Выступление на родительском собрании: «Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида»
консультация на тему

Литвинова Галина Валентиновна

В выступлении раскрывается проблематика склонности подростков к суициду и родителям  даются рекомендации по оказанию профилактической помощи детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsida.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

администрации

Солнечногорского муниципального района Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 21

тел.  64-46-71

факс 64-46-71                                                  Московская область, г.Солнечногорск, Колхозный переулок, д.2

Выступление на родительском собрании: ««Оказание профилактической

помощи родителям по проблемам подросткового суицида»

Автор выступления:

Литвинова Галина Валентиновна

учитель начальных классов МБОУ №21

г. Солнечногорск

27.12.2017г.

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, В его сути биологической заложено изначально -   выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок -  вот это уже настораживает.

Почему же подростки пытаются покончить собой?
Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
Какие дети могут совершить такой поступок?

 Первая причина и самая основная – непонимание.
Парадокс суицида. Очень часто мы слышим фразу при обсуждении самоубийства, реакцию: "Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!!!". Так вот, что парадоксально – основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Он сделал и решился на это по сути, потому что его не понимали.  Не было ни одного человек способного понять его перживания ни среди подростков, ни среди взрослых. отчего они воспринимают себя как отверженных и никому не нужных "чужаков". Не понимали глубину его переживаний и депрессивного состояния и помогли найти другой выход.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это к стати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды.  А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
 Если не в порыве импульсивности.  Случаются варианты когда подросток приходит к этому  путем долгих обдумываний

  Закономерен вопрос:  все-таки выбирают этот вариант как решение?
Специалисты утверждают, (и что самое интересное в этом их поддерживают сами пострадавшие, т.е. дети имевшие в своей биографии попытку суицида), что в большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой "невыносимой".
Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишить наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть
 хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательнсоти смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.

  Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

  Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  СЛОВЕСНЫЕ ПРИЗНАКИ

  Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

   1. Прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!"…

   2. Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".

  3. Много шутить  на тему самоубийства.

  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

   ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать например неряшливым;
- в школьнх привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;

- ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

   СИТУАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ:

   Человек может решиться на самоубийство если:

   1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным.

   2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);

   3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

   4. Предпринимал раньше попытки суицида.

   5. Имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

         6.Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

         7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Что делать если замечена склонность школьника к самоубийству?

Следующие советы помогут изменить ситуацию:

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он и ли она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

   Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить  степень риска в данной ситуации:
  - Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?
  - Ты думал, когда-нибудь о самоубийстве?
  - Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

   Утверждение о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве. Но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве после успешного разговора.

   Поддерживайет его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

   Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.

   Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи:

друзей, семью, врачей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Примечательно, что курс лечения подростка, попавшего после попытки суицида к специалисту, в основе своей,  предполагает теплые отношения между врачом и пациентом, которых так не хватает подростку в повседневной жизни. Врач должен дать понять подростку, что он всерьез воспринимает его попытку к самоубийству, что проблемы пациента действительно нелегкие, но они разрешимы, но не столь кардинальным способом. Так неужели чужой человек поймет и поддержит моего собственного ребенка лучше, чем я сам.

   Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

  • Рождение вашего ребёнка было желанным?
  • Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  • Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  • Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  • Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  • Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  • Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  • Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  • Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  • Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  • Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  • Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  • Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  • Вы первым идёте на примирение, разговор?
  • Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

   Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

   Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!


  
Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если  не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.

Кто, если не вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Оказание помощи учащимся в обучении. («Как первокласснику помочь стать внимательным»).

Разработка состоит из сценария родительского собрания (9 стр.) и презентации(10 файлов). Сценарий разработан в форме родительского всеобуча, его проводят кл.руководитель совместно с психологом. Цели:1...

Универсальные учебные действия. Помощь родителям.Выступление на родительском собрании.

В связи с введеним новых стандартов, многие родители испытали шок. Что это такое? Как помочь ребёнку учиться в наше время? Предлагаю учителям и ,может бытьродителям,ознакомиться с моим выступлением на...

Родительское собрание. "Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида."

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...

Сценарий родительского собрания на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий"

Родительское собрание на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий" целесообразно проводить перед введением отметок. Данная разработка содержит подготовительную работу и конспект самого с...

Конспект родительского собрания «Оказание первой помощи»

Цель: подготовить родителей к осознанию важности и  оказанию первой помощи .Задачи: -повысить уровень знаний родителей и обучить их алгоритму чётких и быстрых действий по оказанию первой помощи;-...

Выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста"

Выступление на родительском собранииЦель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста, путями возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.Задачи:Познаком...