"Как помочь ребёнку научиться читать"
статья (3 класс) на тему

Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Когда мама и папа книг совсем не читают, а ребенку внушают, что это очень полезно и важно, то вряд ли это внушение будет иметь хоть какой-то эффект.

Знакомство с книгами в школе, когда чтение является «обязаловкой», не принесет удовольствия ребенку, который с малых лет не подружился с книжкой. Поэтому, прививать ребенку любовь к чтению можно и нужно уже с самого раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._kak_nauchit_rebyonka_lyubit_knigu.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ «СШ№7»

Сальникова Н.Н.

Как помочь  ребёнку  научиться  читать

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, однако учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные. Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок – изучение с ребёнком названий букв, а не звуков: БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, КА, ЭЛЬ и т. д., в то время как ребёнок должен произносить звуки: Б, В, Г, Д, К, Л. Прислушайтесь, как вы читаете – в слова соединяются звуки: ШКО-ЛА. А попробуйте соединить буквы: ША –КА –О-ЭЛЬ-А… Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Это вызывает очень сильные затруднения в слиянии звуков при чтении слогов. В результате получается побуквенное чтение, которое усложняет путь от чтения по слогам к чтению целых слов. Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

Для начала нужно рассказать о гласных и согласных звуках, объяснить разницу между ними (гласные можно петь: А-А-А, а согласные произносятся отрывисто: Б). Рассказать, что буквы пишутся, а звуки произносятся и что из согласного и гласного звуков можно составлять слоги, из которых один ударный, а другой безударный. Затем можно выучить часть звуков из азбуки и из них попробовать составлять слоги: БА, БЕ, ВА, ВЕ, ГА, ГЕ. Притом нужно требовать, чтобы ребёнок произносил, тянул первый звук до тех пор, пока не прочитает и не присоединит к нему второй: Б-Б-А. После закрепления этого умения можно добавлять к слогам новые звуки, слоги.

Упражнения со слогами можно разнообразить: среди других слогов найти уже изученные, составить и прочитать слова со знакомыми слогами. На этом же этапе обучения нужно научить ребёнка различать открытые слоги (которые оканчиваются на гласный – РА) и закрытые (оканчиваются на согласный – АР), потренироваться их читать.

После этого можно переходить к чтению слов, состоящих из нескольких слогов. Важно обращать внимание на то, чтобы ребёнок правильно ставил ударение и мог объяснить сначала значение слова, затем смысл предложения. Нужно, чтобы он привык спрашивать вас в случае непонимания новых слов, тогда чтение будет не механическим, а осознанным, интересным.

Для начала выбирайте яркие, красочные книги по возрасту, короткие, интересные рассказы, сказки, напечатанные крупным шрифтом. И чаще занимайтесь с ребёнком, читайте с ним, обсуждайте прочитанное и не торопитесь быстрее приучить его к самостоятельному чтению.

Он не настолько легко преодолевает трудности при чтении, чтобы успевать удовлетворить своё любопытство. Усталость помешает ему читать долго, и в результате книга покажется ему неинтересной. А вы поддержите интерес к книге эмоциональным, выразительным чтением, комментариями, обсуждением содержания.

Тогда ребёнок полюбит книгу, полюбит чтение, и это поможет ему учиться в школе легче и лучше.

Как привить ребенку любовь к чтению?

Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Когда мама и папа книг совсем не читают, а ребенку внушают, что это очень полезно и важно, то вряд ли это внушение будет иметь хоть какой-то эффект.

Знакомство с книгами в школе, когда чтение является «обязаловкой», не принесет удовольствия ребенку, который с малых лет не подружился с книжкой. Поэтому, прививать ребенку любовь к чтению можно и нужно уже с самого раннего возраста. Начать можно со специальных мягких книжек с простыми картинками, постепенно переходя к более сложным книгам. Если книга для ребенка подобрана правильно, а занятия с ней проводятся регулярно, то очень быстро ребенок полюбит чтение. Когда ребенок только учится читать, не нужно слишком много и часто его одергивать, если он какие-то слова произносит неправильно. Иначе желание читать пропадет у малыша надолго. Чтение должно приносить ребенку только положительные эмоции. Например, мама может читать малышу сказку на ночь или сопровождать чтение книги игрой. Так, читая сказку о репке или колобке, мама может предложить ребенку показать тех героев и те действия, которые описаны в сказке. Можно читать книгу по ролям и дать ребенку почувствовать себя настоящим актером. Чтение можно вознаграждать. Какие-нибудь привилегии, которые ребенок получит за прочтение заданного объема текста, существенно повысят его мотивацию к чтению книг.

Нельзя заставить ребенка читать ту книгу, которая ему не нравится. Поэтому с подросшим ребенком книги можно выбирать вместе. Пусть поход в книжный магазин станет приятным, долгожданным событием. Родители школьников часто боятся, что сами они могут выбрать себе «плохую» книгу, и настаивают на тех книгах, которые нравятся родителям. В этом случае можно попробовать пойти на компромисс: ребенок выбирает одну книгу на свой вкус, а другую читает по совету родителей.

Любовь к чтению не получится привить насильно – ребенок должен захотеть читать сам. Каждая мама может найти свой способ, чтобы не заставить ребенка читать, а заинтересовать его в чтении. Для тех детей, которые читать уже умеют, но не хотят, довольно часто применяют такой прием. Мама читает книгу ребенку и на самом интересном месте останавливается, объясняя, что у нее масса неотложных дел. Малышу ничего не остается (если ему действительно интересно, что будет дальше) как самому дочитать книгу и узнать развязку.

Еще один замечательный способ побудить ребенка к чтению – это, так называемый, «метод Искры Даунис» (детского психолог). Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от сказочного персонажа, где всего в двух крупных строчках тот сообщает малышу, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. На следующее утро ребенок найдет еще одно письмо, где говорится, что его «друг» хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он плохо себя вел. И потому билеты откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Ребенок получает удовольствие от чтения, потому что оно для него связано с чем-то интересным и приятным.

Не любит, потому что… не умеет!

          С 6 до 8 лет ребенок в норме должен полностью научиться читать – то есть уметь читать примерно так же, как и взрослые: «пробегать» страницу, знакомясь с текстом, а затем вчитываться в смысл подробнее. Но разные дети достигают этих результатов в разные сроки – один идет в первый класс, уже бодро читая самостоятельно, а другой и ко второму классу еле-еле сливает слоги в слова!

Естественно, во втором случае ребенок сразу попадает в категорию «не читающих двоечников» — ведь ему приходится сражаться с ненавистными текстами не только на уроке чтения, но и на всех остальных предметах!

         Учителя и родители начинают стыдить и ругать малыша за плохую успеваемость, хотя причина ее кроется не в том, что школьник не понимает изучаемых дисциплин, а в том, что он банально не успевает прочесть заданный параграф в отведенный отрезок времени!

В итоге ребенок начинает не любить чтение, потому как все его попытки что-то прочесть обычно заканчиваются порицанием. Почему же у него не получается?

Многие родители видят эту проблему наоборот: «Ребенок мало читает, поэтому выходит плохо!». Это не так!

       В обучении чтению есть очень важный «Рубикон», перейдя который  ребенок начинает воспринимать чтение принципиально по-новому. Речь идет о «мысленной визуализации» описанного в тексте образа. Пока малыш видит текст как набор знаков, обозначающих определенные звуки, он не может быстро «нарисовать в голове» картинку того, о чем написано! Например, многие дети сначала читают по одному слову в предложении вслух, а потом перечитывают заново целиком, пытаясь сложить в целостный сюжет набор разрозненных образов. Понятно, что пока ребенок « с боем» пробирается через технические сложности, читать он не полюбит! Как помочь?

         Существует масса методик обучения чтению, позволяющих поскорее решить эту проблему — причем они не предполагают заставлять читать ребенка помногу, в надежде, что он «вычитается»!

Явным признаком того, что ребенок действительно научился читать, является переход к чтению «про себя». Последи за малышом – шевелит ли он губами, читая, произносит ли отдельные фразы вслух, водит ли пальчиком по строкам (и сколько раз возвращается к одному и тому же отрывку)?

Если все эти признаки присутствуют, то надо подтягивать технику чтения, а не винить ребенка в том, что он не любит читать! Однако если ребенок совсем плохо читает и пишет с большим количеством ошибок и в 8-9 лет, то, возможно, следует проконсультироваться с детским психологом или логопедом – речь может идти о таких особенностях, как дислексия или дисграфия.

Дети - «глазастики» и дети - «ушастики»

    Иногда бывает так: родители подсовывают ребенку интересные и полезные книжки, и читает-то он вроде неплохо, и в отсутствии рвения к учебе его не упрекнешь – а вот художественную литературу «для души» ребенок читать не любит! Да и за «программные» произведения садится с тяжким вздохом — «потому что так надо»!

Почему? Современная психология выделяет доминирующий «канал восприятия» информации, который с рождения заложен в каждом человеке и не меняется в результате воспитания и обучения.

То есть  один человек лучше воспринимает и запоминает информацию, поступившую через зрительные образы – нечто увиденное (в том числе и прочитанное!). По-научному таких людей называют «визуалы». А люди - «аудиалы» лучше взаимодействуют с информацией, полученной через слух – устной речью, музыкой и т.п. И если ребенок - «глазастик» (то есть визуал) может на уроке прослушать учителя «вполуха», зато отлично запомнит содержание большого параграфа учебника, то «ушастик» будет вникать в устные пояснения, а чтение считать неизбежным малоприятным дополнением учебного процесса. Логично, что и чтение «для себя» такой ребенок вряд ли полюбит.

Альтернатива «книжка – компьютер».

         Уж эта проблема знакома не понаслышке 99% родителей (особенно родителям подростков)! Современное общество предлагает детям массу возможностей развлечься – кино, телепрограммы, компьютерные игры, шатание по сайтам…

Все это неизбежно порождает у детей «умственную лень»: зачем что-то воображать, читая книгу, когда можно включить «голубой экран» — и появится «готовый к употреблению» продукт?!

Ребенок утрачивает желание заниматься той самой «мысленной визуализацией», что непременно сказывается на общей способности к размышлениям, логическим умозаключениям, творческому мышлению…Вывод – ограничивайте детей в просмотре телевизора и играх на компьютере, тогда шансы на то, что ребенок полюбит читать, повысятся!

        Что же делать?!

Но не надо и перегружать ребенка «обязательным» чтением (особенно тогда, когда он будет учиться читать самостоятельно) – не стоит устанавливать конкретные часы, когда он должен усесться за книгу, или выдавать ему «норму книг на месяц».

Логично, что ребенок не полюбит читать, если будет воспринимать чтение как нечто строго принудительное!  Любовь к книгам, к знаниям будут вести ребенка вперед в течение всей его жизни. Каждый ребенок рождается  любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность была созидательной, ее надо культивировать. Если родители поощряют стремление ребенка накапливать знания, он будет делать это как активный и прилежный студент. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребенок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью. Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненно необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимулирующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит и будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

 Кроме всех родительских и других обязанностей есть одна немаловажная роль. Эта роль состоит в обучении  ребенка, которого должны вести по тропам знаний. Очень многие вещи зависят от родителей, например,  они ответственны даже за то, чтобы ребенок  принимал  правильные решения. Дело в том, что детская психология устроена особым образом, совсем не так как у взрослых. Обратите внимание, дети учатся, смотря на взрослых, они смотрят на поведение взрослых, на их поступки и пытаются повторить те же самые действия и поступки. В ранние этапы своего развития дети даже не знают, что если их хвалят, надо реагировать положительно, а если их ругают, то надо реагировать отрицательно. Всему этому они учатся методом проб и ошибок. Поэтому очень важно научить наших детей самостоятельности, самостоятельности в обучении, а эта задача не может быть выполнена, если ваш ребенок не умеет читать.

Родители, могут  помочь ребенку научиться читать с помощью нескольких способов. Некоторые из них могут показаться весьма простыми и очевидными методами, но важно понять, что процесс обучения чтению идет постепенно, зачастую на это уходит несколько лет. Невозможно привить любовь к чтению, просто дав в руки ребенка книгу, не пытайтесь увидеть в глазах вашего ребенка моментально вспыхнувший огонь и любовь к книгам и чтению. Ниже приведено несколько идей (конечно, не все возможные идеи), которые помогут привить любовь к чтению у вашего ребенка, от которого он будет получать наслаждение.

 - Будьте примером вашему ребенку.

 Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребенок заставал вас за чтением книги? Помните, как было подчеркнуто выше, ребенок повторяет действия взрослых. Вы - родитель, и для вашего ребенка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние на вашего ребенка. Даже если вы просто будете шумно перелистывать читаемые вами газетные статьи и читать вслух, то это также окажет сильное влияние на вашего ребенка, ваш ребенок будет воспринимать информацию, он будет знать, что происходит за пределами вашего дома или города. В некоторых семьях за 20-30 минут перед сном все вместе читают до тех пор, пока не придет время ложиться спать. Таким образом, родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни, и что на чтение должно быть уделено немного времени.

 - Чаще ходите в библиотеку. 

 Самое лучшее место, которое мы можем найти, где не скапливается большое количество людей и где можно спокойно почитать, это библиотека. В библиотеке есть отделы детской фантастики и многие из библиотек отдают книги на дом. Самое великолепное - это то, что вы можете забрать книги домой, конечно же, при условии, что вы вернете книгу вовремя, в указанный срок. Более того, это практически бесплатно. Возьмите себе в привычку ходить в библиотеку, таким образом вы покажете ребенку какую важную роль играет чтение книг, более того это еще и бесплатно. Дети постепенно смогут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам, тем самым самовыражаясь и подчеркивая свою индивидуальность. Важно, чтобы ребенок выражал свое отношение к тому, что он читает. Вы можете воспитывать в нем «заинтересованного» читателя, сами комментируя текст, например, так: «Эта история напоминает мне о...» или «Интересно, может ли этот персонаж...». Вскоре ваш ребенок захочет сам связывать прочитанное со своими переживаниями и событиями реальной жизни.

 - Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор.

 Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

 - Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.

 Почему же не почитать книгу вслух за полчаса до того, как все лягут спать. Это занятие определенно намного полезней и лучше, чем просмотр телевизора. К тому же чтение особым образом подготавливает детей ко сну. Чтение вслух вызывает у ребенка бурные эмоции, оно уносит его прямо в сказку, у ребенка начинает работать воображение.

 Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения.

 Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящем в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. У ребенка начинает работать воображение, он начинает постепенно мечтать, подходя к третьей главе рассказа, вы замечаете, что ваш ребенок уснул.

 - Пусть ваш ребенок читает вслух.

 Чтение вслух развивает речь вашего ребенка. Он будет стараться произносить правильно слова, которые он будет встречать в книге. Как родитель, вы сможете следить, как развивается ваш ребенок. Когда вы посчитаете нужным, вы сможете сделать некоторые необходимые замечания ребенку. Даже если ваш ребенок читаете книгу, пока вы на кухне готовите ужин (вы можете подумать этого недостаточно, но это не так), это тоже полезно, это также будет оказывать положительное влияние на ребенка. Произношение слов, которых ребенок еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребенок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства. В период становления самостоятельного чтения ребенка очень важно создавать дополнительные условия для его речевого развития, так как его речь, недавно бывшая только устной, теперь приобрела еще одну форму бытования – письменную. В этом вам помогут самые разные издания, содержащие различные ребусы, словесные задачки и игры. У юного книголюба неизбежно возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому он лучше запоминает детали и с большей охотой читает для удовольствия. Обращайте внимание детей на черты характера персонажей или, к примеру, на элементы одежды.

 - Во многих комнатах главное место занимают телевизоры, упор сделан не на книги, а на телевизор. Эта статья никоим образом не была написана с целью критиковать, и ругать телевидение, однако все же все должно быть в балансе. Вам необходимо положить книги на журнальный столик таким образом, чтобы они были заметны и выделялись. В детской вы можете хранить все детские книги в шкафчике размером с полку, для этого прекрасно подойдет какая-нибудь коробка, которую вы можете найти в каком-нибудь шкафу. Конечно же, шансы того, что ваш ребенок полюбит книги увеличатся, если вы будете поощрять своего ребенка ежедневно читать. К тому же удостоверьтесь в том, что они смотрят на вас, смотрят, что вы читаете книги и учатся благодаря вашим примерам. Школьники, которым приходится сражаться с каждым прочитанным словом и которые с трудом понимают текст, вряд ли смогут получить удовольствие от самого процесса. Они любыми средствами будут пытаться избежать этой повинности, что скажется на успеваемости.

    Но успехи в учебе, разумеется, не единственная причина развивать в своем чаде навыки чтения. Ребенок, которому сам этот процесс приносит искреннее удовольствие, всегда найдет, чем заняться в свободное время. И это будет помогать ему в достижении желаемых высот.... Прививание любви к книгам и чтению вашего ребенка, должно быть семейным делом и даже обязанностью до тех пор, пока он не закончит колледж. К этому времени пригодится все, чему вы научили своего ребенка. Эти навыки помогут преодолеть ему все будущие трудности. Любовь к книгам вашего ребенка - это просто огромный шаг вперед.

Родители должны помнить, что помимо информативной и развлекательной функций у чтения есть и другие:

  1. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь, увеличивается словарный запас ребенка;
  2. Благодаря чтению ребенок развивает свое воображение и расширяет кругозор;
  3. На основе чтения  формируется внутренний мир ребенка. Именно художественная литература позволяет косвенным образом  приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребенка. У него складываются представление о типах характеров, о последствиях  тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Книги знакомят ребенка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство,  обман, самоотверженность, трусость  и благородство.