Работа с задержкой психического развития у младших школьников
методическая разработка

Литвинович Александра Владимировна

        Во всем мире отмечается увеличение числа  детей с особыми образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития,  стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени.

        Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

        Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе; для каждого ребенка необходимо разрабатывать особую  программу обучения, исходя из того, насколько снижен общий запас знаний, насколько нарушено внимание и интеллектуальная продуктивность.

        Очевидно, что для педагога массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходима сформированность некоторых специальных знаний и умений, личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным. При обучении школьников с задержкой психического развития такого рода знаниями являются, в первую очередь, знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

РАБОТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_507/section_74/thumbs/GJrc8_J4TN4__1200x0_AybP2us9.jpg

Руководитель:

Городцова Е.С.

Выполнили:

студентки 43 группы

Литвинович А.,

Соловьева В.,

Кошурникова Я.,

Мостовая П.

Челябинск, 2020

ВВЕДЕНИЕ

Во всем мире отмечается увеличение числа  детей с особыми образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития,  стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени.

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе; для каждого ребенка необходимо разрабатывать особую  программу обучения, исходя из того, насколько снижен общий запас знаний, насколько нарушено внимание и интеллектуальная продуктивность.

Очевидно, что для педагога массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходима сформированность некоторых специальных знаний и умений, личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным. При обучении школьников с задержкой психического развития такого рода знаниями являются, в первую очередь, знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей.

Виды ЗПР:

  • Конституциональная обусловлена замедлением созревания ЦНС.
  • Психогенная обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением).
  • Соматогенная обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС.
  • Церебрально-органическая обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга.

Причины ЗПР:

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1.Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии;
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте;
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2.  Социально–психологические факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Принципы организации работы с детьми с ЗПР:

  • максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
  • оптимизация психических процессов;
  • широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
  • опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
  • стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ  ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания
    и темпа деятельности

Этот тест направлен на исследование внимания и темпа деятельности. Принцип его построения восходит к «Корректурной пробе» Бурдона. Предлагаемая модификация в основных чертах воспроизводит вариант, используемый в тесте Векслера. Однако у Векслера используются разные задания для детей до 8 лет и после 8 лет. Вариант, описанный ниже, пригоден для использования на протяжении всего школьного возраста.

Материалом служат карандаш и лист с фигурками, в каждой из которых ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени, поэтому для него необходим секундомер или (что менее удобно) часы с секундной стрелкой. Рабочий лист представлен в конце. В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка — тренировочная. Далее идут тестовые строки.  

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре, какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)». Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропуская ни одной. Постарайся сделать это побыстрее». Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время. Через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

Основной показатель в этой методике — количество фигур, правильно
маркированных за 2 минуты работы. Другой показатель, который необходимо учитывать при оценке выполнения этой методики, — количество ошибок, т. е. неправильно помеченных или пропущенных фигур. Дополнительную информацию дает изменение эффективности работы от первой минуты ко второй. Ориентировочное среднее число правильно маркированных фигур (слева от черты) и нижней границы нормы (справа): 6 лет  - 24/12; 7 лет  - 29/19; 8 лет     - 33/23; 9лет      - 39/25;        10-11 лет - 47/30;
12-13 лет - 55/33; начиная с 14 лет — 62/37

При        отсутствии        нарушений внимания        неправильно маркированных и пропущенных фигур или совсем нет или очень немного (не более двух — трех). Большое количество ошибок при низком темпе деятельности — показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Оно нередко встречается при нарушении обучаемости и при умственной отсталости (в данном случае требуется углубленное обследование ребенка, направление его на ПМПК).

Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности — показатель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля.

Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности — наиболее характерный признак плохой концентрации внимания, его неустойчивости, отвлекаемости. Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на первой (на 10-20%) в связи с эффектом врабатывания. тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак астенического состояния.

Если ребенок просмотрел   кол-во знаков в диапазоне от 12 до 24 (без ошибок, либо 2-3- ошибки), то это возрастная норма. Если менее  12 знаков и с 6 ошибками и более - очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Если от  12 до 24 знаков и сделал 5  и более ошибок -   низкий уровень устойчивости внимания. Если менее 12 знаков, но без ошибок - низкая работоспособность, нарушение внимания, обусловленное психофизиологическими особенностями  нервной  системы,     либо состоянием  здоровья  (медлительность, астеничность). Нарастание количества ошибок - низкая устойчивость внимания.

Необходимо делать осторожные выводы, если ребенок левша или переученный левша. Его невнимательность может не иметь ни какого отношения к нарушению функции внимания.

  1. Методика А. Р. Лурия по определению состояния
    кратковременной памяти

Возраст: от 7 лет

Подберите 10 простых, не связанных непосредственно слов. Например, игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, бутылка.

Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я закончу читать. Готов? Читаю». Затем следует четко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом порядке. Такую процедуру совершать пять раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.  Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее число слов. Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:

  1. Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.
  2. Зигзагообразная форма «кривой» указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.
  3. Кривая» в форме «плато» наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

  1. Опосредованное запоминание  по А. Н. Леонтьеву

Возраст:4,5 –8 лет.

Стимульный материал: набор карточек размером 5x5 см с изображениями предметов и набор слов.

Карточки: полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья, поднос.

Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

Порядок проведения. Перед испытуемым раскладывают рядами все 15 карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были видны. Инструкция: «Тебе нужно будет запомнить слова. Для того чтобы легче было их запомнить, нужно выбрать одну из карточек, такую, чтобы она помогла вспомнить заданное слово». Спустя 40 минут или час испытуемому показывают по одной эти карточки в произвольном порядке, просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана, и обязательно спрашивают, как удалось припомнить слово или чем эта карточка напомнила заданное слово.

Обработка результатов. 50% и менее правильных ответов соответствуют очень низкому уровню опосредованного запоминания.

Интерпретация. Исследование направлено на сопоставление непосредственного и опосредованного запоминания у детей. Как правило, выполнять это задание очень легко. От испытуемого требуется, чтобы он установил содержательную смысловую связь между заданным для запоминания словом и изображением на карточке. Для детей с ЗПР процесс опосредования труден, воспроизведение неполно, объем запоминания такой же или несколько меньше, чем при непосредственном запоминании (запоминание 10 слов).

Пиктограмма  (для детей с 8 лет)

Методика представляет собой вариант опосредованного запоминания. Ею лучше пользоваться после какой-либо другой методики исследования памяти.

Цель: выявление эффективности опосредованного запоминания, анализ характера ассоциаций.

Стимульный материал: лист бумаги и карандаш.

Порядок проведения. Испытуемому предлагается набор из 12—16 слов, порядок их предъявления варьируется в зависимости от цели исследования и конкретного испытуемого (более конкретные или абстрактные слова). По мере произнесения слов ребенок должен рисовать рисунки. В конце обследования предлагается вспомнить заданное слово. Можно предложить записать слово под рисунком. Обязательно следует спросить ребенка, как удалось вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

Инструкция: «Тебе будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы облегчить запоминание, нужно нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь тебе вспомнить позже заданное слово. Хороший или плохой рисунок — роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы это помогло при запоминании. Не пиши ни слов, ни букв».

I.        Веселый праздник, развитие, богатство, ядовитый вопрос, глухая старушка, печаль, дружба, беззубый дед, сердитая учительница, надежда, любовь, мысль.

II. Тяжелая работа, разлука, сомнение, смелый поступок, слепой мальчик, болезнь, война, темная ночь, мальчик трус, зависть, страх.

III. Вкусный ужин, богатство, справедливость, теплый вечер, девочке холодно, счастье, ум, голодный человек, больная женщина, отчаяние, сожаление, ожидание.

Обработка результатов. 50% и менее правильных ответов соответствуют очень низкому уровню опосредованного запоминания.

Интерпретация. При анализе результатов обращается внимание на то, насколько легко удается ребенку выполнить задание, способствует ли рисунок более эффективному запоминанию: следует сравнить результаты непосредственного и опосредованного запоминания. Улучшение результатов опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным свидетельствует о нарушении памяти при сохранности мыслительных процессов, обратное соотношение указывает на снижение интеллектуальных возможностей.

  1. Диагностика интеллектуального развития
    (модифицированный вариант методики Д. Векслера)

Субтесты, входящие в детский вариант интеллектуальной методики Векслера, по содержанию практически не отличаются от широко применяемых в клинике патопсихологических качественных методик. Это:

  • изучение кругозора ребенка, его самых общих знаний и представлений об окружающем мире, а также его долговременной памяти — I субтест "Общая осведомленность",
  • анализ   способности   ребенка   к   суждению,   эффективному применению знаний в конкретной жизненной ситуации, способности к   самостоятельному   принятию   решений,   а   также понимания   им социальных норм   и   правил, социальной зрелости ребенка — II субтест "Понятливость";
  • оценка навыков устного счета, умения оперировать числами, выполнять основные арифметические действия, быстро ориентироваться в условии и качественно решать арифметические задачи — III субтест   "Арифметический";
  • изучение способности ребенка выделять существенные признаки различных понятий и явлений, находить аналогии и сходство между отдельными понятиями --IV субтест "Аналоги и сходство";
  • анализ словарного запаса ребенка, его умения давать четкие определения   различным   понятиям,   понимания   им   значения   часто употребляемых слов — V субтест "Словарь";
  • изучение  кратковременной  и оперативной памяти,  способности    запоминать    и    воспроизводить    безошибочно    ряды    цифр различной    длины    в    прямом    и    обратном    порядке,    объема    и избирательности   воспроизведения — VI субтест "Повторение цифр";
  • оценка наблюдательности ребенка, особенностей его восприятия, умения выделять существенные детали различных предметов на наглядном уровне - VII субтест "Недостающие детали";
  • исследование способности ребенка выделять последовательность событий, составлять рассказ по картинкам, ориентируясь на существенные детали  и  признаки  в  изображенных ситуациях,   косвенная  оценка сформированности  регулирующей  функции  речи — VIII субтест "Последовательные картинки",
  • анализ особенностей конструктивного мышления  ребенка, способности   переводить   элементы   восприятия   в   элементы   конструкции пространственного анализа и синтеза — IX субтест "Составление фигур из кубиков" (кубики Кооса);
  • оценка умения составлять целостные фигуры из отдельных деталей, ориентироваться  в пространственных соотношениях,  выделять существенные признаки,  конструировать образы — X субтест "Складывание объектов";
  • изучение способности ребенка к распределению внимания, уровня его работоспособности, подобие обычной корректурной пробы — XI субтест "Кодирование";
  • исследование зрительно-двигательной координации ребенка, сформированности мелкой моторики, способности к экстраполяции, планированию  деятельности,   составлению   плана   действий,   пространственной ориентировки — XII субтест "Лабиринт". 

Семь субтестов  методики  (III   и  с  VII   по  XII)  имеют  временные лимиты    и    позволяют    оценить    не    только    структурные,    но    и динамические  особенности   интеллектуальной  деятельности   испытуемых

Для соответствующих субтестам методики Векслера "клинических проб довольно четко разработаны приемы качественного анализа данных, в отличие от самого теста, в котором оценивается лишь количество правильных ответов и решений. Благодаря однородности материала экспериментатор имеет возможность вносить в процедуру тестового исследование изменения и дополнения, направленные на изучение качества нарушения.

Прежде всего, используя данную методику, необходимо учитывать и строго фиксировать все индивидуальные свойства испытуемых, все особенности их поведения во время проведения обследования. Это позволит более точно оценить характер имеющихся у них интеллектуальных нарушений и даст возможность установить, какое влияние на процесс выполнения заданий оказывают личностные и другие внеинтеллектуальные факторы.

Наибольший интерес представляют следующие показатели.

1. Особенности общения ребенка с экспериментатором

2. Особенности  мотивации

3. Динамические характеристики деятельности

4. Особенности внимания

5.Характеристики моторики

6.Речевые   особенности

7 Способы выполнения заданий:

Таким образом, в отличие от стандартной процедуры тестового исследования, когда отмечается только результат выполнения задания, имеет смысл подробно и тщательно протоколировать весь ход эксперимента, фиксируя, по возможности, все, что делает и говорит испытуемый. При этом большое значение имеет тот факт, что практически не нарушается чистота самого теста, так как количественные оценки выводятся стандартным образом, а любые дополнения и изменения, внесенные экспериментатором, используются для качественного анализа полученных данных

Ряд субтестов методики Векслера требуют более тщательного качественного анализа их выполнения. В них целесообразно внести некоторые дополнения для более точной оценки характера имеющегося у ребенка интеллектуального нарушения.

Так если у испытуемого возникают затруднения при решении арифметических задач (III субтест), можно попросить проговаривать его все действия вслух, записывать их на бумаге, решать на кубиках, на палочках и т.д. Важно установить причину неверного выполнения субтеста: несформированность умственного плана действий, плохой самоконтроль, нарушение логики суждений и проч.

VIII   субтест   методики        последовательные картинки относится к невербальной части, и при оценке его выполнения стандартным способом учитываются лишь правильность раскладки картинок и время составления последовательности. При необходимости качественного анализа субтест может быть перестроен за счет включения словесного отчета испытуемого наподобие методики А.Н. Бернштейна "Последовательность событий": после того как ребенок составит картинки в определенном порядке, попросите его рассказать, что у него получилось, описать происходящие на картинках события. Анализируя рассказы детей, можно проследить, верно ли ребенок воспринимает изображенную на картинках ситуацию интерпретирует действующих лиц и их поступки, критично ли относится к своим действиям, замечает ли свои ошибки. Логически несвязное описание отдельных картинок, подчинение плану восприятия можно рассматривать как несформированность регулирующей функции речи.

При качественном анализе выполнения XII субтеста методики - лабиринт — можно выявить три основных типа нарушений.

1. Нарушение координации движений, расторможенность, плохой самоконтроль ребенок  быстро   проходит   практически   все лабиринты, но с очень большим числом ошибок (часто отрывает карандаш от бумаги, пересекает    линии, заходит за пределы лабиринта).

2. Медлительность, слабость мышечного тонуса — ребенок проходит все лабиринты почти без ошибок, но в очень медленном темпе, не укладываясь в отведенные лимиты времени

3. Нарушение    планирования    деятельности,    плохая    экстраполяция - ребенок не может пройти лабиринт, не двигается с места или слепо заходит во все его участки.

В указанных выше случаях количественная оценка,  получаемая испытуемым за тот или иной субтест, становится показателем степени выявленных у него качественных нарушений.

Таким  образом,   количественная  и  качественная  оценки   выполнения ребенком заданий методики Векслера взаимно дополняют друг друга. С одной стороны, низкий количественный балл указывает неблагоприятное положение обследуемого среди группы сверстников, а тщательный разбор применяемых им способов решения и допускаемых ошибок позволяет определить структуру и характер имеющегося у него интеллектуального дефекта. С другой - при помощи качественного анализа имеется возможность выявить различные типы нарушения   интеллектуальной деятельности, а на основе количественной оценки установить их степень. В обоих случаях можно сравнить между собой детей сразу по двум параметрам.

В результате проведенного исследования (450 испытуемых) было выделено несколько типов нарушения интеллектуальной деятельности у детей б—8летнего возраста, установлено соотношение между количественными и качественными показателями.

Так существуют нарушения, которые можно выявить лишь путем качественного   анализа   выполнения   ребенком   заданий   методики.   Эти нарушения обычно приводят к снижению количественных показателей сразу по нескольким субтестам. Это -    замедленность темпа мыслительной деятельности (страдает выполнение всех субтестов, имеющих временные лимиты, - III, VII, VIII, IX, X, XI, XII),   психомоторная расторможенность в сочетании с плохим самоконтролем (низкие показатели имеются по всем субтестам, где требуются сосредоточенность, аккуратность, хорошее внимание – VI, VII, VIII, IX, X, XI и   XII)   и   нарушение   планирования, регулирование деятельности (ребенок с трудом справляется со всеми заданиями, где необходимы   тщательный   анализ   условий, предварительная ориентировка в задании, составление программы
действий — III. IV, VIII, IX, X и XII субтест).

Имеет место и обратное, когда низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам сам по себе свидетельствует об определенном качественном типе нарушения. Очень низкая оценка по VI субтесту указывает на резкое сужение объема кратковременной памяти. Определенный тип ошибок (когда увеличение объема информации ухудшает воспроизведение, ребенок удерживает в памяти либо начало, либо самый конец, либо середину ряда, в ответах появляются контаминации) может служить симптомом микроорганического повреждения ЦНС. Низкие показатели одновременно по IX и X субтестам говорят о нарушении пространственного анализа и синтеза, конструктивного мышления. Низкий балл одновременно по I, II. V субтестам свидетельствует о культуральной задержке в развитии, педагогической, социальной запущенности. Низкая количественная оценка по IV субтесту показатель несформированности функции обобщения, по VII – плохой наблюдательности, по XI плохой работоспособности. Все эти недостатки
обычно носят локальный характер. Дети, имеющие подобные нарушения, обычно довольно успешно справляются с остальными заданиями.

Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности и их проявление

Тип нарушения и субтесты,

на выполнение которых он влияет

В чем  проявляется

- Замедленность темпа психической деятельности  (III, VII,VIII,IX, X, XI и XII)

- Ребенок практически не делает ошибок, сосредоточенно выполняет задания, но очень медленно, долго не приступает к заданию, молчит, часто не укладывается в отведенные лимиты времени; нередко появляются признаки утомления.

-Психомоторная расторможенность в сочетании с плохим самоконтролем

(III,VI,VII,VIII,IX,X,XI,XII)

- Ребенок все время торопится, часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дослушав инструкции, делает очень много ошибок и не исправляет их.

- Нарушение планирования, регулирования деятельности (III, IV, VIII, IX, X, XII)

- Не анализирует исходных условий, ориентируется на  случайные, внешние признаки, решает методом слепых проб и ошибок, рассказ логически несвязный.

-Недостатки пространственного анализа и синтеза (IX и  X)

- Собирает совершенно неверные конструкции, не соответствующие образцу или реальному объекту (например, собирая лошадь, может приставить ноги к голове).

-Несформированность умственного плана действий (III, IV  и  XIII: речь улучшает выполнение)

- Не может выполнить задания в уме, постоянно требуется внешняя опора, проговаривание вслух, наличие которых улучшает выполнение.

-  Бедный запас знаний, «Культуральная» задержка» (I, II, и  V, иногда VII)

- Не знает очень многих вещей, никогда не видел их, не слышал о них; задания, требующие сиюминутной сообразительности, выполняет достаточно хорошо; бедный словарный запас.

- Недостатки моторики (XI и XII, иногда  IX и  X)

- Тремор руки, прерывистость линий, ребенок часто выходит за пределы лабиринта, отрывает карандаш от бумаги, кубики и детали у такого ребенка постоянно разъезжаются, падают и т.п.

- Нарушение кратковременной памяти (VI и  III)

- Воспроизводит одну-две цифры, забывая дальше весь ряд; иногда появляются контаминации; плохо удерживает промежуточные результаты при решении задач.

- Речевые недостатки (I, II, IV и V)

- Путает слова по звучанию, неверно произносит отдельные звуки, отвечает междометиями, появляются «сорные» слова, жесты и прочее.

  1. Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Стимульный материал. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

1 субтест -- исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;

2 субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;

3 субтест -- исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4 -- субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения. Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а)        У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

б)        В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

в)        В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

г)        Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

д)        Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

е)        Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).

ж)      Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером).
з)       Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и)      У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к)       Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а)        Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

б)        Река, озеро, море, мост, болото.

в)        Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

г)        Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

д)        Тополь, береза, орешник, липа, осина.

е)        Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей,

з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

Лес: деревья  =  библиотека: (сад, двор, город, театр, книги)

Бежать: стоять = кричать: (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать)

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части».

а)        огурец: овощ  =  георгин: (сорняк, роса, садик, цветок, земля)

б)        учитель: ученик  =  врач: (койка, больные, палата, термометр)

в)        огород: морковь  =  сад: (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы)

г)         цветок: ваза  =  птица: (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья)

д)        перчатка: рука  =  сапог: (чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

е)        темный: светлый  =  мокрый: (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

ж) часы: время  =  термометр: (стекло, температура, кровать, больной, врач)

з)        машина: мотор  =  лодка: (река, моряк, болото, парус, волна)

и) стул: деревянный  =  игла: (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)

к) стол: скатерть  =  пол: (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди)

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: Брюки, платье... — одежда. Придумай название к каждой паре»:

а)        Метла, лопата...

б)        Окунь, карась...

в)        Лето, зима...

г)        Огурец, помидор...

д)        Сирень, шиповник...

е)        Шкаф, диван...

ж) День, ночь...

з)        Слон, муравей...

и) Июнь, июль...

к) Дерево, цветок...

Правильные ответы:

1 субтест

а)        подошва                е) цветы

б)        верблюд                ж) днем

в)        12                        з) жидкая

г)        февраль                и) корень

д)        страус                к) Москва

2 субтест

а)        фасоль                е) указка

б)        мост                        ж) Нестеров

в)        песок                        з) лебедь

г)        Москва                и) число

д)        орешник                к) вкусный

3 субтест

а)        георгин / цветок        е) мокрый / сухой

б)        врач / больной        ж) термометр / температура

в)        сад / яблоня        з) лодка / парус

г)        птица / гнездо        и) игла / стальная

д)        сапог / нога         к) пол / ковер

4 субтест

а)        рабочие инструменты        е) мебель

б)        рыба                                ж) время суток

в)        время года                        з) животное

г)        овощ                                и) месяцы лета

д)        куст                                к) растения

Обработка результатов
I субтест

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

III субтест

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV        субтест

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:   ОУ= (х · 100% ) : 40, где х - сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:

4-й         уровень успешности         —        32 балла и более (80—100% ОУ)
3-й        уровень                         —        31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й        уровень                         —        25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й         уровень                         —           19,5 баллов   и менее     (49,9% и ниже).


ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия

«Сила звука»

        Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!». Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросите ребенка тукнуть громко и тихо, сыграть тихо и громко. Обратите внимание на движение рук. Спойте звук «А» громко и тихо.

        Пройдите по комнате громко и тихо. Сыграйте мелодию громко и тихо. Попросите под разную мелодию по-разному пройти. Попросите сменить движения, когда играет тихая музыка, и когда играет громкая музыка: тихо бежит лисичка, громко идет медведь.

        

«Различи настроение мелодии»

        Прослушать вместе с ребенком разные мелодии, желательно парами, контрастные. Назвать их характер. Подготовить заранее картинки, отражающие такие настроения, дать ребенку выбрать к этой музыки картинку.

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия

«Пирамидка» (3 – 4 года)

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. 

«Спрятались от дождика»

Цель: развитие различения формы, классификация основных геометрических фигур.

Описание задания: Для этой игры нужно вырезать основные геометрические фигуры и три зонтика из бумаги. Положите под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребенка спрятать фигуры по зонтики. Все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.

«Дорисуй фигуры»

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия

«Узнай предмет на ощупь»

        В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие предметы (расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету). Завяжите глаза и попросите узнать предмет на ощупь.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

        Завяжите ребенку глаза и вкладывайте в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, тряпичные.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания

«Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Вокруг меня»

Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов.

Методика проведения: « Осмотритесь вокруг себя и попытайтесь увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины, одинаковой фактуры)».

«Прямой и обратный счет»

Цельразвивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

«Загадки»

Цель: упражнять в сосредоточении внимания.

Материал : картинки с изображением овощей (огурец, морковь, арбуз, капуста, подсолнух), загадки.

Методика проведения: «Прослушайте загадки и найдите отгадки на картинках:

Он большой как мяч футбольный. Если спелый, все довольны.

Так приятен он на вкус, Называется (арбуз).

Летом в огороде Свежие, зеленые,

А зимою в бочке Желтые, зеленые.

Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (огурцы)

Как надела сто рубах, Захрустела на губах. (капуста)

Любопытный, красный нос По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке Зеленые пятки . (морковь)

«Сантики – фантики- лим-по-по»

Цель: развитие внимания у детей.

Методика проведения: выбираем ведущего, он выходит за дверь. Его задача найти в кругу водящего, который задает определенный ритм движения всей группе. В это время игроки двигаются по кругу, хлопаю в ладоши, выполняют движения по кругу, заданные ведущим и говорят: «Сантики – фантики- лим-по-по».

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

Игры и упражнения на развитие мнестической деятельности

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

«Запомни картинки» (4- 5 лет)

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой» (4 – 5 лет)

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой, 

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

- Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

- Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

        С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

        Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

        Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления

Развитию наглядно - образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.

        Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем -  чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

        Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.

Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления

 «Удивительные слова»

Цель: формирование умения отделять форму понятия от его содержания.

Методика проведения: «Сейчас я буду говорить слова, а ты отвечать мне, какое слово больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче:

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче ? Почему?

«Достань мяч»

Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Материал: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками.

Методика проведения: «Рассмотри картину и расскажи, что в ней нарисовано». Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии.

«Отгадай загадку – посмотри отгадку»

Цель: развитие логического мышления.

Материал : шкатулка с картинками.

Методика проведения: ставим перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка не простая, в ней спрятались загадки. Если правильно отгадаете загадку, отгадку увидите на картинке». Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения, например:

«Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось».

«Составь предложение»

Цель: развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание - составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Исключение лишнего»

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Игры и упражнения на развитие памяти

«Поймай злодея»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка процессов припоминания, развитие внимания.

Материал: Портрет « преступника» на карточке геометрическими фигурами разного цвета.

Методика проведения: «Вы – полицейские, которые ловят преступника. Вот его портрет. Посмотрите внимательно и запомните его, т.к. взять с собой портрет нельзя»".

Потом портрет убирается и задаются вопросы о том, как выглядит преступник: какой формы у него глаза, какого они цвета, какой формы нос ? и т. д.

После того, как ребята вспомнили как «выглядит преступник», портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.

«Испорченный видеомагнитофон»

Цель: развитие памяти, а так же внимания.

Материал: Картинки с текстом.

Методика проведения: «Сейчас зачитаю текст и покажу картинку, относящую к тексту. 4 человека выйдут за дверь, а один остается…» Зачитывается текст и показывается картинка. Потом приглашается второй участник, первый сообщает ему все, что запомнил с помощью картинки. Затем приглашается следующий и т.д.

Например ,К.В. Лукашевич «Зима». «Наступила зима. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах и играть в хоккей. Серёжа, Саша и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снеговика. Маша с братом валяются в снегу».

hello_html_79381420.jpg hello_html_m1c791935.jpg. hello_html_m7c2bc699.jpg hello_html_23ff2878.jpghello_html_3ed8df85.jpg hello_html_2fd107ce.jpg hello_html_219eec38.jpg hello_html_m6abca2c4.jpg

 «Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Методика проведения: « Я назову сейчас несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…» Далее просим повторить через 15 – 20 сек. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз на развитие смысловой памяти, например: « Мальчик отдыхает, девочка плачет, папа читает, мама готовит, бабушка отдыхает».

Если у ребенка возникают трудности в повторении, ему даем лист бумаги и карандаш и предлагаем схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью игр и упражнений из данного сборника можно создать благоприятные условия для развития речи, творчества, памяти и других психологических процессов обучающихся.

Помните, что ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: “Я глупый”, “я тупой”. Поэтому избегайте низкого оценивания детей и их способностей. Оценивайте конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка.

Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Учите детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением .

Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе пользуйтесь принципом: "Воспитывай сердце - сердцем. Действуй на благо ребенка"


Список использованной литературы

  1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР/ Л.Н. Блинова. – М., 2002.
  2. Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.
  3. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога – М., 2005.
  4. Детская патопсихология : хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.
  5. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.
  6. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2003.
  7. Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н.М.[и др.]. – СПб., 2005.
  8. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
  9. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....

Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...

К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и сходных состояний при задержке психического развития у младших школьников.

В статье освещаются особенности устной и письменной речи обучающихся младших школьников с первичной речевой недосформированностью (при общем недоразвитии речи) и вторичными речевыми нарушениями при за...