Доклад к родительскому собранию "Правильный профессиональный выбор"
статья на тему

Малютина Галина Анатольевна

Доклад для выступления на общешкольном родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_rod_sobr.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительском собрании

«Правильный профессиональный выбор – мотивация к успешности в учебе и в жизни»

Автор:

Малютина Г.А.,

Заместитель директора по УВР

Апрель 2018 года

Первая часть

В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так: - курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;

- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;

- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.

Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.

Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?

Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.

Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какими мотивами руководствуется ваш ребёнок при решении встающих перед ним проблем? А ведь деятельность приобретает для ребёнка различный смысл в зависимости от того, каков её мотив.

Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учёбе.

Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать" внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.

Учащиеся начальной школы вообще могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Мотивы учения.

Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствия от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д.

Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.

Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
Школьники, у которых преобладает данная мотивация, обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.

Рассмотрим причины недостаточной мотивации подробнее:

- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;

- отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, улица, игры и др.;

- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;

- авторитарная позиция взрослых, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует. Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.

Экспериментально было показано, что высокая мотивация у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, чрезмерную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующими становилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счете к совершению правонарушений.

Самая большая опасность-безделье за партой; безделье шесть часов в день, безделье месяцы и годы. Это развращает.

Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха.

Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось.

Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.

Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него.

Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Памятки для родителей

«Как формировать положительное отношение к учёбе школьника.»

1. Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)

2. Развивайте его познавательные интересы.

3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.

4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.

5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.

6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.

7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

Вторая часть

На классной доске пишутся слова В.Г. Белинского: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».

Н.К. Крупская правильно писала: «Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, — тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Слово «профессия» (от лат. profiler - «объявлять своим делом»,«говорить публично», «заявлять») означает род деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

 Выбор профессии - дело серьезное.

С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах — на производстве, в общественной жизни, в семье?

Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научно-техническими достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог подчеркивал: «Молодежь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли... суждения, решения, ответственности — тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

Выпускник с новеньким аттестатом о среднем образовании — словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дорога, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них. 

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, его манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства— советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

Наша — родителей и школы — задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

Жизнь современного человека - это постоянный выбор. Мы выбираем рацион питания, определяемся с повседневными делами, выполняем бытовые обязанности. Более серьезный выбор - это выбор, относящийся к будущей жизни человека. Выбор того, от чего зависит наша дальнейшая жизнь, вызывает у многих затруднение. И невозможность принятия правильного решения подчас приводит к весьма печальным последствиям.

Выбор профессии можно отнести к самому ответственному и трудному. Ведь это и выбор того, как реализует человек свои возможности, соотнося их со своими потребностями и желаниями. Будет ли эта профессия востребована в обществе через 5-10 лет? Что сможет человек получить от своей будущей деятельности? Как профессия будет сочетаться с дальнейшими жизненными планами? Интересен выбор подростка ему самому или решение принято его родителями? Многие из этих вопросов ставят в тупик нынешних старшеклассников, так как они поставлены в условия «выбери то - сам не знаешь что». «Кем вы работаете?» Этот вопрос задается, пожалуй, чаще всех остальных при знакомстве с новыми людьми. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека.

Слайд

Слайд

Слайд

 Практическое задание

         В мире появляется много профессий. Знаете ли вы их?

Логист – специалист по организации транспортировки продукции.

Маркетолог – специалист по изучению рынка.

Веб-мастер – разработчик проектов сайта.

Фандрайзер – тот, кто ищет деньги и возможности для организации.

PR - агент – специалист по рекламе и связям с общественностью.

Слайд

Слайд

                Знакомство родителей с результатами анкетирования обучающихся 9-11 классов «Готовность к выбору профессии». Обсуждение результатов.

Слайд

Слайд

        Информация о престижных  и востребованных профессиях в мире, в стране, в регионе.

        

США

Россия

Регион

Разработчик программного обеспечения

Информационно-программное обеспечение

Менеджер по продажам

Преподаватель колледжа, университета

Экономист - маркетолог

Специалист по маркетингу

Финансовый советник

Менеджмент (управление)

Рекламные технологии

Специалист по персоналу

Инженер (строительство, добыча и переработка нефти, металлов)

Информационно-программное обеспечение

Ассистент терапевта

Юрист

Медицина разных направлений

Рыночный аналитик

Психолог

Фармацевт

Компьютерный   аналитик                                                                                                                                        

Социальный работник

 Инженер (строитель, механик,  химик, технолог)

Оценщик недвижимости

Врач

Социальный работник

Фармацевт

Педагог

Коммунальное хозяйство

Психолог

Журналист

Педагог

Слайд

 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Как стать группой поддержки своему ребенку?

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка

В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием, между «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» 1.Различайте, что он уже может, а чему еще только учится.

2.Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, не испытывает ли он внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям?

3.Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4.Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.

5.Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры.

Готовность к выбору профессии

(методика Н. Пряжникова)

        Учащимся предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»

Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

Основной мотив выбора – материальные интересы.

В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

Вы выбираете профессиональное учебное заведение  потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

Вы выбираете место работы (учебы)  потому, что она недалеко от дома.

Если Вам не удастся получить избранную профессию, то у Вас есть запасные варианты.

Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

Не важно, кем работать, важно, как работать.

 Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам недостает.

 Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.

Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

 Вы консультировались о выборе профессии у врача.

Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

 Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

 Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «Хочу».

Обработка и интерпретация результатов

Проставьте полученные варианты ответов  в два столбца следующим образом:

I.

1…

3…

6…

7…

8…

11…

12…

14…

16…

17…

19…

20…

22…

23…

II.

2…

4…

5…

9…

10…

13…

15…

18…

21…

24…

        Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность

7 – 12 баллов –   низкая готовность

13 – 18 баллов – средняя готовность

19 – 24 балла – высокая готовность

Результаты анкетирования

Уровень готовности учащихся 9-11 классов к выбору профессии

Всего 8 человек.

Неготовность 0 – 6 баллов – НЕТ

Низкий уровень готовности 7 – 12 баллов –  уч.

Средний уровень готовности 13 – 18 баллов –  уч.

Высокая готовность – 19 – 24 балла –  уч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мой профессиональный выбор"

Эссе "Мой профессиональный выбор"...

Мой профессиональный выбор.

Мой профессиональный выбор...

Эссе на тему "Мой профессиональный выбор"

Профессия учителя – это не легкая, но не разу еще не пожалела, что выбрала именно ее....

Мой профессиональный выбор

Почему я выбрала профессию УЧИТЕЛЬ....

Эссе "Мой профессиональный выбор"

Мой профессиональный выбор...

Элективный курс "Профессиональный выбор"

Элективный курс по профориентации...

"МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР" программа по профессиональному самоопределению

       Профессиональная ориентировка воспитанников детского дома является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – ...