конспект сообщения на общешкольное родительское собрание на тему "Формирование первоначальных представлений о труде у обучающихся с ОВЗ"
методическая разработка (1 класс)

Удалова  Елена  Борисовна

В возникновении и развитии человека и общества значение труда по истине огромно. Без труда, активной трудовой деятельности не было бы человека. Во все времена на первом месте, идет воспитание детей через труд. От результатов этой деятельности напрямую во многом зависело само существование человека. Поэтому в обществе стала формироваться потребность в передаче детям трудового опыта. Ведь именно трудовая деятельность и ее передача от одного поколения к другому – сохраняла этот опыт, а с другой стороны подготавливала их к будущей самостоятельной деятельности. А передача трудового опыта содержит напрямую одну цель – формирование представления о труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_o_trude.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное сообщение

 к общешкольному родительскому собранию на тему

"Роль семьи в формировании представлений о труде у младших школьников"

Слайд 1. В возникновении и развитии человека и общества значение труда по истине огромно. Без труда, активной трудовой деятельности не было бы человека. Во все времена на первом месте, идет воспитание детей через труд. От результатов этой деятельности напрямую во многом зависело само существование человека. Поэтому в обществе стала формироваться потребность в передаче детям трудового опыта. Ведь именно трудовая деятельность и ее передача от одного поколения к другому – сохраняла этот опыт, а с другой стороны подготавливала их к будущей самостоятельной деятельности. А передача трудового опыта содержит напрямую одну цель – формирование представления о труде.

Слайд 3. Очень интересны и актуальны педагогические труды Василия Александровича Сухомлинского, он пишет, что трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал... Нет и быть не может воспитание всех   без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать

Весь процесс воспитания детей   должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Слайд 4. Развитие ребенка - это процесс последовательной смены возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своеобразным сочетанием физических и психических особенностей, социального опыта и ведущей деятельности. Период младшего школьного возраста - это переход от дошкольного детства к этапу взросления, начинающегося с младшего школьного возраста и заканчивающегося подростковым возрастом. Именно в это время постепенно происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, созревают и совершенствуются характерные для данного возраста физиологические и психические функции организма ребенка, происходит интенсивное накопление социального опыта. Для того чтобы этот процесс перехода происходил плавно и безболезненно для ребенка и его социального окружения, необходимо учитывать особенности развития младшего школьника.

Слайд 5. Приобщение ребенка  к труду следует начинать как можно раньше, т.к. в младшем  возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. Детский труд - это тоже деятельность, только во взрослом труде результат – это конкретная материя, а в детском труде результатом могут быть и не материальные вещи, а например нравственные или эстетические качества. Ведь особенно в младшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные качества - товарищество, ответственность за класс, трудолюбие.

Наша тема звучит как формирования представлений. В нашем понимании представление —имеет два значения. Одно из них  обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Слайд 6. С чего же начинаем формирование первоначальных представлений?

1. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности людей — важнейший компонент психологической готовности к труду.

2. Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. В труде у младших школьников важно учитывать их повышенную эмоциональность, доверчивость, впечатлительность, постоянную готовность к действию: они очень любят помогать старшим, но при этом больше хотят, чем умеют; азартны в работе, особенно когда трудятся в коллективе. Однако они плохо справляются с самостоятельным планированием работы, не умеют распределять и рассчитывать свои силы, правильно оценивать результаты труда.

3. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности.

4. Формирование навыков по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов (элементарные навыки дежурства), ремонт учебно-наглядных пособий, книг, мебели и инвентаря и т.д.

Чтобы формирование представлений о труде было полноценным, оно должно отвечать ряду педагогических условий:

Слайд 7.

 1) чем раньше ребѐнок будет приобщѐн к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

 2) трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

3) контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребѐнка в своих силах;

4) труд должен сменяться отдыхом;

5) каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;

6) труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;

7) в процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную и работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд

Значительную роль играет склонность младших школьников к подражанию. Важные условия формирования интереса к труду у ребенка и добросовестного отношения к трудовой деятельности – обстановка ответственного отношения к труду со стороны взрослых, наличие традиций доброго отношения к труду, конкретных живых примеров.

Практический пример

Слайд 8. Наташа М. 8 лет, делает уроки. Выполняет задание по природоведению, одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда девочка перестает писать, смотрит телевизор. Вокруг нее на столе разбросаны книги, тетради, фломастеры. В той же комнате мать Наташи работает на компьютере. Возле нее ножницы, нитки, журналы, косметика, тарелка с печеньем, чашка с чаем.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в работе по формированию представлений о труде и трудовых навыков  важны группы методов:

*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).

* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).

Делимся опытом, так сказать из своей практики

Слайд 10-11.

Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.

Слайд 12

«На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.

Слайд 13-14

 «Сделать неприятное - приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят участвовать в дежурстве . Можно дать  разноцветные тряпочки - это их привлекает, сделать в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чистый пол, парта и т.д.», "Кто больше найдет фантик" и т.д.

Слайд 15

 «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста в разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются и совершенствуются различные трудовые умения и навыки, более глубоко осознается ценность труда в жизни общества и человека как мотива трудовой деятельности, усваиваются соответствующие знания, навыки и умения по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. По мере расширения возможностей детей в трудовой деятельности и накопления трудового и социального опыта происходит обретение чувства умелости и компетентности.

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».  Другими словами, эта история повествует о следующем. Один человек подошел к рыбаку и умолял его дать ему рыбу. Старый рыбак в ответ промолвил: «Вместо того, чтобы дать тебе рыбу и пропитание на один раз, не лучше было бы, если бы я показал тебе, как рыбачить? Тогда ты смог бы прокормить себя». Однако человек ответил, что его не интересует процесс обучения ловле рыбы. Голод, разгулявшийся в его желудке, подавил жажду знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Цель выступления:осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;активизация педагогиче...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Общешкольное родительское собрание "Здоровье и безопасность на дорогах наших детей"

Представлен конспект общешкольного собрания для родителей. Целесообразно включить и правила пожарной безопасности....

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

С детьми - без жестокости обращений». /общешкольное родительское собрание с элементами тренинга (родительский всеобуч)/

Цель:  дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.Задачи:·        соде...

Сценарий общешкольного родительского собрания "В лучах родительского солнца"

Собрание приурочено к празднованию в России Дня Семьи....

Общешкольное родительское собрание «Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся»

Общешкольное родительское собрание«Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся» ХОД СОБРАНИЯI.   Вступительная часть...