Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"
консультация

Светлана Леонидовна Шмикк

Родительское собрание  "Проблемы семейного воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie1.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.  Тема: «Проблемы семейного воспитания».

Слайд 2.        Своё выступление хочу начать со слов детского писателя, директора Научно – исследовательского института детства Альберта Анатольевича Лиханова:

«Дети одинаковы, точнее равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя всё, что грамотно или безграмотно написано родителями».

Слайд 3.  В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Ребёнок проводит в семье часть своей жизни и усвоенные им общественные нормы и культурные ценности в детские годы, сохраняет в последующей жизни.

У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Эти взгляды могут и отличаться друг от друга: кто-то отрицает особую роль семьи в развитии общества, для кого-то семья это важнейшая жизненная ценность. Однако одно, безусловно: именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Будущее общество также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Наибольшей  опасностью  для  семьи российского общества является «разложение духовных ценностей и нравственных ориентиров», в число которых входит ценность семьи и семейных отношений.

Слайд 4.  В чём сложность ситуации сейчас? В том, что в нашем обществе не сформированы ценности семейного воспитания, мы отвыкаем от  того, что, прежде всего семья отвечает за рождение и воспитание ребенка. В обществе теряется понимание того, что дети нуждаются в индивидуальной любви.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только уверенность ребёнка в родительской любви и правильное формирует психический мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. А ее может дать ребенку только семья.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребёнок знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви. Такие родители сейчас просто не понимают или не осознают своей личной ответственности за воспитание детей.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи составляет – 50 %, СМИ – 30%, школа – 10%, улица – 10%. Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами образца поведения родителей, дети копируют как положительные, так и отрицательные нормы поведения.

Дети - барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, им приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.

Слайд 5.  Вот одна из проблем. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Часто слышу от родителей: «…Мы так сильно заняты, мы постоянно на работе, – совсем некогда заниматься детьми». Исследования института социологии,  по уровню материального благосостояния населения России,  выглядит следующим образом: малообеспеченные семьи, где  средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости минимум средств для лечения и укрепления здоровья - 55%; неимущие, где наличие минимальных средств только для поддержания жизни– 22 %. Остальные – 23 %  приходится на богатые, состоятельные, обеспеченные семьи.

 Ранее неблаполучной считалась та семья, в которой родители употребляли спиртные напитки не осуществляли должный  контроль за детьми. Во многих семьях  родители считают, что  «… если семья обеспечена, то в ней всё благополучно», хотя благополучие для семьи заключается во взаимоотношении, взаимопонимании между родителями и детьми.

Слайд 6.  Вот и вырастают в таких семьях дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Грош цена такому родителю, для которого  решение материальных проблем выше своего ребёнка. Значит, ему самому некогда быть человеком.

Слайд 7.  Большинство родителей воспитание своих  детей доверили телевидению и  компьютеру, абсолютно не интересуясь тем, какую информацию они получают. Часто можно слышать такую фразу «Чего ему не хватает? Компьютер есть…». Это очень серьезная проблема, потому что по телевидению практически перестали показывать фильмы, которые рассказывают о жизни обычной семьи, обычных людей в современной России. А ведь дети все равно рождаются, и родители любят своих детей, и существует любовь.

 Они часто видят сцены насилия, сексуальные сцены и это становится обыденным, нормой жизни. Через компьютер им открыт доступ к сайтам, которые запрещены для просмотра. Родители не понимают того, что прежде всего они отказывают ребёнку во внимании, общении. А если ещё в семье имеются проблемы у родителей - алкоголизм, пьянство, потеря работы - ребенку фактически некуда деться, он оказывается одиноким в своей семь, остаётся наедине со своими проблемами.

Слайд 8.  Не мало важной проблемой являются конфликтные ситуации между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Здесь они должны помнить то, что когда один родитель принимает решение, нужно помнить о позиции второго. Нужно сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий между ними, обсуждать вопросы лучше без него и принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Слайд 9.  А есть и такие семьи, где школьные, городские  службы не могут призвать родителей к ответственности, убедить их заняться воспитанием.  И как такие родители не могут понять, что школьные годы пролетят, что  дети пойдут во взрослый мир, им жить дальше и без жизненного опыта им не обойтись. Макаренко сказал «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе».

Слайд 10.  Ещё одна из причин - чрезмерное родительское чувство, при котором взрослые не в силах отказать, запретить, строго спросить с ребенка. «Ещё мал!», «Он ещё не умеет, ему это не по силам...» - оправдывают они себя. Под таким предлогом они лишают его самостоятельности. Как тут не вспомнить историю «Про Сидорова Вову». В  итоге  дети  вырастают  эгоистами,  не приспособленными к жизни считая,  что весь крутится вокруг них.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Слайд 11.   Каждый ребёнок индивидуален, непохож на других, в том числе и  на своих родителей. Нужно принимать ребёнка таким, какой он есть. Они должны осознавать это и воздерживаться от  негативных оценок какими бы справедливыми они не были: «Вот бестолковый!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!» Такие оценки наносят серьезный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Таким родителям необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а совершенное им действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Слайд 12.   Семья и школа - стоят у истоков нашего будущего. Но не всегда в школе и семье хватает взаимопонимания, времени и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Семейное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве. Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?

Основное условие сотрудничества семьи и школы - взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие, взаимопомощь, совместные усилия в решении воспитательных проблем. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много.

Дело тут не только в смене поколений, а в том, что каждый из родителей и учителей - индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения. 

Слайд 13.   Чаще предметом общения педагогов с родителями, становится неуспеваемость и недисциплинированность их ребёнка. В результате одностороннего общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребёнку, а вследствие, стараются избегать контактов с педагогами.

Или  возникает проблема непонимания, по вине обеих сторон и это приучает ребят к полной безответственности. Дома школьник жалуется, что к нему плохо относится учительница, а в школе — что ему дома мешают заниматься. Все это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьей.

Мать и отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, а в случае возникновения проблем в поведении, воспитании, обучении не нужно стесняться, а нужно обращаться за помощью к педагогам - специалистам.

Слайд 14.   Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов.

Основа воспитательной работы - единство учителя, родителя и ребёнка. Учитель должен донести до родителей, что благополучие ребёнка в семье, является любовь к нему родителей, что создаёт чувство защищённости у ребёнка, и в дальнейшем поможет ему решить многие сложные проблемы. Однако  не стоит забывать, что не только учителя, но и родители должны постараться, чтобы детям в школе было комфортно, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно учиться.

Слайд 15.   Сегодня я раскрыла только часть проблем, с которыми сталкиваюсь в своей работе. И закончить хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Если вы мечтаете оставить после себя след на земле - не обязательно быть выдающимся писателем или учёным. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания"

Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....

Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"

Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и  убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....

Родительское собрание "Особенности семейного воспитания"

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенк...

К родительскому собранию"Проблемы семейного воспитания"

Презентация на тему "Проблемы семейного воспитания". материал к родительскому собранию....