"Роль семьи в воспитании ребёнка"
консультация

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_rebyonka.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребёнка»

Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей.

                                                                                                                                                        А.С. Макаренко

Свой лекторий мне хотелось бы начать словами А.С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом».

Традиционно главным институтом воспитания является семья.           То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Задумайтесь над этим.

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;

- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;

- Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!

Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими. "

4.Семейные традиции (выступление родителей).

- Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи.

-Какие традиции вы соблюдаете в своих семьях?

Ответы родителей.

-Назовите события, которые вы празднуете или проводите семьей раз в году?

Ответы родителей.

-Назовите общие дела, которые вы организуете семьей раз в месяц?

Ответы родителей.

- Что вы делаете совместно раз в неделю?

Ответы родителей.

- Достаточно ли этого времени (один раз в году, раз в месяц, раз в неделю), чтобы в системе, планомерно, обдуманно воспитывать ребенка?

Ответы родителей.

-Конечно же, мы понимаем, что соблюдение традиций, которые бывают редко в году, недостаточно, нужны такие традиции, которые позволят быть рядом с ребенком каждый день. В вашей семье есть добрая традиция каждый вечер ужинать всей семьей, ждать друг друга и не опаздывать.

- Что могут дать такие совместные ужины для воспитания ребенка?

Ответы родителей.

-Дети учатся уважать семью, друг друга.

-Видят искренний интерес к себе и членам семьи.

-Учатся общаться.

-Вместе обсуждают семейные проблемы и находят пути их решения.

- В какой момент ужина правильно начать разговор о семейных делах?

Ответы родителей.

Учитель:  Во время чая, когда все сыты и расслаблены.

- Какие проблемы можно обсуждать со своими детьми за вечерним ужином?

- А какие семейные ежедневные традиции есть в ваших семьях?

- А какие традиции могут появиться в ваших семьях?

- Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь. Сколько нужно времени, чтобы почитать сказку ребенку перед сном?

5 минут уходит, если читать медленно лист печатного текста.

5 минут мало или много?

Что можно воспитать в ребенке за 5 минут ежедневного спокойного общения?

(Учитель записывает на доске то, что предлагают родители)

Учитель: Уважаемые родители, вы видите сами, что 5 минут общения каждый день позволяют воспитать ЧЕЛОВЕКА!

Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей.

А.С. Макаренко

Слайд 2

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ –родительский дом.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья-

колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы

приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение

значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на

личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей

семьи. Хотелось бы привести пример одной семьи.

Слайд 5 Задачи родителей

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является

создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в

родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех

обязанностей родителей- это относиться к ребенку в любом возрасте

любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию- это

требование любви. Но здесь важно понимать, что необходимо не только

любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах

по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы

ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был

наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и

конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении

супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после

ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем

вымещать на них свое зло, плохое настроение.

Слайд 6 Формула истинной родительской любви.

Формула истиной родительской любви не «люблю потому что ты

хороший» , а «люблю потому что ты есть». Возможно родители любят

ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет

себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям , то ребенок как бы

отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит

значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той

эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

Ребенок может вообще не приниматься родителями, быть безразличен и

может даже отвергаться ими (например семья алкоголиков). Но такое может

быть и в хорошей благополучной семье (например, ребенок не

долгожданный, или например, мама красивая, а дочь некрасива, и замкнута,

ребенок раздражает мать, и т.д.)

Слайд 7 Проблемы семейного воспитания

Следующая проблема семейного воспитания- это дефицит, который

испытывают наши дети, дефицит ласки. Родители не находят времени,

забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так,

повинуясь какому- то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей,

особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с

детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.

В последнее время получило распространение такое понятие как

синдром опасного обращения с детьми- это поведение родителей по

отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической,

психологической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя

различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни

ребенка до неправильного воспитания. В настоящее время чуть ли бы не

каждый день можно услышать о случаях жестокого обращения с приемными

детьми, а сколько таких семей которые издеваются над своими

собственными детьми.

Семьи, где регистрируется СООСД обычно относят к категории

неблагополучных. Пьющие люди, матери- одиночки, ведущие разгульный

образ жизни, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К

категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально

обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая

откупиться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей и

одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания,

папы и мамы используют простой и «эффективный» путь- физическое

насилие. Последнее чаще всего применяется матерями , нежели отцами.

СООСД наблюдается по отношению к девочкам в 3 раза реже. Чем к

мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криком раздражают

родителей. Родители не понимают что жестокость порождает жестокость.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными

идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем

больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.

Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы

над раздорами, унынием и скукой создает то, что можно назвать семейным

очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей связанных

родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья,

при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях

должна приносить человеку радость.

Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие

дети- будьте счастливы».

Воспитание ребенка в семье

Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»

Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей

семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на

свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и,

стало быть, на селе. Ни ссор , ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил

проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его

возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,

спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села

добились такого лада, пришел к главе семьи4 расскажи мол, как ты

добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и

стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули

старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто

раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится

за ухом и спросил:

-И все?

-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И,

подумав, добавил:- И мира тоже».

Слайд 9

Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети-

будьте счастливы».

Спасибо вам за внимание.

1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV).

2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.

3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит вырастут ли их дети настоящими людьми.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

Могут быть выделены + воспитания в семье : диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи (в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.

Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.

При тактике "невмешательства" родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Задумайтесь над этим.

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка,которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. Ведь многие наши дети грубо относятся к учителям, к одноклассникам.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является умение правильно говорить в обществе, друг с другом. Ребята наши между собой разговаривают с применением нецензурных слов. Не стесняются в выражениях, в жестах на замечание педагогов и работников школы не реагируют или просто улыбаются.

Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.

1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.

2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.

3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество.

4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.

Позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;

- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;

- Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!

Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими. " .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании ребёнка"

Консультативно - методическая помощь родителям...

Презентация "Роль семьи в воспитании ребёнка"

Ребенок наследует от своих близких и далеких предков, прежде всего человеческую психику. Именно она сослужит ему службу замечательного орудия труда и познания. Она даст ребенку возможность стать Челов...

Роль семьи в воспитании ребёнка

Для беседы с родителями...

Роль семьи в воспитании ребёнка.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, эл...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Как быть? «Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, имея в виду ту атмосферу,  которую создают в семье, прежде всего взрослые, помогая детям ст...

Роль семьи в воспитании ребёнка.

Беседа с родителями....

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребёнка"

Данный материал поможет для проведения собраний....