Игры и упражнения для развития речи у детей 2 лет
консультация

Тузовская Олеся Алексеевна

Игры и упражнения для развития речи у детей 2 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития речи у детей 2 лет.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения.

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша.

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;

- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;

- Показываем «да», «нет» движением головы;

- Показываем «спасибо» кивком головы;

- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);

- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);

- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);

- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);

- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);

- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);

- Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье.

- Задувать свечку;

- Дуть в дудочку;

- Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

- Надувать мыльные пузыри;

- Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

«Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.

«Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.

«Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.

«Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.

«Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;

«Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.

«Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.

«Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му». Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!

Как мы дверь закроем? Хлоп!

Кошка к нам с крылечка: Прыг!

Воробьишки: Чик-чирик!

Кошка рада птичкам: Мурр!

Дальше ножками: Топ-топ!

И теперь калиткой: Хлоп!

Как трава шумит? Ш-ш-ш!

Кто в траве шныряет? Мышь!

На цветке пчела: Жу-жу!

Ветер листьями: Шу-шу!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.

Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.                                                                 Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.

 И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.

Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.

Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.

Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Опубликовано 27.12.2020. Подготовила Тузовская О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...

Методическая разработка "Использование логоритмических упражнений для развития речи у детей с ОВЗ"

В методической разработке представлены занимательные и веселые стишки с движениями....

Презентация Игры и упражнения по развитию речи

Методические приемы по развитию речи на уроках русского языка и чтения...

«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста»

laquo;Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста»...

В.С. Сандрикова "Логопедические игры и упражнения для развития речи детей с РАС"

В.С. Сандрикова "Логопедические игры и упражнения для развития речи детей с РАС"...