Конспект родительского собрания на тему: "Особенности мыслительной деятельности младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Зимоглядова Ольга Анатольевна

Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе обучения, усвоить конкретные факты и систематизировать полученные знания по предмету, а также установить взаимосвязи между полученными знаниями по другим предметам и практикой. Все свои знания в процессе жизнедеятельности ребёнок получает благодаря мышлению. На реализацию психологических закономерностей развития личности младшего школьника, в том числе и его мышления, направлены различные подходы в обучении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

«Особенности мыслительной деятельности младших школьников»

Цели:

  • познакомить родителей с особенностями мыслительной деятельности младших школьников;
  • изучить упражнения и игры, развивающие мышление.

Участники:

  • педагог, родители, школьный психолог.

Форма:

  • информационно-практическаябеседа.

Оборудование:

  • выставка литературы о мышлении, способах его развития, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
  • листы с описанием развивающих игр;
  • наглядный материал для развития мыслительных способностей ребенка;
  • мультимедийный проектор.

Подготовительный этап:

  • подбор музыкального сопровождения;
  • приглашение родителей на собрание;
  • проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей

Способен к систематизации и классификации (находит общее, различие предметов, явлений, процессов)

Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы

Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Способен сделать простой, логический вывод

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться

Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться

Оценка ответов:

- ставьте 5 баллов, если так бывает всегда, если способность или качество не вызывает сомнения;

- 4 балла, если иногда бывает иначе, если вы считаете, что это качество, умение может быть развито лучше;

- 3 балла, если есть проблемы: поведение, качества, умения проявляются редко, не сформированы или для этого нужны определенные условия;

- 1 балл, если поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.

Необходимо провести экспресс-диагностику сформированности мыслительных процессов учащихся.

Диагностика мыслительных процессов

Тест развития логических операций

Осведомленность

Продолжите предложение, подчеркнув только одно правильное слово.

  1. У сапога всегда есть…

Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

  1. В теплых краях живет…

Медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

  1. В году…

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

  1. Месяц зимы…

Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

  1. Отец старше своего сына…

Часто, всегда, никогда, редко, иногда.

  1. Время суток…

Год, месяц, неделя, день, понедельник.

  1. У деревьев всегда есть…

Листья, цветы, плоды, корень, тень.

  1. Время года…

Август, осень, суббота, утро, каникулы.

  1. Пассажирский транспорт…

Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Исключение понятий

Подчеркните лишнее слово.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, пруд.
  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Обобщение

Назовите предложенные слова одним общим словом. Например: синица, воробей – птицы.

  1. Окунь, карась - ...
  2. Метла, лопата - …
  3. Лето, зима - …
  4. Огурец, помидор - …
  5. Сирень, орешник - …
  6. Шкаф, диван - …
  7. Июнь, июль - …
  8. День, ночь - …
  9. Слон, муравей - …
  10. Дерево, цветок - …

Аналогия

Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти и подчеркнуть одно из пяти слов.

  1. Огурец – овощ.

Гвоздика - … сорняк, цветок, роса, садик, земля.

  1. Огород – морковь.

Сад - … забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

  1. Учитель – ученик.

Врач - … очки, больница, палата, больной, температура.

  1. Цветок – ваза.

Птица - … клюв, чайка, гнездо, перья, хвост.

  1. Перчатка – рука.

Сапог - … чулки, подошва, кожа, нога, щетка.

  1. Темный – светлый.

Мокрый - … солнечный, скользкий, сухой, теплый.

  1. Часы – время.

Градусник - … стекло, больной, кровать, врач, температура.

  1. Машина – мотор.

Лодка - … река, маяк, парус, волна, берег.

  1. Стол – скатерть.

Пол - … мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

  1. Стул – деревянный.

Игла - … острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная.

Оценка результатов

По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Поскольку в каждом блоке по 10 заданий, максимальное количество баллов – 10. Суммируя количество баллов всех четырех блоков, получаем общий показатель развития логических операций ребенка.

Оценка может производиться по следующим таблицам.

Оценка результатов детей 7 лет

Количество баллов

Уровень развития интеллектуальных операций

36-40

Выше возрастного

32-35

Высокий

26-31

Выше среднего

20-25

Средний уровень

15-20

Ниже среднего

14 и меньше

Низкий

Оценка результатов детей 8 лет

Количество баллов

Уровень развития интеллектуальных операций

36-40

Высокий уровень

32-35

Выше среднего

26-31

Средний уровень

20-25

Уровень ниже среднего

19 и меньше

Низкий уровень

  • Анализ результатов анкетирования родителей и диагностики учащихся совместно со школьным психологом.
  • Подготовка выставки книг, статей о развитии мышления и других психических процессах.
  • Обсуждение со школьным психологом методических аспектов проведения родительского собрания.

Ход собрания

  1. Оргмомент

Звучит музыка. Родители занимают свои места за тремя столами, в результате чего образуются рабочие группы участников собрания.

2.Энергизатор

- Добрый день, уважаемые гости!

- Приветствуем вас на нашем родительском собрании!

- Проведем мозговую разминку, все вместе  хором  отвечаем на вопросы:

- Можно ли сказать: «Большая половина месяца была дождливой?

Ответ: Нет, половины равные.

- У мамы Джонни трое детей. Одного зовут Апрель, второго – Май. Как зовут третьего ребенка?

Ответ: Джонни.

- Кто ходит сидя?

Ответ: Шахматист.

- Какой ноте звукоряда соответствует красный цвет в спектре радуги?

Ответ: До.

- У кого детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание?

Ответ: У кукушки.

- Что можно приготовить, но нельзя съесть?

Ответ: Уроки.

- Молодцы! После такой разминки у нас активизировались мыслительные процессы, и мы можем переходить к теоретической части нашего собрания.

Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование.

Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

  1. Актуальность темы собрания

Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе обучения, усвоить конкретные факты и систематизировать полученные знания по предмету, а также установить взаимосвязи между полученными знаниями по другим предметам и практикой. Все свои знания в процессе жизнедеятельности ребёнок получает благодаря мышлению. На реализацию психологических закономерностей развития личности младшего школьника, в том числе и его мышления, направлены различные подходы в обучении.

Актуальность проблемы обусловлена целым рядом противоречий между:

- всё более возрастающими требованиями со стороны общества к формированию творческой, активной, самостоятельной личности и традиционными подходами в обучении;

- групповой формой организации обучения школьников в традиционном образовательном процессе и индивидуальным характером развития мыслительных операций, самостоятельности и гибкости мышления учащихся.

- внедрением новых образовательных программ и особенностями организации учебного процесса в школе.

Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание. Докладывает о результатах анкетирования родителей и экспресс-диагностики учащихся и предлагает более глубоко и детально разобраться в том, что такое мышление и как его развивать.

Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредовано отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: форме чувственного познания и абстрактного мышления. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.

Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства.

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредством абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Признаки предметов могут быть существенными и несущественными. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных.

Понятия могут быть видовыми и родовыми. Например, понятие «рыба» является родовым относительно понятия «окунь». Понятие «посуда» является родовым относительно понятия «тарелка».

Существуют всеобщие понятия: материя, движение, время, пространство, качество, количество, покой и т.д.

Все понятия можно еще разделить на конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия: молодой человек, белый снег.

Абстрактные понятия: скорость, белизна, сила, юность, молодость и др.

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, дедукция, индукция.

Остановимся более подробно на этих операциях мышления.

Анализ – это расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.

Способность к анализу можно определить многообразно; о диагностике степени сформированности мыслительных операций мы расскажем несколько ниже.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

Например, вода имеет следующие связи или отношения:

а) как необходимый продукт питания;

б) как среда химических реакций;

в) как среда происхождения и развития жизни;

г) как условие обмена веществ в организме;

д) как средство гигиены и др.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Дедукция и индукция. Эти методы используются в изучении учебного материала. Они неразрывны. В индукции мы идем от отдельных посылок, суждений к новому суждению большей степени общности; от отдельных конкретных явлений к обобщению.

В дедукции ход рассуждения противоположный, т.е. от обобщений к конкретным фактам.

Индуктивный метод используется тогда, когда изучается новый материал, и когда в результате беседы учащиеся сами смогут сделать обобщение, заключение, сформулировать правило, некоторую закономерность (это требует творческого подхода).

Дедуктивный метод состоит в том, что учитель сам формулирует общее суждение, а затем иллюстрирует его частными примерами, случаями, фактами.

Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. В форме такого умозаключения осуществляется перенос отношений между предметами и понятиями.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках, их отношениях.

Например: Ученик Орлов – отличник.

Умозаключения – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Например: 1-е суждение: Все металлы – простые вещества.

2-е суждение: Литий – металл.

Заключение: Литий – простое вещество.

Психологический практикум

Группам родителей раздается описание игр или игровых упражнений для развития мышления. В течение 15-20 минут каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление, в котором рассказывается, как проводятся эти упражнения с детьми. Одно – два упражнения необходимо продемонстрировать.

Упражнения для развития мышления

Упражнение №1

«Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

Инструкция:«Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче».

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?

Ведущий может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение №2

«Формирование умения устанавливать связи между понятиями»

Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову.Работа с этим упражнением ведется совместно с учителем и детьми. Задача ведущего – подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, к возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, ведущий может переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Инструкция: «Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти и подчеркнуть одно из пяти слов».

Примерные виды заданий:

  1. Лошадь – жеребенок.

Корова - … пастбище, рога, молоко, теленок, бык.

  1. Яйцо – скорлупа.

Картофель - … курица, огород, капуста, суп, шелуха.

  1. Ложка – каша.

Вилка - … масло, нож, тарелка, мясо, посуда.

  1. Коньки – зима.

Лодка - … лед, каток, весло, лето, река.

  1. Ухо – слышать.

Зубы - … видеть, лечить, рот, щетка, жевать.

  1. Собака – шерсть.

Щука – овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя.

  1. Пробка – плавать.

Камень - … пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик.

  1. Чай – сахар.

Суп - … вода, тарелка, крупа, соль, ложка.

  1. Дерево – сук.

Рука - … топор, перчатка, нога, работа, палец.

  1. Дождь – зонтик.

Мороз - … полка, холод, сани, зима, шуба.

  1. Нож – сталь.

Стол - … вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

  1. Птица – гнездо.

Человек - … люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

Упражнение №3

«Формирование умениявыделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач»

Ведущий говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад. Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?... Без садовника…собаки…забора…земли?...почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Инструкция: «Дано основное слово. Далее вам дан ряд слов, из которых вы должны будете выбрать и подчеркнуть только два слова, обозначающие главные признаки основного слова (без которых этот предмет не может быть).

Примерные виды заданий:

а)Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);

б) Река(берег, рыба, рыболов, тина, вода);

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены);

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево);

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила);

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово);

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Это упражнение позволяет направлять к цели поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

Работа по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливает благоприятную почву для развития способностей к образованию сужденийкак более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависит от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы можно использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста.

Упражнение №4

«Формирование способности оперирования смыслом»

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословиц».

Например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать;

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

Примерные задания:

1

Лучше меньше, да лучше

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих;

б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных;

в) Не спеши делать много – сделай хорошо.

2

Поспешишь – людей насмешишь

а) Клоун смешит людей;

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать;

в) Торопливость может привести к нелепым результатам.

3

Куй железо, пока горячо

а) Кузнец кует горячее железо;

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать;

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4

Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая

а) Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом;

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла;

в) Зеркало висит криво.

5

Не красна изба углами, а красна пирогами

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб;

б) Не важно богатство в доме, важно гостеприимство;

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6

Сделал дело – гуляй смело

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть;

б) Мальчик вышел на прогулку.

7

Умелые руки не знают скуки

а) Петр Иванович никогда не скучает;

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

8

Не  в свои сани не садись

а) Если не знаешь дела, не берись за него;

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге;

в) Езди только на своих санях.

9

Не все золото, что блестит

а) Медный браслет блестел как золотой;

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Анкета для родителей

  1. Способен к систематизации и классификации (находит общее, различие предметов, явлений, процессов)? ________ баллов.
  2. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы. ______ баллов.
  3. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Способен сделать простой логический вывод. ________ баллов.
  4. Имеет элементарный запас ведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться. _______ баллов.
  5. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.  ________ баллов.

Оценка ответов:

«5» баллов – всегда;      «4» балла – иногда;         «3» балла – редко; «2» балла – выражены очень слабо; «0» баллов – не выражены совсем.

Заключительный этап

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

- помогите вашим детям совершенствовать мыслительные процессы, используя рекомендованные игры и подбирая другие из предложенной литературы, приобретая логические игры и игрушки, конструкторы.

Представители каждой группы родителей продолжают фразу: «Роль семьи в совершенствовании мыследеятельности ребенка заключается в том, чтобы …»

Педагог благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании и развитии детей.

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми».

(Американский исследователь А. Блум)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Раз...

Родительское собрание в 1 классе "Проектная деятельность младших школьников"

Исследовательская деятельность младших школьников...

Родительское собрание по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

Материалы родительского  собрания содержат рекомендации как организовать помочь ребенку при выполнении им проекта и исследовательской работы...

Родительское собрание на тему "Особенности характера школьника в 10-11 лет"

Дети 10-12 лет (учащиеся 4х-5х классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым ...