Гендерное воспитание младших школьников
методическая разработка (1 класс)

Чупина Ольга Юрьевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_gender.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание  младших школьников.

Термин « гендер» пришёл к нам сравнительно недавно. Слово гендер с латинского переводится как род.

Что включает в себя  гендерное воспитание?

Всё просто- дочку надо воспитывать девочкой , сыночка- мальчиком.

По определению ООН гендерные  отношения  является глобальной проблемой 21 века.

В современном обществе искажаются модели мужского и женского поведения. Всё больше становится женственных мальчиков и мужественных женщин.

Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли? Об этом пойдёт сегодня речь на собрании.

С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка.

Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами.

Особенности развития девочек и мальчиков.

Девочки

Мальчики

Анатомо - физиологические особенности

Девочки рождаются более зрелыми (обгоняют мальчиков на 3-4 недели в развитии). Раньше развиваются области левого полушария мозга, отвечающие за речь

Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже говорить. По биологическому возрасту в начальной школе мальчик младше девочек на целый год.

Психологический портрет

Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников.

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» — кукол, украшения — и играют в ограниченном пространстве, в уголке.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

  

Девочки, как правило, используют игрушки по назначению .Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь.

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство ребенка с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет смотреть, как она устроена. Мальчики могут использовать игрушку не по назначению,

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом — но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают.

Мальчики меньше реагируют на громкие звуки.

 Девочки спокойнее, старательнее , усидчивее. Поднимают руку  на занятиях девочки реже, хотя отвечают правильно.

Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться.

    У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения

Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

Мальчики не любят ошибаться. Критика глубоко задевает мальчика , особенно если он изо всех сил старался. Публичные оскорбления для мальчика всё равно что яд.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение)

Плохой подчерк не редкость для мальчика. Выправить почерк можно двумя способами:

1. много тренироваться в письме

2. ежедневные получасовые упражнения на растяжку для укрепления мышц спины , плеч , рук.

В любой деятельности , требующей поиска , свежего нестандартного мышления, впереди -мальчики

Длительные занятия за компьютером затормаживают развитие левого полушария и ещё более активизируют работу правого полушария мозга , которое и без того развивается у мальчика достаточно быстро. Следовательно , мамам необходимо ограничивать работу за компьютером.

Если вам нужно отругать  девочку -не спешите –бурная эмоциональная реакция помешает ей понять , за что её ругают. Сначала разберите в чём её ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и  точно, чем вы не довольны в течение минуты. Потом его мозг как бы отключит слуховой канал , и ребёнок перестанет вас слышать.

До десяти лет не рекомендуется надолго оставлять мальчика дома одного, в этом возрасте они могут натворить немало.

В начальной школе мальчику трудно переходить автотрассы самостоятельно, так как боковое зрение ещё недостаточно развито.

Большинству мальчиков , чтобы стать организованными , нужна помощь –чёткие инструкции. Если вы им говорите , чтобы они прибрались в своей комнате, это значит , они уберут одну-две игрушки и всё. Слово «Прибрались» для них неконкретное. Нужно сказать , что убрать , куда убрать и как –это настоящие инструкции.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать

и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят,

слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Мама в жизни дочери.

Растим хозяюшку 
Девочкам
 намного легче, нежели мальчикам привить любовь к домашним делам. Они любят помогать своей маме на кухне, мыть полы, вытирать пыль, и выполнять другую работу по дому. Поэтому маме важно не заглушать таких детских порывов, а наоборот поощрять их и давать ребенку возможность поучаствовать в домашних хлопотах. И неважно, что на первых порах у дочери не будет все получаться, уборка растянется на час или два, а на пол будет вылито несколько кружек воды. Все равно надо давать возможность малышке помогать и чувствовать, что ее помощь нужна маме. Если изначально такое желание быть помощницей заглушить, то когда дочь подрастет, будет очень сложно заставить ее убрать в комнате или навести порядок в собственных игрушках.  
Об игрушках
Самой распространенной 
девичьей игрушкой является кукла, которая выполняет несколько задач. 
Кукла-пупс — идеальная «репетиция» роли будущей мамы. 
Девочка катает его, пеленает, укачивает, в общем, проделывает все то, что ранее делала с ней ее мама, или же в доме растет маленький братик или сестричка, которые и являются наглядным примером для малышки. Пупс — это самая социально значимая игрушка.
С помощью «взрослых» кукол Барби  
девочка учится женственности, играм во взрослую жизнь. Куклы - «дяди» дают возможность создать полноценную игрушечную семью, где четко распределены роли, и девочка учиться началу семейной жизни. 
Кроме того 
девочкам очень интересны всевозможные предметы, используемые в быту: пылесос, утюг, посуда и др. Некоторым девочкам нравятся наборы по рукоделию.
Но при все этом не забывайте покупать 
девочке игрушки другой направленности, к примеру, машинки . Сегодняшние леди с успехом  водят автомобили, поэтому и развивать девочку следует во всех направлениях.

Одеваем по желанию
Многих мам девочек волнует вопрос, как одевать малышку и во что? Сегодня практически весь дочкин гардероб состоит из брючек и джинсов, то позаботьтесь о наличии хотя бы нескольких юбочек с красивыми кофточками — это необходимо в первую очередь для воспитания вкуса у маленькой девочки. И не забывайте  про сочетаемость цветовой гаммы!  Также уделите особое внимание заколкам, бантам и резинкам для волос, которые обязательно должны гармонировать с костюмчиком.

«Женские секретики»

Чаще всего мама для дочки является другом, именно с ней они могут обсудить самое сокровенное, именно ей доверяют свои тайны и именно у неё просят совета. Мама должна быть мудрой, терпеливой и сдержанной, ведь она – живой пример для своей дочки, пример идеальной женщины.

Что может дать отец дочке

Для дочки отец является эталоном мужчины. Какой папа, такого она будет искать и мужа. И если отец будет деспотичный, невнимательный к семье, очень вероятно, что она выберет и такого мужа и, скорее всего, будет несчастна. Мужчина должен это понимать и быть более ответственен перед дочками за самого себя, свое поведение в семье. При воспитании девочек папа должен быть ласковым и любящим, носить девочку на руках, как принцессу, а мама должна быть построже.   
  1). Отец должен относиться к девочке, как к маленькой ледиОтцу стоит помнить : самооценка девочки формируется в первую очередь через оценку папы. Если мама говорит дочке, что она красавица, ей, конечно, приятно. Но если хвалит папа — это высшая похвала. «Принцесса, красавица ты моя»-эти слова воспитывают  в девочке уверенность , женское достоинство. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками..

2). Отец должен уважать в дочери человека, личность. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.
3). Позитивные взаимоотношения, а не деструктивный конфликт. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. Это, конечно же, касается воспитания не только девочек, но и мальчиков.

4). Любите свою дочь. Девочка, которая получила достаточно любви в детстве, наверняка вырастет отзывчивым, добрым и открытым человеком, будет прекрасной понимающей женой и отличной заботливой мамой, будет дарить полученную от вас любовь своим близким и родным, в том числе, возвращать любовь обратно вам.

Мама в жизни сына.

 Мама для сына является образцом его будущей жены.

Мама должна помнить, что она навсегда останется в сознании сына как самый первый и самый главный объект противоположного пола, который он встречает в жизни. Именно через нее, он узнает о женской заботе, ласке, понимании и доброте. Образ мамы крепко «впечатывается» в подсознание мальчика. Когда мальчик станет юношей, именно этот образ окажет существенное воздействие на выбор им спутницы жизни.

Именно поэтому маме стоит постоянно «быть в форме», следить за собой — чтобы сын в любой момент мог подтвердить изначальную истину, в которой он не сомневается: «Моя мама — самая красивая!».

Мамина похвала

 Для мальчика важно, чтобы мама как можно раньше стала поощрять его «мужские» поступки.

Мальчики нуждаются в искренней маминой похвале.

И если мама просто «правильно» похвалит — это счастье! Особо ценными для сына будут комплименты, сделанные мамой по поводу его физической силы: «Ты просто герой, молодец! С тобой не страшно даже в грозу. Я горжусь тобой, верю в тебя!». Эти и подобные слова, сказанные с выражением, не потеряют своей волшебной силы, даже когда наш маленький «зайчик» вырастет. Не надо скупиться!

Кроме того, демонстрируя перед мамой свою ловкость и силу, мальчик тем самым неосознанно учится ухаживать в будущем за девочками.

«Девочки — хорошие!»

Только мама может привить сыну особое, уважительное и внимательное отношение к девочкам вообще и к себе в частности: «Девочки — хорошие! Вот мама у тебя — тоже девочка»

Пусть сын знает: для того, чтобы выразить свои пылкие чувства к понравившейся девочке, вовсе не обязательно лупить ее портфелем или дергать за косу — для этого есть более подходящие способы.

Иногда, воспитывая «правильное» отношение сына к другим женщинам, мама забывает… о себе самой. Современные мамы очень сильные. Даже болеть некогда.  Если же мама демонстрирует выраженное мужское поведение: грубость, жесткость, приказной тон, командный стиль отношения, то это может привести к глубоким негативным изменениям в душе любого ребенка, особенно мальчика.

Ведь только рядом с нежной и женственной мамой мальчик может проявить свои мужские качества, быть заботливым, внимательным, сильным.

 Дайте им эту возможность, будьте хоть немножко слабой рядом со своим, пусть даже маленьким мужчиной.

Играет сын в стрелялки — подыграйте ему, пусть защитит вас  от воображаемого врага.

Хочет помочь вам  донести покупки из супермаркета — выделите ему его допустимую долю. Обязательно похвалите за помощь.

Не охайте при виде у сына  царапин, ссадин, ушибов и прочих мелких травм, не ругайте за них, а спокойно обработайте рану, приговаривая что-нибудь вроде «до свадьбы заживет».

Дела «мужские» и «немужские»

Для самой лучшей в мире мамы мальчику очень хочется делать приятное и полезное. Но при этом очень важно не «уронить» своего достоинства: вдруг это дело — совсем не «мужское»?

 И тут маме тоже есть над чем поработать. Настоящий мужчина должен уметь все — если эту мысль мальчику с детства внушила мама, в дальнейшем у него не будет сомнений насчет того, «мужское» ли это дело — мыть посуду?

С 6–7 лет привлекайте  мальчиков к обсуждению общесемейных вопросов (расстановка мебели в квартире, очередность крупных покупок и т.д.).

С 6-7-летнего возраста мальчиков  следует отучать спешить к сиденьям в общественном транспорте, наоборот, уступать места женщинам , пожилым пассажирам, маме.

Дальше — больше..

 В возрасте от 5 до 8 лет приоритеты смещаются от матери к отцу.  Ребенок взрослеет, у него появляются собственные желания: он уже хочет что-то делать, изучать мир, общаться с друзьями. 

Возникает период в развитии мальчиков, когда маме необходимо

 « отпустить ребёнка от себя», то есть не контролировать постоянно и давать возможность сформироваться таким качествам личности , как дисциплина , ответственность, самостоятельность .

Если между матерью и сыном вовремя не возникла необходимая дистанция в отношениях, сын испытывает трудности в налаживании личной жизни. Очень часто эмоционально зависимый сын  вообще не женится или выбирает женщину значительно старше себя.

Мальчик непременно должен с детства понимать, зачем ему быть сильным и мужественным и в чем его главные задачи. .Таким образом, он сможет вырасти настоящим мужчиной, способным стать хорошим мужем и замечательным отцом.

Что может дать отец мальчику. Насколько важна роль отца.

 

Каждому мальчику нужен мужчина, который помог бы ему «загрузить программу жизни» — показал бы, что значит быть мужчиной. Малыш получает представление о том, как должен себя вести мальчик и будущий мужчина, именно от папы. Поэтому заниматься воспитанием мальчика, отец должен с самого рождения.

Уже с 3-5лет  сын пытается копировать отца во всем. Сначала карапуз щеголяет в папином галстуке и морщит лобик, как папа. Потом он раскидывает инструменты по всей квартире. А приходит время – и папину манеру поведения сын полностью копирует.

Правила хорошего отцовства достаточно просты.

 1 Мальчишкам нравиться резвиться с отцами, меряться с ними силой.

Буйная игра  совместно с папой, которая доводит маму до безумия, является жизненно необходимой для развития мальчиков. Такое взаимодействие учит их держать под контролем зарождающуюся агрессивность, не доводя дело до настоящей драки и сохранить дружеские отношения. В процессе «драк»  мальчики усваивают очень важные уроки , полезные для всех мужчин:

  -они учатся шуметь , веселиться, даже злиться, но в то же время усваивают , когда пора остановиться. Одно из качеств настоящего мужчины- уметь отвечать за себя и своё поведение , мальчик этот урок усваивает именно в моменты схваток с отцом на полу в комнате.

В процессе драк  придумайте игры : « захват пожарника» , «захват гориллы» , «захват спецназа» ,  « захват полицейского».

Играть в борьбу можно вплоть до совершеннолетия.

2. Мальчишкам нравится совершать путешествия и вылазки  на  природу . Надо обратить его внимание   на красивый окружающий мир, в котором он живет.  Учите видеть прекрасное даже в капельке росы и первой  распускающейся почке.

Мы с сыном любим рыбалку….

3. Мальчишкам нравиться  слушать истории о жизни отца , видеть как он работает , встречаться с его друзьями.

4. Особая роль папы в воспитании сына заключается в заботе о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты. Занятия спортом жизненно необходимы, потому что являются прекрасной подготовкой к жизни.

Спорт научит :

-играть по правилам

- слушаться тренера

-стремиться к победе

-уметь проигрывать

-оттачивать уже имеющиеся навыки

-чувствовать уверенно себя в команде

Даже если мальчик не проявляет особых склонностей к какому-то виду спорта, всё равно приучайте его к спортивным играм , объясняйте основные правила и показывайте простейшие приёмы( например , как бросать мяч) , чтобы он с лёгкостью мог присоединиться к игре местных мальчишек . Мальчику необходимо знать , что он не хуже других , что он свой в обществе мальчишек , играющих во дворе.

5. Хвалите  сына

Каждый раз, когда ребенок преодолевает какое-либо препятствие, нужно похвалить его, акцентируя внимание на его мужественности:

- «Молодец! Вот как поступают настоящие мужчины!»

Вообще, нужно почаще хвалить мальчишку, говорить, какой он сильный, смелый, терпеливый, отважный и решительный. Даже когда мальчику всего годик, он уже на уровне подсознания понимает, какой он мужественный. . Если ребенка похвалили, он будет стараться сделать это еще и еще. Будет стараться сделать это лучше.

6. Любовь обязательна!

Многие папы, желая видеть своих сыновей мужественными, сильными, умными и смелыми, забывают о таких важных потребностях ребенка, как ласка и забота. Эти проявления чувств необходимы мальчикам не меньше, чем девочкам! Неверно полагают, что отцовская ласка сделает из сына «девчонку». Исследования говорят, что наиболее мужественные дети вырастают как раз у тех отцов, которые не скупятся на нежность в отношении сыновей, особенно в раннем детстве. К мальчику необходимо относится как к взрослому, но не предъявлять ему завышенных требований. Малыша надо обязательно окружить любящими взглядами и ласковыми прикосновениями, заботой и нежностью. От этого зависит, станет ли он в будущем хорошим отцом и любящим мужем.

А тех отцов, которые пытаются вырастить из своих сыновей настоящих мужчин особо жесткими методами, психологи предостерегают об обратном эффекте. Чрезмерная черствость в отношениях с ребенком и злоупотребление «спартанскими» методами воспитания приводит к его будущей безынициативности, пассивности, несамостоятельности, тревожности и неуверенности в себе, а не редко к жестокости и агрессивности (ведь ребенок склонен подражать своему отцу!). «Рабская дисциплина формирует рабский характер»

7. Настоящий мужчина умеет себя ограничивать. 

Такой пример мужского поведения обязательно должен демонстрировать отец: «самое лучшее маме, ведь она девочка, потом коту, он зависит от нас и сам не справится, потом тебе и мне, потому что мы мужчины».

8.   Воспитание смелости

Главной чертой мужского характера является смелость. Старайтесь не показывать при ребенке своих страхов, так как ваш сын может начать бояться того же.

 Не путайте смелость и жестокость.

 Жестокий - не значит смелый. Не учите ребенка давать сдачу, а учите договариваться со сверстниками.

9. Воспитание ответственности.

Подарите ребёнку будильник и научите пользоваться им. Пусть в течение целого года он сам  следит за тем , чтобы вовремя встать. Если же он опоздает в школу из-за того , что проспит , не пишите ему оправдательных записок. ( это не учит ответственности за свои поступки)

10.Воспитание трудолюбия

Мальчик в младшем школьном возрасте любит строить крепости , шалаши , штабики. Подарите ему набор инструментов , чтобы они были его собственностью .

Помните:

 чем чаще ребенок бывает с отцом, тем лучше его успеваемость и поведение в школе. Чем меньше присутствия папы в жизни ребенка- тем меньше желание учиться, тем больше проблем с поведением,

С отцом себя мужчина сравнивает всю жизнь , пытаясь определить большего или меньшего он достиг. Дети не могут запомнить того , что сказали , но обычно на всю жизнь остаётся впечатление от того , что вы сделали.

психолог Игринской СОШ №1

Тест: чем отличается психология мальчиков и девочек?

Этот тест, составленный французскими психологами, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в особенностях воспитания мальчиков и девочек.

Предлагает  20 вопросов, на которые нужно ответить "да" (то есть вы согласны с этим утверждением) или "нет" (вы придерживаетесь другого мнения).

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут

оценить сложное положение и логичнее мыслят.

4. Мальчики испытывают

большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче попадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащих...

Гендерная социализация младших школьников

Подобно расе, национальности и классу, пол является важной категорией, которая  в значительной степени определяет социальные возможности каждого человека, задавая форму его участия в жизни и экон...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Гендерный подход в воспитании младших школьников

Отчет за год работы в гендерных классах...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....