Воспитание ребенка в семье и в школе
консультация

Олеся Викторовна Матина

Выступление на общешкольном родительском собрании "Воспитание ребенка в семье и в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebenka_v_seme_i_v_shkole.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Рассмотрим основные моменты воспитания ребенка.. Народная мудрость гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывай себя».  Воспитание — это деятельность, направленная на формирование личности, с целью обучения полноценному участию в общественной жизни.

Картинка «РОЗА» (ребенок).

Обсуждение. Показывается картинка. Предлагается составить рассказ по картинке. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ.  Какой это цветок? Какая бывает роза? Отчего зависит красота бутона? Какой она имеет аромат, цвет? Ответы участников: Роза — прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать.

Ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана. Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы. «Корнями» ребенка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.

 «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? Выводы: как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему. ( Роза-ребенок.)

2. Картинка «Губка» (воспитание ребенка). 

Обсуждение. Предлагается составить рассказ по картинке. Что это? Какая она? Ответы участников: Губка — это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю — и получим синюю, вольем красную — такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.

Ассоциации.  Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание.

Анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.   К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди.

 «Мозговой штурм» Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? Выводы: ребенок, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей, если таковой  имеется, но если нет, то будет повторять негативный пример. Взрослый своим поведением должен показывать положительный пример ребенку. (Воспитание ребенка)

 «Кормление кашей» (обучение ребенка).

Обсуждение. Предлагается составить рассказ по картинке. Что это? Как можно кормить ребенка? Ответы участников: Мама кормит маленького ребенка кашей.  

Ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана.Маме гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и поднести ее ко рту малышу. Если малыш не хочет брать кашу в рот, мама начинает играть с ним, развлекать его. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что все вокруг окажется в каше. На второй картинке ребенок ест сам, перепачкав все: и одежду, и стол, и пол. Мама при этом находится рядом, лишь присматривая за ним. Оба способа приведут к результату — ребенок будет накормлен и сыт.    

Анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.  Очень часто взрослые создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем ребенку пуговицы, стираем, готовим, заправляем постель и т. д.  

 «Мозговой штурм».  «С каким воспитательным моментом связана картинка?

Выводы: житейский опыт приобретет лишь второй малыш, который создал столько неудобств маме. Через несколько лет сталкиваемся с тем, что ребенок не самостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него все сделают и все решат. Вторая же ситуация требует от нас больше терпения, выдержки, времени — всего того, чего нам так не хватает. Но воспитание можно сравнить с вкладом в банк — что внесешь сегодня, то же получишь с процентами через несколько лет. (Кормление кашей — обучение ребенка)

 «Цветок» (готовность к школе).  Предлагается составить рассказ по картинке.   Что нужно цветку, чтобы он распустился?  Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло.

Фаза – ассоциации. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок. Ребенок как цветок.

Фаза — анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса. То же самое происходит и с ребенком, когда он поступает в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребенок, тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и пр.

Фаза: «Мозговой штурм».  «С каким воспитательным моментом связана картинка? Выводы: получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок все равно распустится (ребенок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которые тоже идет питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве, — это кризис семи лет, когда у ребенка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с дезадаптацией. (Цветок — готовность к школе.)

 «Вхождение в холодную реку» (адаптация).

1.  Предлагается составить рассказ по картинке.  Ведущий: ребенок входит в воду. Почему у него появилось это желание?  Ответы участников: Может, он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может, ему просто необходимо перейти на другой берег.

2  В любом случае у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много. Что испытывает человек, только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже и страх, затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям.

3. Анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.   Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени.

4.  «Мозговой штурм».  «С каким воспитательным моментом связана картинка? Выводы: те же закономерности существуют при переходе из детского сада в школу, из начального в среднее звено, из школы в профессиональное учебное заведение. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего человек должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым. ( Вхождение в холодную реку — адаптация).

 «Упряжка лошадей» (семья).

1. Фаза – обсуждение.  Предлагается составить рассказ по картинке.  Что изображено на картинке? Почему две лошади едут слажено? Ответы участников: упряжка лошадей.

2.Фаза – ассоциации. Бег двух лошадей в упряжке — красивое зрелище. Обе бегут рядом, ни одна не пытается вырваться вперед. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получится хаотичное движение, при котором страдает и повозка. При этом есть риск потерять часть груза. Бывают повозки и с одной лошадью, но выглядят такие лошади более усталыми.

3. Фаза – анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса. Слово «супружество» переводится как двое в одной упряжке. Движение упряжки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются в согласии. В семье все обязанности должны быть общими, груз не следует перекладывать на одного.

 4. Фаза: «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? Выводы: когда один пытается завладеть большей властью и правами, возникает хаотичное движение, кидания в разные стороны, от чего страдает вся семья, и в первую очередь — дети. В вопросах воспитания нужно придерживаться одной линии поведения. (Упряжка лошадей  — семья).

Подведение итогов. Рефлексия Предлагаю прослушать притчу о камне.  Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о том, что каждый имеет жизненный опыт и нужно использовать положительные его стороны при воспитании детей. Быть хорошим примером для подражания, а главное с ребенком нужно дружить и уметь договориться. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме и плохом настроении. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы все преодолеем».  

        Воспитание ребенка очень сложный процесс. Но если родителям важно то, каким в будущим будет их ребенок, то эти трудности стоят того. Ребенок – чистый лист. Все, что вы напишите на этом листе, в дальнейшем вами и будет прочитано. Поэтому будьте для ребенка самым близким человеком и воспитывайте так, как подсказывает вам сердце и наши советы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...

Семейное родительское собрание. Тема: Роль отца в воспитании ребенка в семье.

В нашем лицее стало традицией проводить семейные родительские собрания. На такие собрания родители приходят семьями: папы, мамы, дедушки, бабушки, дети. Предлагаю одно из таких семейных родительских с...

тест - диагностика "Стили и методы семейного воспитания ребенка в семье"

Решение десяти обычных жизненых ситуаций определит стиль воспитания в семье. Дается анализ результатов теста....

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье

Что такое брак, семья впонимании христианства. Воспитание духовных ценностей у детей в современной семье....

статья по воспитанию "Воспитание ребенка в семье"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспит...

Web – kvest для родителей и учащихся «Эстетическое воспитание ребенка в семье - школа высококультурного человека»

Веб-квест-это современная интернет-технология, основанная на проектном методе обучения. Сегодня учащиеся  начальных классов свободно  пользуются  компьютером (кто самостоятельно, а кто ...

Презентация "Воспитание ребенка в семье и в школе"

презентация к докладу на общешкольном родительском собрании "Воспитание ребенка в семье и в школе"...