Копилка дефектолога
консультация

Светлана Васильевна Никанорова

Копилка дефектолога

Рекомендации родителям по развитию памяти дошкольников

Уважаемые родители!
Ваш ребенок находится в преддверии школьного возраста, поэтому необходимо развивать память именно сейчас. В школе, с самого первого класса, вашему ребенку придется запоминать большое количество разнообразной информации.
Мы предлагаем вам рекомендации по развитию памяти в домашних условиях:
  • -Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
  • -Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?;
  • -Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;
  • -После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
  • -После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
  • -Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня  видел на улице;
  • -Если у вас плохое настроение, или вы себя плохо чувствуете, отложите занятие с ребенком на другое время;
  • -А так же помните, что лучше играть с ребенком 5-10 минут каждый день, чем целый час на выходных!
  •  
Рекомендации по развитию памяти
Для  развития  зрительной  и  зрительно – моторной  памяти  необходимо  организовать  работу  ребёнка  по  образцу,  которая осуществляется  по  следующим  этапам: -   сначала  ребёнок  работает  с  постоянной  зрительной  опорой  на  образец, затем  время  рассматривания  образца  сокращается  до  15 -20  секунд  (в  зависимости  от  сложности  предлагаемой  работы),  но  так,  чтобы  ребёнок  умел  рассмотреть  и  запечатлеть  образец.
Эти  виды  упражнений  целесообразно   проводить  на  таких  видах  деятельности,  как  рисование,  лепка,  списывание  с  доски,  работа  с  конструктором,  рисование  узоров  по  клеточкам,  запоминание  и  воспроизведение  сюжетной  картинки.
Для  развития  слуховой  памяти  целесообразно  использовать  упражнения  с  применением  вместо  наглядного  образца  (как  для  развития  зрительной  памяти)  словесного  описания  или  инструкции  предлагаемой  деятельности.  Например,  выполнить  с  помощью  конструктора  задание  без  обращения  к  образцу,  а  по  памяти;  воспроизвести  какой – либо  рисунок  по  словесному  описанию  и  т.п.
         Логическая  память  основана  на  понимании  и  тесно  связана  с  мышлением  и  развитием  языка.
 В качестве  мыслительных приёмов могут  быть  использованы:  смысловое  соотнесение; классификация;  выделение  смысловых  опор  и  составление  плана;  «крокирование» - чертёж,  схема;   ассоциации  и  др.   Для  детей  со  слаборазвитой  памятью  основные  пути  её  компенсации  лежат  в  развитии  смысловой  памяти:  умении  обобщать  материал,  выделять  в  нём  главные  мысли.
 
 Развиваем  у  детей  умение  произвольно  вызывать  необходимые  воспоминания,  обучаем  культуре  запоминания,  учим  вспоминать  последовательность  событий,   использовать  при  запоминании  мнемотехнические  приёмы,  учим  повторять,  осмысливать,  связывать  материал  в  целях  запоминания,  использовать  связи  при  запоминании.
 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительская поддержка

Слайд 2

П оддержка : понятие и сущность В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

Слайд 3

Родительская поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация и другие.

Слайд 4

Родительская поддержка Родительская поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников ).

Слайд 5

Педагогика воздействия Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить

Слайд 6

Родительская поддержка Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.

Слайд 7

Условия успешности родительской поддержки Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Слайд 8

Условия успешности родительской поддержки Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»

Слайд 9

Условия успешности родительской поддержки И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож…» В.Берестов

Слайд 10

Условия успешности родительской поддержки Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям.

Слайд 11

Нормы родительской поддержки 1. Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. 2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

Слайд 12

Нормы родительской поддержки 5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку .

Слайд 13

Позиция воспитанника Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим певедением и жизненной позицией…

Слайд 14

Позиция воспитанника Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ . Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию.

Слайд 15

Критерии родительской поддержки Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» Критерием оценки является открытость родителей , исповедующих высокие нравственные принципы.

Слайд 16

Принципы поддержки «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе – ребёнку .

Слайд 17

Р. Тагор Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от чего высох ручей. Отчего лопнула струна арфы'? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам, вот отчего лопнула струна арфы.



Предварительный просмотр:

Ориентировочная таблица этапов развития ребенка

Двигательное развитие, моторика

Психическое развитие

Речевое развитие

1 месяц 

Попытка приподнять голову, лежа на животе

Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми.

При общении издает тихие звуки - короткое гуление, гукание.

2 месяца 

Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном положении удерживает голову не постоянно.

Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым.

Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.

3 месяца 

Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе.

В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук.

Певучее гуление.

4 месяца 

Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. При тракции за руки из положения лежа на спине - активно приподнимает (сгибает) голову - подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого.
Переворачивается со спины на бок.
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее.

При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать (отличает ее от других взрослых).

Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми.

5 месяцев 

Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки.
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка.
Переворачивается со спины на живот.

Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них.

Подолгу певуче гулит.

6 месяцев 

При тракции за руки из положения лежа на спине - садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны.

Прекращает плакать, когда берут на руки.

Начало лепет - произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги - «ма», «ба»

7 месяцев 

Посаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться о животам на спину.
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга.

Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция).

Подолгу лепечет.

8 месяцев 

Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его.

При назывании взрослым (вопрос «где» ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте.

Громко повторно (сам) произносит различные слова; «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».

9 месяцев 

Сидит сам продолжительное время.
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает.

По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «открой рот» и т.д.
На вопрос «где» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек.
Поворачивается на собственное имя.

Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания.

10 месяцев 

Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает.
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой.

По просьбе берет и подает знакомые предметы «дай мяч, дай пялю»). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефекации.

Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги.

11 месяцев 

Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры.

Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове «нельзя»). Показывает части своего тела.

Первые лепетные слова: «ма-ма.», «ба-ба»; упрощенные слова- обозначения; «кис-кис», «ав-ав», «бай» и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием «ам-ам» - еда).

1 год 

Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот.

Выполняет несколько простых инструкций: «дай то-то, иди ко мне» и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых.

Первые слова: «мама, папа, дай». Появление слов-меток: «бах» - падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами.

1 год - 1 год 3 месяца 

Умеет пятиться, приседать, наклоняться.
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой.

Выполняет простые поручения с предметами: «принеси, положи, открой и закрой ящик» и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков.

Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре - произвольное использование знакомых слов; существование особого «жаргона» (облегченные слова).

1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев 

Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.

Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков.
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др.

По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет.

1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев 

Частично раздевается - носки, шапка - с небольшой помощью взрослых.

Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок.

Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова.

1 год 10 месяцев – 2 года 

Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой.
Частично одевается - ботинки, носки, шапку.

В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает.
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
При игре может контактировать с другими детьми.

При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов.

2 года – 2 года 6 месяцев 

Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки.

В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию «пойди в кухню, принеси чашку»). Целый день остается чистым.

Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.

2 года 7 месяцев – 3 года 

Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки.
Может несколько секунд постоять на одной ноге.

Воображение в игре (стул - машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры - например, играя с куклой, говорит; «я - мама», «я - доктор».
Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: «ты будешь зайчик».
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета.
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина.
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы).

Называет имена родителей. Часто задает вопросы «почемучка»). Говорит о себе «я».
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям к проведению

пассивной артикуляционной гимнастики:

  • Пассивную гимнастику выполняет взрослый.
  •  Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко

подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.

  • Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2 раза в

день (утром и вечером), медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3—4 раза, в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка. Все упражнения делаются аккуратно, чтобы не причинить неприятных ощущений ребенку.

  • Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным

контролем и речевой инструкцией («твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение», «сейчас твой язык прикасается к небу», «твоя верхняя губа достает до носа»).

  • Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и

языка у ребенка, и, когда это станет возможным, заменить пассивную

гимнастику активной.

Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже

упражнений для детей любого возраста, которые можно проводить без

помощи специалиста.

Выполнение этих упражнений вы легко можете превратить в веселую

игру.

Упражнения для губ

Название

упражнения

Уклад

Стихотворение

Хоботок

Указательными и большими

пальцами обеих рук соберите

губы ребенка в «хоботок».

Для этого сдвиньте уголки

губ к центру, навстречу друг

другу

Хоботок слоненок

тянет,

Он вот-вот банан

достанет

Улыбка

Указательными пальцами

обеих рук растяните губы

ребенка в улыбку. Для этого

потяните уголки губ от

центра в стороны

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

Поднимание

верхней губы

Указательными пальцами

обеих рук приподнимите (но

не отгибайте, а слегка

сдвиньте) верхнюю губу

ребенка так, чтобы были

видны не только верхние

зубы-резцы, но и верхняя

десна

Наши губки непростые,

Наши губки золотые,

Смышленые, Ученые,

Замечательные!

Опускание

нижней губы

Указательными и средними

пальцами обеих рук опустите

нижнюю губу ребенка так,

чтобы была видна нижняя

десна

Наши губки непростые,

Наши губки золотые,

Смышленые, Ученые,

Замечательные!

Утиный

клювик

Захватите большими и

указательными пальцами

одновременно верхнюю и

нижнюю губы и оттягивайте

их вперед, как утиный

клювик. Можете предложить

ребенку произнести «БА» в

момент, когда ваши пальцы

соскальзывают с его губ

Вот и клювик получился,

Баа! – куда-то

испарился

Упражнения для языка

Поднимание

языка

Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки (шпателя) к твердому небу, к верхней губе

Язычок мы поднимаем,

Его к зубкам приставляем!

Раз, два-раз, два

Вот веселая игра!

Вытягивание

языка изо

рта

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Другой рукой

зафиксируйте положение подбородка ребенка

Раз, два, три, четыре, пять!

Выходит язычок гулять!

Отведение

языка в

стороны

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите

кончик языка ребенка и отведите его вправо. Язык

должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите

язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.

Затем сделайте легкие плавные покачивающие движения

языка в стороны

Озорной наш язычок

Влево-вправо, чок-чок-чок!

Пять, четыре, три, два, раз-веселая игра у нас!

Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики помогут вашему

ребенку говорить!



Предварительный просмотр:

«Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

«Непоседливый, непослушный, невоспитанный, одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.

Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. 

Портрет «трудного» ребёнка

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать своё поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, он подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком — он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе. Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?

Ошибки родителей в воспитании

Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»

Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок — единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.

Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки

Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет и всё поймёт».

Ошибка №3. Гиперопека

Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.

Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение «Где мои дети».

Ошибка №4. Неправильный пример родителей

Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.

Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»

Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы весёлый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции

Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».

Мотивы «плохого» поведения детей

Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо.

1. Привлечение внимания

Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостаёт их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.

Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ — это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.

Что делать родителям:

  • чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
  • если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его (плохое поведние) игнорировать;
  • если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
  • проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в личных делах.

2. Стремление к власти

Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добивается независимости от них.

Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.

Что делать родителям:

  • признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью. Например, мама разрешает дочери надеть праздничное платье в будний день в детский сад, но если девочка испачкает его, то на утренник ей придётся идти в другом платье;
  • поставьте границы непозволительного поведения. Нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы, за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий;
  • научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией.

3. Месть («Ты сделал мне плохо — пусть и тебе будет точно так же»)

Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.

Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. Результатом станет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.

Что делать родителям:

  • учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
  • после ссоры с ребёнком: попросите прощения, если не сдержались и накричали на него, обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
  • не бойтесь показать свои чувства перед малышом. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки. 4. Избегание неудач

Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже — в личностном развитии и самооценке ребёнка. Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.

Что делать родителям:

  • создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
  • повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
  • научить думать о себе в позитивном ключе («я ещё не умею завязывать шнурки, но зато я могу за пять минут собрать сложный пазл»);
  • сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
  • поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него!

Советы родителям «трудных» детей

  • Начните воспитание ребёнка с себя. Собственный пример спокойного, уравновешенного поведения принесёт пользы больше, чем долгая нравоучительная беседа.
  • Любите своего ребёнка любого: капризного, непослушного, упрямого и обидчивого. 90% случаев непослушания у детей связаны с нехваткой родительской любви и внимания.
  • Родителям важно иметь представления о кризисных этапах в развитии ребёнка. Тогда им будет проще понять и правильно реагировать на особенности в поведении сына или дочери.
  • Учите детей прислушиваться к себе, к своим чувствам, различать и понимать их. Тогда они научатся справляться с ними.
  • Не стремитесь к званию идеального родителя и идеального ребёнка. Каждый имеет право на ошибку.
  • Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие мультфильмы смотрит. Каким героям он подражает, с кого берёт пример. Помните современный детский мультфильм «Маша и Медведь», где девочка Маша капризничает, вредничает и манипулирует добрым Медведем? Многие родители жаловались на непослушание и частые истерики у детей после его просмотра.
  • Наказания (педагогически верные) имеют место быть, но не забывайте и о поощрении и похвале за хорошее поведение.
  • Запомните: добиться хорошего поведения от ребёнка можно не только с помощью наказаний, но и с помощью доверительных бесед.
  • Если ребёнку что-то нельзя, то это нельзя всегда, при любых обстоятельствах, независимо от настроения родителей.
  • Научитесь правильно реагировать на истерики ребёнка. Трёхлетку можно отвлечь чем-нибудь интересным на улице или дома, истерику ребёнка постарше лучше проигнорировать, а после того, как ребёнок успокоится, обсудить с ним его неправильный поступок.
  • Если не удаётся самим справиться с проблемой плохого поведения ребёнка — обратитесь за помощью к психологу.
  • Успокоительные препараты — только по назначению врача!
  • Обещали наказать — накажите, обещали поощрить — поощряйте. Держите своё слово. И ребёнок будет поступать точно так же.
  • Прикоснуться, обнять, поцеловать, взять за руку — лучший способ справиться с начинающейся истерикой. Если ребёнок начинает капризничать в магазине, на детской площадке, на улице, сядьте на корточки, окажитесь с ним в равной позиции и спокойным тоном объясните неправоту его поступка.
  • Не навешивайте ярлыков на сына или дочь. Если ребёнку постоянно говорить, что он плохой, злой и непослушный, рано или поздно он действительно станет таким и будет вести себя соответствующе.
  • И последняя рекомендация: всем правилам поведения, всем «можно» и «нельзя» учите ребёнка с самого раннего возраста, формируйте у него культуру поведения дома и на улице.

Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-дефектолога

Виды документации, пояснения по заполнению...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

План ШМО учителей-дефектологов

План работы школьного методического обьединения учителей коррекционных классов VIII вида...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

К вопросу о пополнении учителями-дефектологами «методической копилки», используя возможности новых технологий на коррекционно-развивающих занятиях.

К  вопросу  о  пополнении  учителями-дефектологами «методической  копилки», используя  возможности  новых  технологий на  коррекционно-развиваю...

Профессия дефектолог. Кто такой дефектолог?

Статья-интервью написана для газеты. В ней содержатся ответы на основные вопросы родителей, которые впервые встречаются с учителем-дефектологом....