Зависимое поведение
консультация

Вилкова Кристина Сергеевна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зависимое поведение504.5 КБ

Предварительный просмотр:


   

Зависимое поведение – отклоняющееся поведение человека, связанное с злоупотреблением каким-либо веществом или какой-либо специфической активностью в целях изменение психического состояния.

В настоящее время выделяют два вида зависимости: химическая и нехимическая.
Химическая зависимость  – это психическое состояние, являющееся следствием повторного употребления естественного или синтетического психоактивного вещества. К ним относятся: алкоголизм, наркомания, табакокурение.  

Нехимические (поведенческие, эмоциональные) зависимости – это вид зависимости, при которой возникает азартное поведение, при котором, в отличие от обычных навязчивостей, побуждение к деятельности является или становится жизненно важным. Здесь объектом зависимости становится поведение, а не психоактивное вещество. Нехимические аддикции подразделяются на: гемблинг (лудомания), работоголизм, шопоголизм, вещизм, спортивная аддикция, коммуникационная аддикция, религиозная аддикция, интернет-аддикции, аддикция мобильных телефонов, телевизионная аддикция, гаджет-аддикции, пищевые аддикции.

Спровоцировать аддиктивное поведение могут личностные качества ребенка, такие как:


- низкая самооценка;
- неуверенность в себе;
- склонность к агрессии;
- низкая эмоциональная устойчивость;
- несобранность;
- враждебность.


Основными проблемами зависимого поведения являются следующие:


- нарушение эмоциональных связей с другими людьми и формирование взамен их эмоциональных связей с предметами, неодушевленными системами и т.д.;
- нерешение проблем, а их углубление;
- снижение воли, способности к волевым действиям и поступкам;
- потеря чувства реальности и равновесия в окружающей среде;
- неспособность испытывать человеческие чувства и радости от общения с близкими, с друзьями и т.д.;
- отсутствие приспособленности к внешним влиянием, в том числе в отношениях с людьми;
- прекращение душевного развития аддикта;
- изменение личностных характеристик, таких как: познавательные потребности, моральные нормы, эстетическое восприятие, коммуникативный компонент и др.

Основные причины отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте:


     В первую очередь, это безнадзорность детей. Здесь имеется ввиду предоставляемая в отдельных семьях полная свобода. В свою очередь такая безнадзорность может быть следствием различных причин: родительская занятость, реальное нежелание воспитывать детей, принципы воспитания.
    При безнадзорности у детей формируются такие формы поведения, как бесконечное блуждание на улице, отсутствие занятости, прогулы школьных уроков, побеги из родительского дома.
    Следующим проявлением зависимого поведения является участие в азартных играх. Такое поведение выступает в роли самоутверждения.     Также отмечается такие формы поведения как использование ненормативной лексики, прием спиртных напитков, табакокурение, пристрастие к наркотическим веществам.

hello_html_3f6fff3c.jpg

Этапы формирования зависимого поведения

  • 1 этап - первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, мотивы группового самоутверждения.
  • 2 этап - поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Для одних детей важен сам факт изменения своего состояния, для других – качество вызываемых эффектов и особенности получаемого состояния.
  • 3 этап - переход зависимого поведения в болезнь происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические факторы.

Характерные признаки аддиктивного поведения

  • наличие жизненной установки с ориентацией на сиюминутное получение удовольствия любыми средствами;
  • наличие иллюзии контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»);
  • возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.);
  • возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции.

Тренинговое занятие для подростков по профилактике зависимого поведения.


Цели и задачи занятия:

  • Первичная профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
  • Адаптация детей социального риска в социуме
  • Приобретение навыков ответственного отношения к своей жизни и высокой сопротивляемости негативного давления со стороны.
  • Помощь в установлении межличностных отношений и взаимопонимания между подростками.

Упражнение «Мозговой штурм — зачем людям наркотики?»: участники по очереди предлагают свои варианты ответов на этот казалось бы простой вопрос. Когда каждый выскажется на эту тему, напротив перечисленных причин, написанных ведущим на листе бумаги слева, ведущий записывает конструктивные способы решения этих проблем, которые снова предлагают ребята.
Например: люди становятся наркоманами от скуки, конструктивный способ — найти в интернете друзей, отправиться путешествовать с палаткой и т.п.

Таким образом, аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния. Аддиктивным вариантом считается использование таких подходов в поведении, которые не решают проблему, а человек просто отвлекается от нее, в частности, путем азартных игр, компьютерных игр и т.д. В результате развитие человека прекращается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Рекомендации для родителей по профилактике зависимого поведения у обучающихся с ОВЗ

Формирование навыков безопасного поведения детей поможет сделать более успешной профилактику зависимого поведения....

«Зависимость поведения и успеваемости младших школьников от психологического климата в семье».

Методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию детей   в условиях семьи, которые звучат достаточно свежо и своевременно  (в соответствии с работами П.Ф. Лесгафта)....

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ...

Зависимое поведение в школьном возрасте: причины, классификация, этапы развития, профилактика зависимого поведения.

Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей завис...