Статья для родителей на тему: «Как правильно делать уроки с детьми?»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Взгляд педагогов и психологов на проблему выполнения домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей на тему: «Как правильно делать уроки с детьми?»

Сегодня каждый родитель сталкивается с целым рядом вопросов, связанных с выполнением домашнего задания. Надо ли делать домашнее задание вместе с ребенком? Или пусть сразу привыкает к самостоятельности? Как не раздражаться, если что-то не получается? И что делать, чтобы со временем ребенок смог учить уроки сам?

Мы поговорим об этом, что на эту тему думают психологи и сами родители. Какие приёмы можем применить, чтобы домашнее задание не превратилось в пытку для детей.

В некоторых странах заданий на дом почти не задают - например, в Израиле (но в младшей и средней школе). Есть легенда, что и в Испании, Италии, Финляндии, Канаде упражнений на вечер нет. Это не так. Объем заданий может быть небольшим - это да. Или же домашку стараются сделать в школе после основных уроков. Во многих странах дети проводят в своем учебном заведении полный день - обедают, занимаются в кружках или секциях. Домашнее задание закрепляет пройденный материал. И пока от такой методики - освоения новой темы и последующего ее закрепления - ни одна из развитых стран не отказалась.

Прежде всего, будем учитывать санитарные нормы, принятые у нас. Выписка из санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (редакция 2013 года) следует:

«Пункт 10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3-м классах - 1,5 часа, в 4 - 5-м классах - 2 часа, в 6 - 8-м классах - 2,5 часа, в 9 - 11-м классах - до 3,5 часа».

В начальной школе объем домашнего задания может быть значительным – написание тренировочных упражнений для выработки правильного письма, чтение, математика, доклады и проекты по окружающему миру… Сами ребята по – разному воспринимают сам процесс выполнения «домашки», кто-то стремится к ней всей душой, а кто-то считает экзекуцией. Интересно, что со интеллектуальными способностями детей это не всегда связано напрямую. Но всё-таки, если всё получается в школе, то ребёнок охотнее и дома занимается.

Понятна  тревога родителей : они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы, не наберёт нужные баллы на ЕГЭ и тогда…

Нет сомнения, что родитель может и должен держать «руку на пульсе», чтобы не упустить время, когда ребёнок учится самостоятельности в домашнем задании.  Ему надо помочь. Если мама не работает, у неё больше шансов повлиять на ситуацию.

Первый совет – держать постоянную обратную связь с педагогом – не пускать процесс на самотёк, иначе можно довести дело до того, что единственным способом наладить учёбу будет нанять репетитора. Общайтесь с педагогом о правилах выполнения, образцах записи, нормах оформления задания. Ребёнку необходимо дома закрепить, как НУЖНО оформить работу, помогите ему в этом.

Второй совет психолога – не выполнять все задания сразу. Ученику нужно переключиться, отдохнуть. После обеда хорошо бы погулять (современные дети гуляют редко, а во дворах компании, чтобы поиграть-побузить, собираются с большим трудом). Ну хотя бы пусть переключится на домашние игры и занятия. Но договориться, что такое развлечение не затянется на два часа, - 20 - 30 минут достаточно.

И обязательно делать перерывы во время выполнения домашнего задания: 15 - 20 минут работы - 10 - 15-минутная передышка.

Теперь рассмотрим взгляд психологов на проблему.

Есть детские психологи, которые считают: родители не должны помогать детям делать домашние задания. Мол, пусть пашут сами. Но рассудим здраво – можно перемежать самостоятельную работу и помощь любимой мамочки – особенно, если вы уже видите, что процесс сидения за столом затянулся, ребёнок отвлекается и КПД приближается к нулю…

 Иногда надо объяснить ребенку своими словами условия задачи. Иногда он недопонял материал, и надо объяснить. Это нормально. Но если родитель, например, сам делает поделку для урока технологии — это точно неоправданная история. Педагоги за то, чтобы ребенок делал сам то, что может. Даже если это будет не такая красивая поделка или рисунок.

По-хорошему, взрослый должен появиться, когда ребенок сам о чем-то спросил. Или когда учитель просит обратить внимание родителей на какой-то момент. Но мне кажется, что если взрослый постоянно сидит рядом с ребенком, пока тот делает домашнее задание, — это тяжело дается и взрослому, и ребенку.

И всё же, нельзя недооценивать помощь взрослого. Эффективность вашей работы с ребёнком даст свои плоды в своё время. Если папа, объясняя задачу, рассказал сыну о мире животных что-то, чего он не знал, это не поможет сегодня выполнить домашнее задание, но зато пригодится ребенку завтра.

Замечено, что те родители, которые в начальной школе не учили уроки и не проверяли их, теперь активно этим занимаются. Потому что в пятом классе успеваемость детей резко снизилась. Если в такой ситуации ребенок не найдет помощь в семье, то он будет тонуть в плохих оценках. И школа сделает все, чтобы с таким учеником расстаться. А в наше время попасть в приличную школу несколько проблематично.

Психологи советуют. Если ребенок говорит: "Я чего-то не понимаю", а родитель отвечает: "Да что ж ты такой бестолковый / мне сейчас некогда / что ты ко мне привязался" — в отношениях будут проблемы. Но также не надо учить уроки с ребенком так, чтобы он чувствовал себя в тюрьме, под полным контролем. Тогда учеба будет восприниматься как насилие. В гонке за оценками важно не перестараться.

         Если у ученика что-то не получается с домашним заданием, то первый вопрос педагог должен задать сам себе. Для него это некая педагогическая задача, которую надо решить. Значит, к ученику нужен индивидуальный подход. Но выводить из сложной ситуации конкретного учащегося он может только при содействии родителей!!!

Как справляться с раздражением, когда уроков много, ребенок чего-то не понимает, а у родителей есть свои дела? Бывает  такое: двенадцать ночи, а часть уроков еще не сделана.

Если говорить: "Ну что ты смотришь как баран на новые ворота, мы  вчера это всё проходили проходили?!" — ребенок станет паниковать, и результаты будут только хуже.

Наблюдайте за своим ребенком: может, в восемь вечера он клюет носом, а в девять начинает соображать лучше? Тогда надо ориентироваться на его ритмы. Он переплетает руки и ноги, у него плечи идут вверх? Это говорит о напряжении, а из-за него могут тормозиться когнитивные процессы: проще говоря, он будет хуже соображать. Он хнычет, не хочет что-то делать? Дайте ему возможность переключиться. Можно пообнимать, похвалить, вместе погулять с собакой. Хорошие результаты будут, только если ребенок весел и доволен.

 Вас раздражает непонятное задание или есть вопросы по срокам? Обсуждайте это с учителями. Если школа и родители не найдут общего языка, заложником будет ребенок. Или, например, вы знаете, что вашему ребенку трудно учить стихи. Стоит сказать учителю: "У нас такая проблема, что посоветуете?" Только выберите время — учитель тоже живой человек, он тоже иногда мама, не надо разговаривать, когда вы оба уставшие.

        Как не просто сделать "домашку" с ребенком, а научить его учиться самостоятельно?

Психологи говорят, что лучше всего приучить ребенка: не я с тобой делаю уроки, а ты спрашиваешь, когда нужна помощь. Но совсем дистанцироваться и слишком рано начинать видеть в своих детях ответственных, сознательных и взрослых людей — это тоже ошибка. Тогда ребенок может говорить, что он все понимает, а потом окажется, что там чистый лист.

Очень хорошо работают внеплановые проверки. Не когда тетради проверяют каждый вечер, а именно внеплановые: "Хочу посмотреть, что у тебя с уроками, покажи". Это дисциплинирует ребенка.

Педагог: Это точно не должно быть наказанием: "Раньше я учил с тобой, а теперь давай сам". И важно все делать постепенно. Не говорить ребенку, что он чего-то не может. Где-то поддержать его, не забыть похвалить — это мотивирует. Если ребенок не хочет делать сам, капризничает — надо понять, в чем проблема. Предложить компромисс: ты выучишь сам, а потом придешь мне рассказать. И так пошагово сокращать время, которое вы проводите с ребенком за уроками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"

Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...

Как правильно делать уроки с ребенком.

Рекомендации для родителей , как помочь детям в обучении....

Разработка классного часа на тему: "Как правильно делать уроки"

Данный материал можно использовать в ходе проведения классного материала, беседы с детьми....

Памятка для родителей на тему: «Как правильно организовать логопедическое домашнее задание с вашим ребенком»

Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?...

Рекомендации для родителей на тему: «Развитие правильных речевых навыков»

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков ...

Информация для родителей. Как правильно делать уроки с ребёнком.

Данная информация поможет вам найти подход к вашему ребёнку и делать уроки без проблем....

Как правильно делать уроки с ребенком?

Как правильно делать уроки с ребенком...