Лекторий для родителей ДОУ "Теремок" "Готовность ребёнка к школе"
консультация на тему

Моисеева Марина Сергеевна

Лекторий для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекторий на тему для родителей ДОУ «Теремок»

«Готовность ребенка к школе»

В нашей школе уже стало доброй традицией проводить лектории в ДОУ города

перед поступлением ребёнка в 1 класс.

  Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный.

Чаще всего родители завтрашних школьников не имеют четкой программы подготовки их детей к школе. Нет, все, конечно, понимают: для того чтобы ребенок хорошо усваивал грядущий школьный материал, до школы его надо много чему научить. И бедные дети с четырех-пяти лет под контролем родителей пишут палочки, учат числовые ряды, заучивают длинные стихотворения... Но помогает ли это им?

Игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте.

По мнению Марьяны Безруких, доктора биологических наук  "самый главный показатель готовности к школе, и это подтверждают наши физиологические исследования - умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция - это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию". Многие дети, даже к концу 1 класса, не слышат учителя. Это в последствие приводит к тому, что ребёнок не усваивает учебный материал в полном объёме.

Важнейшее условие будущей успешной работы над школьными заданиями - умение ребенка планировать свою работу. И прежде чем сажать ребёнка  за тетрадку писать палочки, попросите его... собрать пазл. И посмотрите, как он это сделает: просто так берет детали  мозаики или кладет перед собой рисунок, отбирает нужные цвета, а потом лишь берется за дело?

            Итак, что же должен уметь будущий первоклассник? Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей. Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность.

Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах.

1. Физическая готовность - будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым.  Если вы не уверены в выносливости  ребенка, приучайте его к медленному бегу, но в течение 2-4 минут без перерыва. Пешим прогулкам на протяжении 30 минут без отдыха. Здорово, если он приучен к ежедневной утренней зарядке.

2. Эмоционально-волевая готовность - ребенок к 6-ти годам должен  владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию. Часто камнем преткновения в  первые годы учебы в школе становится несамостоятельность детей в быту. Поэтому,  воспитание самостоятельности дошкольника  очень важный фактор его подготовки к школьному обучению. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды, шнуровки ботинок, завязывания  шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде в 4-5 лет, культурно-гигиенические навыки и т.д.

Если ваши сын или дочь до шести лет не приучены самостоятельно следить за своими вещами, убирать за собой игрушки, то, как можно рассчитывать на то, что при поступлении в школу они смогут держать в порядке свои учебные принадлежности? Да и одежду тоже. В этом случае у ребенка неизменно будут возникать трудности с запоминанием домашних заданий, со сборами портфеля. Несамостоятельные дети часто забывают что-то – то ли из  дому взять в школу, то ли из школы забрать домой. Поэтому первым этапом подготовки ребенка в школе – это уроки самостоятельности.

3. Интеллектуальная  готовность - к этому виду психологической готовности к школьному обучению входит развитие таких психических процессов, как память, внимание, мыслительные операции синтеза, анализа, обобщения и сравнения.

К моменту поступления в школу, ребенок должен уметь запомнить до 10-ти предметных картинок, показанных ему кратковременно. И пусть по памяти назовет  те, которые запомнил.

Второй тест на уровень развития памяти – игра в слова. Назовите 10слов, и попросите ребенка вспомнить, какие слова были названы. Хороший уровень запоминания в возрасте 6-ти лет 5-7 слов.

      При подготовки ребенка к школе необходимо проверить, насколько развиты у него внимание и сосредоточенность. Можно это проверить,  рассматривая две  похожие картинки, и находя в них маленькие отличия. В наше время в любом книжном или детском магазинах таких  книг или игр множество. На них так и написано: «развитие внимания, памяти» там есть и  описания заданий и игр для малышей.

Развитие мышления — это развивающие игры. Различные конструкторы, лего, пазлы, при помощи которых у детей развивается пространственное мышление.

5. Мотивационная подготовка ребенка к обучению в школе

             Дошкольники, когда их спрашивают, хотят ли они идти в школу, в подавляющем своем большинстве отвечают, что хотят. Но, не все дети отвечают откровенно. Они хорошо знают, какого ответа от них ждут взрослые.  Важно и то,  почему именно ребенок хочет идти в школу. Очень часто будущие школьники отвечают, что в школу хотят идти, потому что они уже выросли.  Чтобы  можно было не спать днем. Потому что все  друзья туда идут.  Чтобы носить ранец и т.д. То есть  основная часть  детей стремятся к внешней стороне школьной жизни, а не к  учебной деятельности, как таковой.

Поэтому,  важно  больше рассказывать  ребенку о школе, о  том, как там интересно,  чему там можно научиться. А еще лучше — показать классы, с компьютерами и техникой, спортзал, столовую и т.д.  Поиграть с малышом в школу, дав ему возможность побыть и учительницей, и учеником. Любая деятельность человека будет более успешной, если она ему в радость. Об этом позаботиться не менее важно, чем о других аспектах подготовки ребенка к школьному обучению.            

6. Коммуникативная готовность.

К этому виду готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми. Взрослыми — знакомыми и незнакомыми. И со сверстниками. Если  малыш не умеет общаться на равных со сверстниками, он неизбежно будет с ними в конфликте или конфронтации. Детский коллектив достаточно жесткий и бескомпромиссный. Важно чтобы малыш умел отстоять свою точку зрения, и при этом не вел себя высокомерно и агрессивно. Чтобы умел и был готов к нахождению компромиссных решений в конфликтной ситуации.

     Умение общаться с взрослыми \знакомыми и незнакомыми \ — одно из условий успешной учебы в школе. Ведь малышу придется обращаться за помощью к учителю, спрашивать или переспрашивать его что-то на уроках. У детей нередко возникают трудности в этом. Причины таких трудностей могут быть различны.

      Если ваш малыш стеснительный, неуверенный в себе, значит, он имеет негативный опыт общения с взрослыми, в котором он был не понят, не услышан, не поддержан в своих потребностях.  В таком случае,  детей  нужно чаще хвалить, реже ругать за несовершенство выполнения заданий или поведения.

      Помогают специально созданные  ситуации, в которых ваш сын или дочь приобретает положительный опыт общения с продавцами в магазине, кондуктором в транспорте, бабушкой, которой уступает место в троллейбусе. – Вариантов масса.  Стимулируйте его активность и самостоятельность. Пусть ребенок сам обратиться к незнакомым людям с просьбой — купить хлеб или билет на проезд. Пусть уступит  место в транспорте бабушке. Пусть спросит у незнакомого, как пройти в магазину. Такой опыт он должен приобретать в вашем присутствии. Пусть знает, что вы рядом. Но не помогайте, пусть  приобретает свой собственный опыт. А потом обязательно похвалите за успех, пусть и частичный.  Обговорите, что получилось, что нет. И что помешало  общению. Если ребенок осознает свои трудности, значит, у него есть силы преодолеть их.

Бывает, что ребенок не умеет формулировать просьбу, не знает, как правильно обратиться к взрослым. Научите его четко, громко и вежливо  высказываться. Очень важен пример самих родителей. Ведь ребенок все время наблюдает за нами и подражает нашему поведению. Вот как много важных аспектов эмоционально-волевой подготовки ребенка к школе.

6. Педагогическая готовность

МАТЕМАТИКА

        Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

        К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, но гораздо важнее, чтобы ребенок слышал звуки. Нужно играть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданный звук. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы. После чтения обязательно задайте ребенку вопросы по содержанию, обсудите рассказ или сказку. По иллюстрациям, попросите передать тот момент, который изобразил художник.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

        Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

        Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

1. Лепка из пластилина.

2. Рисование или раскрашивание картинок.

3. Изготовление поделок из бумаги, из природного материала

5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

7. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д

9. Нанизывание бус и пуговиц.

10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д

13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

Тест для родителей.

        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии

посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

       Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

       Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

        В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"

Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации  будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....

Анкета - опрос родителей "Путь ребёнка дом - школа"

анкета - опрос родителей или лиц, их заменяющих, о том , как ребёнок добирается от дома до школы и обратно...

Лекторий для родителей "Когда ребёнок говорит неправду"

Родительский лекторий "Когда ребёнок говорит неправду"...

Как родителям подготовить ребёнка к школе?

Материал для родителей будущих первоклассниковТема: "Как родителям подготовить ребёнка к школе?"...

Тест для родителей. Готовность ребёнка к школе.

Тест для родителей "Готовность ребёнка к школе" поможет родителям будущих первоклассников оценить готовность их ребёнка к школе....

Лекторий для родителей: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»

Данная статья освещает вопрос подготовки ребёнка к школе путём решения основных задач воспитания....

Поступаем в 1 класс. Как помочь родителям подготовить ребёнка к школе?

Поступление в 1 класс - это очень важный этап в жизни ребёнка. Как помочь родителям сделать всё для успешной учёбы детей? Давайте разберёмся вместе....