Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»
статья

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»

Русский язык в школе-интернат является предметом, в процессе изучения которого учащиеся овладевают  материалом, приобретают необходимые знания и умения. Кроме того, важнейшей задачей предмета является коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социальная и правовая адаптация выпускника в обществе.

Поэтому, конечной целью изучения русского языка в школе-интернат должно быть создание общего представления о событиях, происходивших в России, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Необходимо сделать акцент на крупных исторических событиях Отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи, создать образ наиболее ярких фактов и выдающихся деятелей, олицетворяющих данный период истории. Такой подход к изучению предмета способствует лучшему запоминанию фактов и их последовательности. Изучение исторических событий должно вестись в порядке хронологии, это обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний учащихся, большинство из которых выходцы из республик ближнего зарубежья.

Настоящий творческий труд в школе – это прежде всего живая мысль, исследование.

Учитель истории в школе-интернат при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка. Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя.

1. Регулярная работа на уроке способствует формированию умений - способности использовать имеющиеся знания или понятия для решения задач, а также навыков - сознательно автоматизированных действий, достигаемых путем упражнений. Для образования навыка у учеников коррекционной школы необходимы следующие условия: создание стимула к действию, наглядный показ действия, многократное повторение действия самими учащимися, воспитание самоконтроля, контроль со стороны учителя.

1. Основные умения и навыки школьников, формируемые на

уроке истории:

1. Пересказ.

2. Оценка исторических явлений.

3. Сообщение исторических фактов.

4. Временные (работа с датами).

5. Пространственные (картографические).

6. Выделение главного и второстепенного.

7. Формулирование вывода.

8. Навыки самостоятельной работы.

2. Основные упражнения, используемые для формирования

исторических знаний, умений и навыков:

  1. Чтение текста учебника, ответы на вопросы.
  2. Решение кроссвордов.
  3. Работа с настенной и контурной картой.
  4. Решение хронологических задач.
  5. Выполнение тестовых заданий
  6. Работа с тематическим словарём, оперирование терминами.

2. Живое слово учителя на уроке играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя сочетается с выборочным чтением текстов из учебной книги, а также других источников.

Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

3. На уроках истории с целью формирования умений и навыков учащихся необходимо использовать различные виды самостоятельной учебно –познавательной деятельности. Самостоятельная работа на уроке способствует формированию необходимых умений и навыков по истории: анализировать исторический материал, излагать материал, обобщать, сопоставлять, локализировать исторические факты и процессы во времени и пространстве. Необходимо отметить, что ученики нуждаются в том, одни и те же виды работы многократно повторялись из урока в урок при систематическом контроле за их выполнением. Самостоятельная работа на уроке истории проводится под контролем учителя, при необходимости – с его помощью.

4. Неоценимую помощь учителю и ученикам на уроке оказывают Тематические тетради. Это сборники заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории. Все задания составлены таким образом, чтобы их выполнение было посильно и доступно для учащихся. В сборниках представлены самые разнообразные задания. Отбор заданий по теме осуществляет учитель в соответствии с целью и задачами урока, уровнем развития умения и навыков учащихся.

5. Особое внимание на уроке должно быть уделено изучению исторических дат. Установление хронологической последовательности, работа с «лентой времени» для определения того, сколько лет прошло от одного события до другого, что было раньше, а что позже и на сколько способствуют развитию мыслительной деятельности, временных представлений школьников.

6. Одна из важнейших проблем, которая стоит перед учителем на уроке - это развитие речи учащихся на уроке, формирование исторического словаря. Большую помощь в этом оказывают тематические словари, работа с которыми стала неотъемлемой частью работы над историческим материалом на разных этапах урока. Понятия в словаре располагаются в алфавитном порядке, определения кратки, доступны, легко запоминаются.

7. На уроке должна осуществляться систематическая работа с исторической картой, как настенной, так и картами, имеющимися в атласах. Выполнение работ на контурных картах способствует не только запоминанию фактов, но и несет элементы творчества.

8. На уроках истории используются рассказ, беседа, работа со схемами, таблицами, раздаточным материалом. Особая роль на уроке принадлежит учебнику. Работа с текстом параграфа осуществляется постоянно. Это чтение текста, ответы на вопросы, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги. Эти средства позволяют сформировать умения и навыки по истории, развивать логическое мышление, формировать пространственные и временные представления.

9. Важный элемент обучения истории - создание на уроке точных зрительных образов. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе то, о чём идет речь. Учебные картины, таблицы, схемы, иллюстрации применяются постоянно. Но особая роль на современном уроке принадлежит демонстрации видеоматериалов. Недаром говорят: лучше один раз увидеть…

В этом отношении хороший результат приносит не только просмотр фрагментов видеоматериалов по теме урока, но и применение мультимедийного проектора. Это наиболее современный и доступный способ демонстрации большого количества наглядности по любой теме урока. И здесь неоценимую помощь в подборе материала оказывает Интернет.

У нас есть опыт проведения уроков с применением мультимедийного проектора. Проведение урока с применением мультимедийного проектора – это не просто демонстрация картинок. Во время такого урока организуется работа учащихся, применяются наиболее целесообразные задания в соответствии с целью и задачами урока.

Так, на итогово – обобщающем уроке по теме «Смутное время в России» ребята отвечали на вопросы и ответы записывались в тетрадь. По одному предложению на каждый вопрос. А в итоге получился записанный рассказ «Смутное время в России». И каждый ученик, прочитав по одному предложению, почувствовал себя автором этого рассказа. Было видно, что ребята получили удовлетворение от успешно выполненной работы.

Во время такого урока легко организовать работу с учебной картиной, любой иллюстрацией, учебником, схемой, таблицей, настенной и контурной картой, со словарем. Ведь всё на слайдах, зрительно, осязаемо.

Конечно, от учителя требуется определённая подготовка для проведения такого урока, создание презентации, но такая форма урока дает видимый результат. И не только в накоплении знаний, но и что также немаловажно – в пробуждении интереса к самому уроку, ожиданию того, что урок будет интересен, нескучен, познавателен.

10. Современный урок истории - это урок, где теоретический материал не может быть представлен без опоры на конкретные исторические источники, факты, документы, предметы той или иной эпохи.

Созданию таких представлений об историческом материале содействует проведение тематических экскурсий. Проведению экскурсий должно предшествовать разъяснение, с какой целью она проводится, что предстоит посмотреть. Внимание учащихся на экскурсиях и при заключительной беседе привлекается к наиболее существенным, значимым объектам, учитель акцентирует, подчеркивает, побуждает к обобщению.

11. Хотелось бы отметить, что успешному и осознанному восприятию исторического материала на уроке способствует также та информация, которую учащиеся получают во время проведения общешкольных мероприятий с исторической тематикой. 

12. И ещё хотелось бы отметить один очень важный момент. Исходя из того, что мы работаем с детьми, большинство из которых дети-инофоны, на уроке непременно должен осуществляться дифференцированный подход к каждому ученику. Уровень заданий, которые предлагает учитель ребёнку, не должен выходить за рамки возможностей ученика, но и не должен быть излишне упрощённым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уч...

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...