Памятка для родителей "Организация учебного процесса в начальной школе"
статья (1 класс)

Бикмаева Галия Дявлятшиновна

ПАМЯТКА   для родителей

"Организация учебного процесса в первом классе"

Обучение детей в первом классе строится следующим образом:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • пятидневная учебная неделя;
  • в середине учебной недели один день - облегченный;
  • в день не более четырех уроков;
  • продолжительность уроков - не более 35 минут первое полугодие, 45 минут второе полугодие;
  • в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
  • в первом полугодии "ступенчатый" режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 ми­нут каждый (4 урок в нетрадиционной форме проведения); со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый, с 3 четверти – 4 урока по 45 минут);
  • обучение без домашних заданий и проставления оценок;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

 

ПАМЯТКА   для родителей

"Организация помощи первокласснику в учебе"

  1. Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и придерживался режима дня первоклассника.
  2. Не отчаивайтесь, если у него не сразу все получится так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в первом классе.
  3. Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более одной, так как ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах, например: "Постарайся плавно соединить слоги в слова", "Попробуй аккуратно написать новую букву" и т. д.
  4. Для учебных тренировок очень важен положительный эмоциональный настрой, атмосфе­ра успеха, в которой обязательно будет достигнут качественно новый результат.
  5. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он - личность. Личностно ориен­тированный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает изучение его успехов и рос­та относительно самого себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: "Я уверена, что у тебя все получится".
  6. Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккурат­но вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление у вашего ребенка грубых ошибок при усвоении основных понятий по учебным предметам.
  7. Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

 

ПАМЯТКА   для родителей

"Организация рабочего места ученика"

  1. Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам систематизировать и раз­ложить учебные принадлежности, научиться поддерживать порядок на рабочем месте.
  2. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону, чтобы основ­ной свет проникал через верхнюю треть окна.
  3. Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных при­надлежностей - книжные полки.
  4. Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_u_kotoryh_deti_idut_v_shkolu.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРА ЛИ В ШКОЛУ?

Центр образования и здоровья

Министерства образования РФ

Институт возрастной физиологии РАО

М.М. Безруких

На пороге школы

Пора ли ребенку идти в школу? Как выбрать школу? Какая школа лучше? Подобные вопросы волнуют всех родителей, детям которых исполнилось 6 лет. Все эти тревожные вопросы можно объединить в две основные проблемы, которые на языке педагогической науки звучат так: первая — готов ли ребенок к школьному обучению, т.е. будет ли его развитие (социальное, физическое и психическое) соответствовать требованиям школы, не будут ли эти требования чрезмерны; вторая — готова ли школа к обучению ребенка, т.е. сможет ли учесть его индивидуальные особенности, сохранить здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития. Только в том случае, если совпадут «готовность ребенка» и «готовность школы», обучение в школе не станет тяжелым испытанием ни для ребенка, ни для родителей.

Однако что такое готовность, все понимают по-своему. Для одних — это умение ребенка читать, писать и считать (таких родителей, пожалуй, большинство), для других — это способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, для третьих — это большой запас сведений и знаний по принципу «Всё обо всем» (и чем более разнообразны эти сведения, тем лучше), для четвертых — это желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Впрочем, перечень этих представлений можно продолжить. И каждый по-своему будет прав. Это связано с тем, что абсолютного толкования понятия «готовность» не существует — для разных детей, для разных условий и разных требований обучения оно свое. Рассмотрим два типичных примера.

Пример первый. Дине в сентябре исполнилось б лет 7 месяцев. Она - живая, подвижная и веселая девочка, хорошо читает (бабушка научила ее читать в 5 лет), умеет считать, красочно описывает приключения любимого кота Афони на даче и любит «порассуждать» о политике. По словам мамы, «от телевизора их с бабушкой не оторвать — все сериалы и все выпуски новостей пропустить не могут». Казалось бы, всё в порядке, однако продолжим рассказ мамы: «...она фактически выросла с бабушкой, ей с ней интересно — бабушка ее развлекает и балует, она не знает слов «нет» и «надо». Бабушка предпочитает уговоры, обещает награду, тогда Дина что-то выполняет. В прошлом году мы решили заниматься музыкой (в музыкальной школе), но уже через месяц бросили. В музыкальной школе все было «неинтересно», нужно было дома заниматься каждый день, а в школе еще сложнее — там на нее никто не обращал особого внимания, в группе было 17 детей, но она ни с кем не хотела общаться. Слезы были почти каждый день, пришлось все бросить, да и бабушка уговаривала, уверяя, что всему ее научит». В школу Дина идти не хочет. По-видимому, сказывается неудачный опыт дошкольного обучения.

Готова ли Дина к школе? С точки зрения общего развития — да. Она хорошо развита, разумна, у нее богатая речь, она многое знает и умеет, но... Школа принципиально изменит образ ее жизни, девочка должна будет жить по правилам, идти в школу и заниматься не только тогда, когда хочется и интересно. Ей придется ежедневно общаться с детьми, и никто не может гарантировать, что это общение будет бесконфликтным. Ей придется привыкнуть к тому, что учитель не бабушка и будет уделять внимание не только ей одной. Готова ли к этому Дина? Пожалуй, нет.

Рассмотрим вариант, который мог бы облегчить адаптацию Дины в школе. В классе минимальное количество детей (7—12), учительница — мягкая, понимающая, спокойная, а опытный психолог помогает разрешать учебные и иные проблемы. В этом случае Дина быстро привыкла бы к школе, безболезненно прошли бы первые «перестроечные» месяцы, девочка научилась бы общаться со сверстниками, ее учение было бы успешным. Но Дина пошла в обычную школу, в обычный класс, где 27 детей. Учительница строга, бескомпромиссна, не любит «миндальничать». По ее мнению, «хороший ученик — прежде всего послушный». Кроме того, Дине уже с октября (заболела бабушка) пришлось 4 раза в неделю оставаться на «продленке», которую вела та же учительница.

О возможных проблемах общения Дины с учительницей и одноклассниками рассказывает мама: «...отношения не сложились буквально с первого дня, учительница считала ее своенравной, капризной (в ней это действительно есть), упрямой. Дина рыдала каждый день. Казалось, она забыла даже то, что хорошо умела. Жаловалась, что дети ее не любят, не хотят с ней дружить. Учительница сказала, что Дина совсем не готова к школе, не умеет самостоятельно работать, с детьми не считается, требует постоянного внимания». Права ли учительница? Только в том, что Дина действительно оказалась не готова к новым требованиям, к новым условиям школьной жизни, и с детьми ей было трудно, потому что до школы она общалась в основном с бабушкой. Ей нужны были поддержка, понимание, терпение, но... учительница оказалась не готова работать с таким ребенком. Увы, такие ситуации совсем не редки. В этом случае «не готова» школа, а значит, выбирая ее, необходимо было учесть не только особенности ребенка, но и возможности школы.

Можно предположить, что при первом варианте все «издержки» воспитания Дины не обострились бы болезненно, а значит, ее «неготовность» не играла бы особой роли, так как школа оказалась бы готовой учесть индивидуальные особенности ребенка.

Пример второй. Алеша, по мнению родителей, не просто готов к школе, но даже не к обычной, а с углубленным изучением иностранного языка (с первого класса в этой школе дети начинают учить английский и испанский). Мальчик до школы занимался с учительницей английского языка и с педагогом-логопедом. Правда, как рассказывают родители, «большими успехами в английском похвастать нельзя, но логопед поставил все звуки, остались только запинки в речи, которые проявляются не всегда. К тому же Алеша часто болел, через месяц-полтора — очередная простуда. Из-за этого и в детский сад ходил только год». Алеша — спокойный, рассудительный, говорит мало, отвечает на вопросы односложно, «слова из него не вытянешь», — подтверждает мама. Любимое занятие — машины, у него большая коллекция игрушечных автомобилей, знает все марки (это общее с папой увлечение).

В отличие от Дины, Алеша очень хочет в школу, он надеется, что в школе появятся новые друзья, там будет интересно. Пока у него «два настоящих друга: один — сосед по даче, с другим они играют и гуляют почти каждый день, живут рядом».

Наша первая встреча с Алешей и его родителями состоялась почти за полгода до школы — в апреле, мы тогда посоветовали родителям не отдавать его в школу с углубленным изучением языков, так как обнаружили несформированность речи, а занятия с логопедом решили только одну проблему — звукопроизношения. Кроме того, Алеша относится к категории так называемых часто болеющих детей, такие дети быстро утомляются, у них снижена работоспособность, а школа с углубленным изучением иностранного языка требует ежедневной интенсивной и сложной учебной деятельности в течение 5—6 уроков, которая не по силам болезненному ребенку. Запинки в речи, которые мама считала не стоящими внимания, и ряд других признаков (беспокойный сон, страхи) свидетельствовали о том, что нервная система ребенка не выдержит чрезмерной нагрузки в школе и дома: возможен срыв адаптации. Однако переубедить родителей не удалось, а тестирование в школе Алеша успешно прошел. Второй раз родители пришли с Алешей через три месяца после начала учебы.

Вот мнения учительницы, школьного психолога и впечатления мамы.

Учительница. Ребенок не осваивает программу, родители мало занимаются дома, в последнее время совсем перестал работать на уроке, в тетради — грязь, много исправлений, не старается, читает очень медленно... по английскому и испанскому тоже не осваивает программу.

Психолог. Мальчик с развитым интеллектом, хорошими волевыми способностями и высокой мотивацией, но низкой само оценкой. В последнее время замкнут, может расплакаться при не удаче, жалуется на усталость. Необходимы занятия для повышения самооценки и снятия напряженности.

Мама, Занимается много, даже педагога взяли, но результата нет... Часто капризничает, плохо ест, спит мало — то никак не заснет, то просыпается ни свет ни заря. В школе — одни жалобы, говорят, если так будет и дальше, нужно из этой школы забирать...

Ситуация вполне ожидаемая и закономерная, только никто почему-то не обратил внимания, что Алеша за три месяца два раза болел (один раз легко — пропустил 7 дней, а второй раз была сильная ангина и он проболел почти две недели). Пропуск занятий и восстановление после болезни заняли в общей сложности больше месяца (из трех!), плюс проблемы с изучением иностранного языка (напомним, у Алеши недостаточно хорошо сформирована речь, есть затруднения при звуко-буквенном анализе слов), плюс не очень крепкая нервная система, которой трудно было выдержать многочасовые занятия в школе и дома, но особенно неудачи (у Алеши, как отмечает психолог, высокая мотивация, он хочет хорошо учиться, именно этого от него ждут взрослые, но он не оправдывает их ожиданий), с которыми мальчику нелегко смириться. Алеша очень медленно читал из-за «запинок» в речи, на которые тоже никто не обратил внимания. Теперь «запинки» превратились в нарушение темпа речи, в растягивание слов и паузы в середине длинных слов. Нарушение темпа речи в сочетании с «капризами», слезами, беспокойным сном, жалобами на усталость дает все основания говорить о неблагополучии в состоянии нервной системы, о так называемых неврозоподобных расстройствах.

Как видим, готовность Алеши к школе оказалась низкой, но нужно подчеркнуть: это неготовность к такой школе, к таким нагрузкам и к таким требованиям. При щадящем режиме, без дополнительных нагрузок он, вероятно, успешно справился бы с учебой, тогда в третьем или четвертом классе можно приступить

и к изучению иностранных языков, вполне посильными могли бы быть и другие дополнительные нагрузки. А в первом классе гораздо целесообразнее было бы два раза в неделю водить Алешу в бассейн.

Приведенные примеры достаточно типичны. Они объясняют, почему так трудно выработать единые критерии готовности ребенка к школе. Действительно, единых, абсолютных критериев нет, но все же для начала обучения ребенок должен достичь определенного уровня физического и психического развития. В зависимости от этого и можно решать вопрос о выборе школы.

Готов ли ребенок к школе?

Для того чтобы понять, готов ли ваш ребенок к школе, по пробуйте ответить на вопросы надпей анкеты.

Оценка ответов: ставьте 5 баллов, если так бывает всегда, если способность или качество не вызывает сомнения; 4 балла, если иногда бывает иначе, если вы считаете, что это качество, умение может быть развито лучше; 3 балла, если есть проблемы: поведение, качества, умения развиты недостаточно; 2 балла., если поведение, качества, умения проявляются редко, не сформированы или для этого нужны определенные условия; 1 балл — поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.

! Не торопитесь с ответами. Внимательно понаблюдайте за ребенком. Возможно, на что-то вы просто не обращали внимания. Не делайте поспешных выводов. Если ответ на какой-то вопрос затруднителен, продолжайте наблюдать за ребенком. При этом не ставьте ему никаких условий, не говорите, что хотите проверить его, и т.п. Возможно, для того чтобы ответить на все вопросы, вам нужно будет несколько дней.

На вопросы могут ответить не только родители, члены семьи, но и воспитатели, которые хорошо знают ребенка. Это позволит сравнить ответы, и, возможно, они будут совершенно разными. Все вопросы сгруппированы в отдельные блоки. Это разделение достаточно условно, так как все стороны развития ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены, но такое разделение позволит более четко представить «слабое звено» в развитии.

! При выполнении всех заданий важно соблюдать следующие правила тестирования: 

- взрослый должен сидеть за столом строго напротив ребенка;

- все предметы, необходимые для тестирования, должны лежать на маленьком стуле (столе) рядом со взрослыми;

- необходимые для каждого отдельного задания предметы необходимо класть строго на середину стола перед ребенком.

Анкета

Социальное развитие ребенка

Баллы

Спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми

Способен управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив

Умеет общаться с чужими взрослыми людьми, тактичен

Спокойно адаптируется в новой обстановке (в гостях, в по ездке и т.п.), не меняет своего поведения, не становится возбужденным

Умеет различать отношение и настроение взрослых

Организация деятельности

Ребенок воспринимает инструкцию (задание) и по инструкции выполняет действие, не нужно несколько раз повторять инструкцию

Ребенок не торопится, не суетится, доводит работу до конца, умеет оценить ее качество

Ребенок способен самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так)

Ребенок способен сосредоточенно, без отвлечений выполнять задание в течение 10-15 минут

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание, не отказывается

Общее развитие

Способен к систематизации и классификации (находит общее, различие предметов, явлений, процессов)

Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы

Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Способен сделать простой, логический вывод

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться

Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться

Развитие внимания и памяти

Способен к произвольному вниманию (устойчивость внимания — 10—15 минут), не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна)

Способен переключиться с одного вида деятельности на другой (не переключается постоянно на любой внешний раздражитель)

Способен к непосредственному (механическому) запоминанию 10 не связанных между собой слов при 3— 4-кратном повторении

Способен к произвольному запоминанию 10—12 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами

Способен выучить стихотворение в 4—8 строк после нескольких повторений

Речевое развитие

Способен правильно произносить все звуки родного языка

Способен к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова)

Обладает хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос и т.п.

Грамматически правильно строит предложение, правильно использует предлоги, приставки, союзы

Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам

Развитие движений и пространственная ориентация

Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, расстегивание, застегивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование ботинок и т.п.)

Хорошо ходит, бегает, умеет прыгать, катается на велосипеде (способен научиться ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, играть в теннис, прыгать через прыгалку и т.п.)

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.п.)

Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат)

Дополнительный вопрос: какой рукой ребенок работает более активно и ловко?

• Правой

• Левой

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

Способен выделять и классифицировать фигуры (буквы, цифры) по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам

Способен различать пространственное расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа — слева и т.п.)

Способен срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов

Способен копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов

Способен находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме)

Личностное развитие

Способен «заниматься, учиться», а не только играть, может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого

Стремится к достижению в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить ее результат

Способен дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», умеет оценивать свои поступки, но оценка себя во многом зависит от оценки взрослых

Проявляет активный познавательный интерес (к новым видам деятельности, к миру взрослых, к окружающему миру и т.п.)

Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею...»), самоутверждению, признанию

Здоровье (от 1 года до 5 лет)

Нет частых простудных заболеваний (3—4 раза в год)

Нет тяжелых и хронических заболеваний

Спокоен (не криклив), усидчив, не раздражителен

Хорошо и спокойно засыпает, спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи)

Нет страхов (темноты, одиночества, страшилищ и т.п.)

Нет навязчивых движений (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, обкусывание ногтей и т.п.)

Не было выраженных задержек в развитии (речевом и моторном)

Определение ведущей руки (20 заданий)

Ведущая рука

Правая

Левая

Обе

Нарисовать одинаковый рисунок (дом, человек, машина) правой и левой рукой

Нарисовать карандашом 10 крестиков правой и левой рукой

Разложить карточки лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки)

Собрать цепочку из 10 металлических скрепок

Развязать 3—4 узелка (предварительно завязанных на шнурке)

Нанизать на шнурок 5—10 пуговиц с разными отверстиями

Бросить несколько раз теннисный мяч в цель (на полу, стене)

Открутить, закрутить крышки на 3—4 баночках, флаконах

Открыть коробку со счетными палочками, выложить из палочек (зубочисток) фигуры, сложить всё в коробочку

Отвинтить, завинтить гайку (из детского конструктора — металлического или пластмассового) гаечным ключом

Сложить рисунок (используя мозаику, разрезные картинки и т.п.)

Сложить фигуру из кубиков

Бросить стрелу (можно использовать игру «Дартс») в цель

Перелить воду из одного флакона с узким горлом в другой

Достать несколько бусинок из банки ложкой 

Застегнуть, расстегнуть пуговицы, молнию 

Сложить мелкие детали  (пуговицы,  бусины) в длинный цилиндр 

Намотать нитки на катушки или смотать нитки в клубок 

Почистить обувь щеткой 

Есть ли в семье леворукие родственники (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки и т.п.) 

При оценке выполнения заданий определяется, какая рука была более активной. Если более активна левая, знак «+» ставится в графу «левая рука», если более активна правая — в графу «правая рука», если обе руки — в графу «обе руки». При наличии семейной леворукости дополнительный знак «+» ставится в графу «левая рука». Леворуким будет считаться ребенок, получивший от 12 до 20 плюсов в графе «левая рука»[1]*.

Результаты оценки разных сторон развития ребенка следует подводить по каждому блоку. Если в сумме ребенок набрал от 20 до 25 баллов, то можно считать эту сторону его развития хорошо сформированной, если от 10 до 19 баллов — с ребенком необходимо серьезно работать. Если таких несформированных сторон развития несколько, то, возможно, стоит отложить поступление в школу еще на год. Если суммарные оценки развития каких-то качеств ниже 10 — необходимо обратиться к специалисту. Это особенно важно, если обнаружена несформированность организации деятельности, речевого и моторного развития, отмечены явные отклонения в состоянии здоровья.

Какую школу выбрать?

Итак, вы ответили на все вопросы анкеты. Попытаемся обобщить результаты и сделать следующие выводы:

1) стоит ли идти ребенку в школу в этом году;

2) какая школа в большей мере будет соответствовать возможностям ребенка;

3) какие трудности возможны в процессе обучения.

Принять решение вам поможет анализ факторов риска в развитии детей.

Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка к школе. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная об этой особенности ребенка, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе обучения (хотя бы в первые полгода) не рекомендуется продленный день.

Уровень организации деятельности определяет эффективность учения ребенка, его способность выполнить все необходимые, но посильные для него задания, его возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Неумение организовать свою деятельность встречается у детей 6—7 лет достаточно часто и может серьезно осложнить процесс обучения. Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности (сумма баллов ниже 10), возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы — с неврозоподобными расстройствами (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушение темпа речи и т.п.). Нельзя исключить влияние тяжелых и частых заболеваний. Причиной может быть и неблагополучная семейная обстановка (пьянство, конфликты в семье и т.п.). При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в первом классе.

Общее развитие ребенка — аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети (за исключением тех, кто растет в неблагоприятных социальных условиях) много видят, слышат, им читают, их развитием активно занимаются.

Высокий уровень общего развития порой бывает единственным критерием для выбора школы, и это может создать свои проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьезная» школа, с углубленным изучением предметов. Важно объективно оценить и другие стороны развития ребенка.

В тех случаях, когда общее развитие оценивается ниже 10 бал лов (в случае благоприятных условий жизни), необходима консультация специалиста, не рекомендуются школы с интенсивной программой обучения и с углубленным изучением предметов.

Развитие внимания и памяти — необходимое условие успешного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объем и неустойчивость памяти, трудности при произвольном запоминании также могут осложнить процесс обучения. Однако достаточно часто учебные неудачи ребенка объясняются не слабостью внимания или памяти, а его состоянием (неудовлетворительное здоровье, эмоциональное напряжение, утомление), а нередко и чрезмерно жесткими требованиями родителей.

У детей с неустойчивым вниманием, низким объемом памяти возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике, которые, как правило, становятся выраженными не в первом, а во втором классе. У таких детей много «пробе лов» в обучении, и лучшей тактикой помощи в этом случае является постоянное повторение учебного материала. Программы интенсивного обучения и дополнительные учебные нагрузки даже при очень высоком общем развитии ребенка могут превышать его возможности. Поэтому особенно важны выбор педагогической поддержки, соответствующей особенностям познавательной деятельности начинающего ученика, индивидуализация подготовки к обучению в специальной школе.

Речевое развитие — без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60 % первоклассников). Как правило, это нарушения звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинке. При подобной несформированности речи (ниже 10 баллов) необходима консультация (а возможно, и специальные занятия) с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе обучения в школе очень эффективны и могут предотвратить трудности при освоении письма и чтения, которые характерны для таких детей.

Для детей с отставаниями в речевом развитии не рекомендуются школы с интенсивным обучением и углубленным изучением иностранных языков.

Развитие движений и пространственная ориентация — важный показатель развития ребенка. Почти все движения, которым учат ребенка (или он учится сам), — произвольные, самые сложные по организации. К 6—7 годам ребенок должен овладеть элементарными двигательными действиями (особенно бытовыми, самообслуживающими), однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, требует специального обучения.

Несформированность (неловкость) моторных действий — частая причина проблем ребенка при усвоении предметов, где требуются хорошие письменные навыки. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений (бег, прыжки, повороты, развороты, пере вороты и т.д.), но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). Детям с несформированностью мелкой моторики необходима специальная подготовка к письму[2]*.

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации — функции, которые можно с полным основанием считать школьно значимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Причем эти особенности развития ребенка могут быть не очень явными, заметными.

Детям с подобными недостатками развития не рекомендуются программы интенсивного обучения, ранее (с первого класса) изучение иностранного языка.

Личностное развитие — наряду с развитием социальных навыков определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития ребенка может быть компенсирована психологически комфортными условиями обучения, личностно ориентированной тактикой работы педагога и доброжелательностью родителей. Для такого ребенка важнее правильно выбрать не столько школу, сколько педагога.

Здоровье ребенка — главный фактор, определяющий успешность обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Как правило, такие дети болеют раз в полтора-два месяца (по 7—10 дней), долго восстанавливаются после болезни, пропускают много занятий. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Для них характерны комплексные трудности при освоении письма, чтения, математики.

Дети с нарушениями психического здоровья могут быть чересчур активны, непоседливы или, наоборот, вялы, заторможенны. Для них характерна резкая смена настроения, неусидчивость, они раздражительны, плохо спят. У таких детей нередки страхи, навязчивые движения. Их школьные проблемы — комплексные (письмо, чтение, математика). Безусловно, таким детям необходима консультация врача-психоневролога. Им противопоказаны интенсивные программы обучения, дополнительные нагрузки. Рекомендуется щадящий режим учебных занятий с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), обязателен дневной сон. Строгое соблюдение режима дня (сон, отдых, прогулки, выполнение домашних заданий не больше 1 часа и т.п.).

Десять советов родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак — не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.


[1]* Подробнее см.: Безруких М.М. Леворукий ребенок. – М.: Вентана-Граф, 2001.

[2]* Безруких М.М. Азбука письма. – М.: Дрофа, 2000 (комплект «Ступеньки к школе»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.

Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя  с детьми с особыми о...

Информатизация учебного процесса в начальной школе

Статья раскрывает основные правила и требования к применению ИКТ  в начальной школе...

Информатизация учебного процесса в начальной школе

Презентация раскрывает основные аспекты использования ИКТ в начальной школе...

ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...