Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях.
консультация

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Преемственность в работе ДОУ и школы. Консультация школьного логопеда и психолога на родительском собрании, организованном в условиях школы для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx316.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях. Преемственность в работе ДОУ и школы.

Гаврик Н.А. учитель-логопед I квалификационная категория

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232 Астраханская область.

Абдразакова Е.Р. психолог

МБДОУд/с комбинированного вида № 105 г. Волжский Волгоградская область.

Раздел: Работа с родителями.

Собрание для родителей будущих первоклассников на тему: "Фундамент формирования вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях, как залог успешного обучения в школе".

Цель: Показать необходимость формирования вербально-коммуникативных умений у старшего дошкольника в домашних условиях для успешного обучения его в школе.

Задачи:

-познакомить родителей с понятиями «вербально-коммуникативные умения», «коммуникабельный человек».

-помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка на этапе перехода из ДОУ в школу;

-создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – круглый стол.

Подготовительная работа к собранию:

- приглашение родителей будущих первоклассников на собрание.

- анкетирование  дошкольников на тему: «Как я общаюсь дома» и обработка результатов.

- видеоматериалов с высказываниями детей;

- подборка журналов «Страна чудес» (издательство МБДОУд/с комбинированного вида

№ 105 «Мальвина»);

- буклет для родителей «Ваш ребёнок первоклассник».

- презентация для родителей по теме «Особенности формирования вербально - коммуникативных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Оборудование и ТСО:

- экран и компьютер с мульти – проектом.

- магнитофон с фонограммой песен.

- «Волшебный микрофон».

 План собрания:

 № п/п         

Содержание

Ответственный

1

Форма  собрания - чаепитие за круглым столом

Учитель-логопед Гаврик Н.А.

2

Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на вербальном уровне

Учитель-логопед Гаврик Н.А. Родители

Психолог Абдразакова Е.Р.

3

Дискуссия на тему «Что такое вербально-коммуникативные умения»        

Родители

Учитель-логопед Гаврик Н.А.

4

Сообщение «Основные направления работы в формировании вербально-коммуникативных умений у школьников начальных классов »

Учитель-логопед Гаврик Н.А.

5

Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома? И каким образом происходит это общение?»

Родители

Учитель-логопед Гаврик Н.А.

6

Просмотр видеоматериалов с высказываниями детей.

Анализ анкетирования на тему «Как я общаюсь дома»        

Психолог Абдразакова Е.Р.

7

Дискуссия родителей на тему: «В какие игры по развитию речи Вы играете с ребенком дома?»

Родители

Учитель-логопед Гаврик Н.А.

8

Знакомство родителей с играми и игровыми упражнениями, направленными на  развитие вербально-коммуникативных умений младших школьников.

Учитель-логопед Гаврик Н.А.

9

«Вы спрашиваете - мы отвечаем»         

Учитель-логопед Гаврик Н.А. Психолог Абдразакова Е.Р.

Ход собрания (звучит релаксационная музыка).

Учитель-логопед:

Уважаемые гости!

         Спасибо, что вы приняли приглашение, нашли время и пришли на нашу встречу.

Давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру, но при одном условии: наша игра «Подари приветствие соседу» будет проходить на невербальном уровне. Кто знает, что означает это странное словосочетание «невербальный уровень»?  (выслушиваю ответы родителей).

Да, вы правильно сказали –  это приветствие без слов.

(Логопед начинает игру и «здоровается» с тем родителем, который находится рядом с ним. Родители придумывают свое приветствие).

         Сегодня тема нашего собрания - "Фундамент формирования вербально-коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях, как залог успешного обучения в школе".  Я принесла «волшебный микрофон», он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон постарается высказать свою точку зрения о том, как он понимает что такое «Вербально-коммуникативные умения». (Родители по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме).

         Да, вы правильно сказали, что вербально-коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом посредством слова. С самого рождения человек, являясь социальным  существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью.   Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

         Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Совсем недавно учащиеся 1-го класса пришли в школу из дошкольных учреждений. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей,  как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения. Именно к  5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность, а на этапе начальной школы - учебная. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании себя в кругу сверстников. В момент перехода из дошкольного детства в школьную жизнь у наших детей существует риск возникновения проблемы и дополнительных трудностей при общении со сверстниками. Можно сказать, что в начальной школе ребёнок просто вынужден общаться, делиться новыми впечатлениями, активно перерабатывать новую информацию, которую получает на уроке и передавать её своим сверстникам, учителю, родителям. Данные теоретические положения позволили выделить особенности дальнейшего формирования коммуникативных умений  у младших школьников: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности с взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

         Одним из факторов формирования коммуникативных умений является благоприятный психологический климат в классе и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей к моменту поступления их в школу: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.   (Презентация)

         1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами  как идентичные. Исходя из этого, под вербально-коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения вербально-коммуникативных действий, зависящих от сформированности его не только коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, но и знаний, навыков владения языковыми средствами, что и определяет  готовность ребенка к общению.

         2. В структуру вербально-коммуникативных умений детей 6-7 лет входят:

 - информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

 - регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;

 - аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

         Эффективность модели формирования вербально-коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности обеспечивается реализацией следующих условий:

а) развитие всех компонентов речи учащегося первого класса в процессе непосредственно организованной игровой, учебной деятельности на всех этапах обучения;  

б) реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование вербально-коммуникативных умений;

в) субъектная позиция педагога  и родителей в процессе взаимодействия с учениками;

г) обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой и учебной деятельности;

д) вариативность и рефлексивный характер учебной деятельности.  

Исходя, из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома? И каким образом происходит это общение?».  (Дискуссия родителей).

         Я предлагаю вам посмотреть видеозапись о том, как сами дети отвечают на этот вопрос. (Просмотр видеозаписи с высказываниями детей).

         Уважаемые родители, прошу ответить на вопрос: «В какие игры по развитию речи Вы играете с ребенком дома?». (Ответы родителей).

На этом этапе нашего «Круглого стола» предоставляю слово психологу ДОУ Абдразаковой Екатерине Равильевне.

Психолог:

Добрый вечер!

         Мы провели с детьми анкетирование на тему: «Как я общаюсь дома». Было опрошено 32 первоклассника нашей школы.

Вот так выглядят в процентном отношении ответы на вопросы анкеты.

     

На вопрос: что тебе читали вчера? – лишь 12 первоклассников смогли назвать произведение, а у остальных данный вопрос вызвал затруднение.

 Учитель-логопед:

         Сегодня специалисты нашего учреждения приготовили для вас подарок – вот этот журнал «Страна чудес». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои вербально-коммуникативные умения. Так же мы вам дарим буклет на тему: «Ваш ребёнок первоклассник», в котором собраны игры на развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова, формирование лексико – грамматических категорий, развитие связной речи детей». Эти игры и игровые упражнения можно применить к любой лексической теме, общаясь с ребёнком стимулировать его к общению.

Игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматических категорий речи.

  1. «Один-много». Взрослый называет один предмет, например, шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек.
  2. «Наоборот». Взрослый бросает ребенку мяч и называет признак предмета, например, высокое дерево, а ребенок возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.
  3. «Найди свою маму». Ребенок должен найти маму каждому детенышу животного. В эту игру хорошо поиграть с друзьями, использовать маски животных и их детенышей.
  4. «Большой-маленький». У ребенка картинки с изображением предметов разного размера. Необходимо найти пару «У меня гнездо, а у меня гнездышко». В эту игру лучше играть с несколькими детьми.
  1. «Угадай, чей домик». Взрослый загадывает загадку: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (лисий).
  2. Необходимо учить ребенка вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода: «Про какой предмет можно сказать голубой (Карандаш.) Голубая? (Лента.) Голубое? (Пальто.)
  3. Научите ребенка составлять простые предложения типа «Мама варит суп. Папа рубит

дрова топором», а затем сложные  с союзами  «и», «а». Ребенок должен овладеть умением  устанавливать последовательность событий, правильно выражать её словами. «Начался дождь, и дети надели плащи. Миша рисует дом, а Таня лепит утку».

  1. Учите ребенка обобщать. «Огурец, помидор, картофель – это овощи. Стул, кровать, диван, шкаф – это мебель и т.д.»
  2. Вместе читайте и пересказывайте сказки. Рисуйте любимых героев книг и мультфильмов.

         В первом классе, по результатам первичной логопедической диагностики  функционирует школьный логопедический пункт, как одна из форм взаимодействия логопеда, родителей и детей. Сюда входит  и проведение коррекционных занятий, и создание тетрадей, в которых отражены те виды речевых упражнений, тренингов для формирования языковых средств младших школьников, которые мы используем в своей коррекционно-развивающей работе. Проводим консультативные часы для родителей, чьи дети посещают, как нашу школу, так и ДОУ. Без Вашей помощи, уважаемые родителей, без фундамента, который Вы можете заложить в формирование вербально-коммуникативных умений у наших будущих первоклассников в домашних условиях, без взаимодействия педагогов образовательного учреждения и семьи в процессе обучения мы не представляем успешного обучения в школе.

         Предлагаю Вам  за нашим «Круглым столом» задать вопросы, которые у Вас возникли по ходу нашей встречи.  

И как итог встречи хочу сказать, что по нашему глубочайшему убеждению высокая стартовая готовность ребёнка к обучению может сравниться с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки (успешной учёбы)

Изучение журналов «Страна чудес», а также буклета для родителей «Ваш ребёнок первоклассник».

(Рефлексия).

Литература:

1. Т.С.Зенина "Родительские собрания в ДОО. Выпуск 1. Методическое пособие. ФГОС"

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/533355/

2. О.С.Ушакова "Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. ФГОС ДО"

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/188935/

3. О.А. Черенкова “Формирование коммуникативных умений у детей 4-5 лет в игровой деятельности”. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004131658.pdf

4. http://schoool1141.narod.ru/zdr/logoped/logoped-gotovnost.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС

В данной статье раскрываются особенности урока по ФГОС и способы формирования метапредметных умений школьников....

Статья "Условия формирования проектно-исследовательских умений младших школьников"

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы н...

Формирование предпосылок УУД дошкольника как важного условия готовности к обучению в школе

Зачастую, устраивая ребенка в школу, родители гордятся тем, что он умеет читать и считать. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка, но этих умений и навыков недостаточно. Потому что...

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...