных конфессий, воспитание толерантности.

Главное: содействие семьи и общества в решении педагогических моральных проблем; понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе. Перед семьей и школой стоят общие задачи. Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми, компетентными в профессиональной сфере и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. Во имя этого семья и школа должны объединить свои усилия. Министр образования и науки РФ (обращение к родителям)А.А. Фурсенко) 

Назначение нового предмета -  помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.

Новый курс ОРКСЭ имеет комплексный характер и включает в себя 6 модулей.

Зачем нужны моральные нормы? Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья. О том, как сохранить свое душевное здоровье, нам и поможет этот новый курс.

Мы детьми будем отвечать на вопросы: Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Поэтому среди задач нашего курса – 1) привить детям вкус к жизни, 2)  привить вкус к жизни в России, а не в эмиграции, и 3) привить вкус к жизни в семье (Андрей Кураев – автор учебного пособия «ОПК»)

Задача самого курса – привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой, научился бы реагировать не только на боль пальчика, но и на боль своей совести, чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее проанализировать вот то или иное его стремление и ответить - к добру оно или ко злу. В этом смысле задача курса – это именно нравственное воспитание. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан.

Миф 1 – в школу придут священнослужители. Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции РФ, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности. (21 июля 2009 г., Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги. )

Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Каким будет преподавание нового предмета, в первую очередь, зависит от того, кто будет учить. Все модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы Вам как родителям – это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что они вдруг начнут обращать своих учеников в ту или иную религию. Т о есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Тем не менее, если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с предложением о замене учителя. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.

Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними. Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что федеральный эксперимент предусматривает разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. Неверно думать, что решение о проведении эксперимента было принято спонтанно, без достаточных на то оснований. Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах.

 http://www.koipkro.kostroma.ru/_layouts/images/blank.gif Почему именно с этого возраста введен данный курс?

В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. В это время происходит становление нового самосознания, новый взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний.

В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста - чувство взрослости. Оно выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. формируются сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять себя и свои возможности. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Именно в этом возрасте необходимо начать создавать нравственную систему ценностей, с которой ему жить. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.  

Можно ли этим курсом воспитать у ребенка моральные нормы за эти две четверти?

Безусловно, моральные нормы за   один учебный год  сформировать невозможно. Но  именно в возрасте десяти лет ребенок начинает серьезно задумываться над вопросами нравственности,  именно в этом  возрасте идет процесс формирования личности  ребенка. И то, каким он будет, зависит от того,  какие ценностные ориентиры в нем заложены. Поэтому 10-летний возраст   важный именно для духовно-нравственного развития.  

Еще одна трудность состоит в определении формы отчетности и критериев оценок для этого предмета, что чрезвычайно важно для методики преподавания данной дисциплины. Например, если ограничиваться формальным подходом, чтобы ученик знал наизусть 10 заповедей, "Отче наш" и, допустим, имена 12 апостолов и названия местных храмов (этот список каждый может продолжить по желанию), тогда основным критерием оценки становится некая сумма знаний у школьника, которую можно определить с помощью контрольных, викторин, экзаменов. Такой способ изучения ОПК достаточно традиционен, но имеет свои недостатки. В результате такая предельно важная для верующего человека вещь, как религия или отношения с Богом, занимает место где-то между алгеброй и ОБЖ. Происходит нивелирование святыни, дети «Христа и Евангелие уже проходили», и придется считаться с последствиями такого преподавания.

Обязательное условие этого курса – это тесное сотрудничество с родителями, с членами семьи.

Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя. Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.

Большинство родителей в той или иной мере ощущает недостаток содержания воспитания детей. Семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития. Семья в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки, но как только мы переходим в сферу семейного воспитания, то обнаруживаем здесь немалые проблемы.

Воспитание всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Если родители верующие, то проблема содержательного наполнения семейного воспитания решается сама собой: содержание религиозного воспитания (православного, мусульманского и другого) переносится в семью и адаптируется к ее условиям. Верующие родители могут аргументированно объяснить детям, почему нельзя поступать плохо, раскрыть перед ними личностные смыслы нравственного поведения. Важно при этом, что их словесные аргументы  подкреплены религиозным укладом семейной жизни, т.е. слова и поступки родителей в глазах детей не расходятся.

В гораздо более сложном положении находятся семьи, где родители не придерживаются той или иной веры. Их в современной России большинство. Такие родители испытывают немалые трудности, пытаясь объяснить детям, почему следует придерживаться правил нравственного поведения. Это, действительно, трудно. Почему не следует лгать? Найдутся множество весомых аргументов в пользу лжи, которая помогает избежать наказаний, скорее получить желаемое, манипулировать людьми. И только один – против лжи: лгать плохо, безнравственно. Слабый аргумент, особенно после того, как ребенок спросит: «Почему плохо? И что значит «безнравственно»?». Как объяснить ему, что брать чужое плохо, если кинопродукция, которую он поглощает ежедневно в больших количествах, заполнена привлекательными героями, ведущими легкую, сытую беззаботную жизнь, не отягощенную выполнением моральных норм.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому. Особенность нашего времени  в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

 Возможно, одним из шагов на этом непростом пути, чтобы спор отцов и детей превратился в диалог, можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Поэтому в этом курсе много заданий, которые нужно выполнять вместе с родителями: Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.  При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. В целом, по экспериментальному учебному предмету не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, заинтересованное обсуждение тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем школьников с учителем на уроке и детей с родителями дома.

Совет . Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребенку. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

 Совет. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. 

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли  ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Золотое правило этики

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом… Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Гл пиннципы православия: любовь, милосердие, всепрощение. (рассказ В Осеевой «Отомстила»)

В нашем эксперименте дети расходятся по разным классам по критерию интереса к изучению той или иной религиозной культуре. А интерес к изучению – совсем не то же, что религиозная самоидентификация.

ДУША

Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.

Ты играешь с малышом. Ему всего годик, и он совсем несмышленыш. Вот он сдвинул со стола чашку, та упала и горячим чаем обожгла тебе руку. Тебе больно. Может быть, если бы это был твой ровесник, ты бы отругал его или даже стукнул. Но малыша ты прощаешь. Боль в руке осталась с тобой. Но разве никакого нового чувства не родилось от того, что ты простил человечка? Это радуется душа от того, что она поступила правильно.

А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты неправ!».

Душу не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.

Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.

РАСКАЯНИЕ ,Представьте: мальчик бросил мяч в чужое окно и целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своём "подвиге". А через полчаса в этот двор въехала "скорая помощь", и врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна... И теперь недавний "герой" готов отдать всё на свете, лишь бы не было этого его "подвига". То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправьте свою прошлую ошибку делом. Найдите дело, противоположное совершённому греху.

Украл? - Верни.

Солгал? -  Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? - Подари.

Сказал злое слово? - Попроси прощения.

К сожалению, не всегда делом можно петь исправить причинённое зло... Но если такая возможность есть, надо спешить делать добро.

У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу. Самая простоя из них - "Господи, прости!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ

В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....

Презентация для родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ

В презентации представлен материал, помогающий родителям выбрать модуль нового для них предмета ОРКСЭ в 4 классе....

разработка родительского собрания по выбору модуля по ОРКСЭ

материалы для родительского собрания будут интересны при выборе модуля в предмете ОРКСЭ...

Родительское собрание "Выбор модуля курса ОРКСЭ" 3 класс

Материалы к родительскому собранию в 3 классе по выбору модуля курса ОРКСЭ...

Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ

Статья предоставлена в помощь администрации школы и учителям 4 классов по проведению родительского собрания по выбору модулей ОРКСЭ....

Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.   Воспитание детей было и остаётся самым т...

Родительское собрание на тему:"Осознанный выбор модуля курса ОРКСЭ"

Рассказать родителям о курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», который будет изучаться в 4 классе. Сделать выбор одного из модуля «ОРКСЭ»...