Родительское собрание "Развитие умственных способностей детей средствами математики в ДОУ"
презентация к уроку

Шилкина Юлия Александровна

Данная публикация знакомит родителей с важностью и значимостью занятий математикой с детьми, рассказывает, как занимаются дети математикой в ДОУ, а также дает рекомендации родителям по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие умственных способностей детей средствами математики в ДОУ Дистанционное родительское собрание Воспитатели: Шилкина Ю.А. Орлова О.А. МКДОУ «Детский сад №6 Дюймовочка »

Слайд 2

«Математику уже потому учить следует, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов

Слайд 3

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Слайд 4

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ФЭМП

Слайд 5

Задачи ФЭМП в средней группе ДОУ -

Слайд 6

Принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?»

Слайд 7

НАШ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ УГОЛОК Дидактические игры Часы Счеты Раздаточный материал Книги по математике Счетные палочки Мозаики Цифры Геометрические конструкторы

Слайд 8

Непосредственно образовательная деятельность

Слайд 9

СЧЕТ 1 .«Найди пару» 3.«Сосчитай и разложи» Надо взять карточки с нарисованными на них мелкими предметами или кругами. Называть ребёнку разные числа и просить его найти соответствующую карточку, затем можно поменяться ролями. При этом хорошо будет, если взрослый будет иногда допускать как бы ошибки. 2. «Назови соседей» Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3, 5). Ребенок берет карточки с нарисованными на них кружочками и раскладывает карточки по стаканчикам с цифрами. Цифра на стаканчике соответствует количеству кружочков.

Слайд 10

ВНИМАНИЕ 1. Игра «Что изменилось? » Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе. 2. Игра «Чего не стало? » Поставить в ряд 10 игрушек. Предложить ребёнку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Убрать 1 или любые две игрушки, после этого ребёнок открывает глаза, а взрослый задаёт вопросы: - игрушек стало больше или меньше? - какие игрушки исчезли? - за какими игрушками они стояли? - какая игрушка была первой? и т. д. 3. Игра «Автобус для зверят» 4. Игра «Сложи по образцу»

Слайд 11

Величина, измерение 1.Игра «Что, кто больше? » Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д.? Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д. 2.«Собери пирамидку»

Слайд 12

Геометрические фигуры Составление геометрических фигур из ниток и счетных палочек -составить треугольник, затем треугольник маленького размера - составь маленький квадрат, затем большой квадрат - составь прямоугольник с верхней и нижней стороной 3 палочки, а левая и правая 1 палочка - составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д. Игра «Помоги Незнайке найти и исправить ошибку» Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресован Незнайке или любому другому герою. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов может оказаться треугольник. А в группе синего цвета фигуры зелёного и т. д. «Найди форму»

Слайд 13

Развитие логического мышления Игра «Концовки» Ребёнок должен закончить предложение: «Если стол выше стула, значит стул… . «Если кресло мягче дивана, то диван… .» Хитрые вопросы - Что может быть как горячим. Так и холодным? (кастрюля, чайник, суп и т. д.) -Что никогда не поместится в кастрюлю? (её собственная крышка) - Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой) и др.

Слайд 14

Ориентация во времени «Назови пропущенное слово» Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих: - Солнышко светит днем, а луна . . . - Утром я пришла на работу, а вернулась домой . . . - Если вчера была пятница, то сегодня . . . - Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . . Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах. «Вчера-сегодня» Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

Слайд 15

Ориентация в пространстве

Слайд 16

Мелкая моторика Игры со счетными палочками Мозаики

Слайд 17

Памятка для родителей «Ниже - выше» Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д. «Цвета» Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее. «Посчитаем вместе» Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно. «Геометрические фигуры» Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы) и т. д.

Слайд 18

Уважаемые родители, больше играйте с детьми! Желаем удачи!!!



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Родительское собрание

по теме:

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ В ДОУ»

Воспитатели: Шилкина Ю.А.

Орлова О.А.

Тема «Формирование умственных способностей детей средствами математики в ДОУ»

Задачи:

  - познакомить родителей с целями и задачами формирования элементарных         математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

- оказать помощь родителя в овладении математических приёмов в развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их;

- повысить активность и интерес родителей к развитию у детей математических способностей;

- продолжить развивать взаимодействие детского сада и семьи в вопросах воспитания детей.

Ход собрания:

       - Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на родительском собрании, посвященном значению математики в познавательном развитии ребенка. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию познавательных способностей: памяти, логического и абстрактного мышления, речи, творческого воображения; стимулирует интеллектуальное и личностное развитие, что помогает ребенку активно познавать и исследовать окружающий мир.  Недаром еще М.В.Ломоносов говорил, что «математику уже потому учить следует, что она ум в порядок приводит».

          В детском саду занятия по математике носят название Формирование Элементарных Математических Представлений (ФЭМП). Занимаемся мы по программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы», которая соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Из этих документов вытекают основные принципы изучения ФЭМП:

           - сознательность и активность;

           - наглядность;

           - деятельностный подход;

           - систематичность и последовательность;

           -прочность;

           -постоянная повторяемость;

            -научность;

            -доступность;

-связь с жизнью;

-развивающее обучение;

-индивидуальный и дифференцированный подход и др.

        Основными задачами по формированию элементарных математических представлений в средней группе являются:

  1. Обучение детей счету в пределах 5.
  2. Расширение представлений о различных величинах, их сравнении и измерении (по длине, ширине, высоте, толщине).
  3. Расширение представлений о форме предметов (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, конус).
  4. Обучение ориентировке в пространстве (ориентировка на своем теле, относительно себя) и ориентировке в пространстве (далеко-близко).
  5. Обучение ориентировке во времени (представление о частях суток, временах года, знакомство со значением слов «вчера», «сегодня», «завтра»).

         Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хотим напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом, широко использовать дидактические игры и упражнения. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Максимального эффекта можно добиться, используя дидактические и развивающие игры, занимательные упражнения, задачи. Прежде всего, развитие математических способностей происходит в ходе непосредственно образовательной деятельности. Здесь дети в игровой форме учатся считать, сравнивать предметы по количеству, форме, размеру, длине, изучают геометрические фигуры, знакомятся с понятием о времени и пространстве. Но и совместной деятельности с воспитателем, а также в самостоятельной игровой деятельности ребят привлекают дидактические игры по математике.

Мы рекомендуем вам такие:

I. Игры для изучения счета

«Найди пару» 

Надо взять карточки с нарисованными на них мелкими предметами или кругами. Называть ребёнку разные числа и просить его найти соответствующую карточку, затем можно поменяться ролями. При этом хорошо будет, если взрослый будет иногда допускать как бы ошибки.

 «Назови число» или «Назови соседей» 

           Взрослый бросает мяч и называет любое число, например, 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей (3, 5).

«Сосчитай и разложи»

Ребенок берет карточки с нарисованными на них кружочками и раскладывает карточки по стаканчикам с цифрами. Цифра на стаканчике соответствует количеству кружочков.

II. Игры для развития внимания

Игра «Что изменилось?» 

Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.

Игра «Чего не стало?» 

          Поставить в ряд 10 игрушек. Предложить ребёнку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Убрать 1 или любые две игрушки, после этого ребёнок открывает глаза, а взрослый задаёт вопросы:

- игрушек стало больше или меньше?

- какие игрушки исчезли?

- за какими игрушками они стояли?

- какая игрушка была первой? и т. д.

Игра «Автобус для зверят»

         У ребенка карточка, на которой изображен автобус с пассажирами (зверятами). Нужно найти карточку, где изображены такие же пассажиры.

Игра «Сложи по образцу»

У ребенка схемы с геометрическими фигурами, изображенными в определенной последовательности, и геометрические фигуры. Нужно сложить фигуры, как на схеме.

III. Изучаем величину, измеряем

Игра «Что, кто больше »

       Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д»

       Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.

 Игра «Собери пирамидку»

       У детей схемы с пирамидками и колоски разных цветов и длины. Нужно сложить пирамидку из полосок в соответствии с выбранной схемой.

IV. Геометрические фигуры

 Составление геометрических фигур из ниток и счетных палочек

-составить треугольник, затем треугольник маленького размера;

- составь маленький квадрат, затем большой квадрат;

- составь прямоугольник с верхней и нижней стороной 3 палочки, а левая и правая- 1 палочка;

- составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.

Игра «Помоги Незнайке найти и исправить ошибку»

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресован Незнайке или любому другому герою. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов может оказаться треугольник. А в группе синего цвета фигуры зелёного и т. д.

Игра «Найди форму»

На карточках-пазлах изображены геометрические фигуры и предметы соответствующих геометрических форм. Нужно найти предметы и фигуры одинаковой формы.

V. Развитие логического мышления

Игра «Концовки»

Ребёнок должен закончить предложение:

«Если стол выше стула, значит стул…»

«Если кресло мягче дивана, то диван…» 

Хитрые вопросы

- Что может быть, как горячим, так и холодным? (кастрюля, чайник, суп и т. д.)

-Что никогда не поместится в кастрюлю? (её собственная крышка)

     -Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой) и др.

VI. Ориентация во времени

«Назови пропущенное слово»

 Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

- Утром я пришла на работу, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

   -Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

«Вчера-сегодня»

Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

VII. Ориентация в пространстве

Задайте ребенку вопросы по картинке:

-Кто нарисован в правом верхнем углу листа; в левом нижнем углу листа, в центре листа?...

-Покажи кто нарисован на доме, за домом, рядом с домом?...

VIII. Мелкая моторика.

Занятия математикой дают прекрасную возможность и для развития мелкой моторики.

Игры со счетными палочками

По схеме ребенок выкладывает картинку.

Мозаики

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

       Получать знания ребенок должен не только на занятиях по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первую роль выходят родители ребенка. Помощь родителей неоценима. Совместный поиск решения проблем способствует лучшему усвоению математики и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшим и младшим поколением. Помните! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития вашего малыша.

       Мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.

«Ниже - выше»

Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например, «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

«Цвета»

            Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.

«Посчитаем вместе»

Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

«Геометрические фигуры»

        Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.

«Назови лишнее слово»

           Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например, 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).

       Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.

             Уважаемые родители, больше играйте с детьми!

Желаем ВАМ успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие теоретических способностей детей средствами фольклора.

Мы живем в сложное время, хотя и интересное.Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Одна из проблем с...

Т.Д. Ратанова "ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ"

Представлены известные в литературе и оригинальные авторские методики диагностики умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...

Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 2Б класс

Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 2Б класс...

Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 3Б класс

Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 3Б класс...

Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 4Б класс

Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 4Б класс...

Проект "Двигательная активность. Её влияние на здоровье и умственные способности детей"

Проект был выполнен в рамках сотрудничества с воспитанниками детского сада. Его цель-—выяснить, на примере дошкольников и учеников начальной школы, отношение ребят к занятиям спортом, а так же как зав...