Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
учебно-методический материал

Комарова Марина Юрьевна

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умений и навыков. Самый важное умение - это развитие импрессивных умений. Без этого умения невозможно перейти на следующий этап развития.  В данной картотеке предлагаются игры и упражнения первоначального навыка-понимания речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения направленные на  формирование общеучебных умений и  навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
 Общеучебные умения и навыки применяются в самых разных типах учебной деятельности. Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.

Познавательная деятельность развивается как в бытовых ситуациях,так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Обязательным навыком является навык понимания речи. Он включает в себя создание речевой среды, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

 Для этого следует соблюдать следующие моменты:
– постоянный разговор с ребенком;
– определенные требования к речи окружающих взрослых;
– постепенное усложнение речевого общения;
– организация специальных игр и упражнений.
Рекомендуется использовать следующие упражнения для развития понимания речи. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.
Прийти по речевому вызову
Учебная цель: понимать речевой вызов
Задание: прийти по речевому вызову
Материал: отсутствует
Для этого упражнения используются два лица («учитель» и «помощник»). Оба должны держать наготове какое-то небольшое вознаграждение. «Учитель» и его «помощник» должны сидеть напротив друг друга (на расстоянии приблизительно 1,5 — 2 м). Ребенок должен стоять рядом с «помощником». «Учитель» говорит: «Иди сюда!» — и протягивает ему вознаграждение. Очевидно, «помощник» ребенка, сначала должен сделать маленький толчок, чтобы привести его в движение. Если он пойдет к «учителю», то получит
награду. Затем «учитель» повернет его так, чтобы он увидел «помощника». Затем «помощник» протягивает ему награду и процесс повторяется. Каждый раз делайте 4–5 переходов. Постепенно отказывайтесь от маленького толчка и следите, двинется ли он сам по речевому вызову. Если он уходит еще до вызова, то удерживайте его, пока он не услышит вызов. Если он во время этого упражнения приходит на вызов, то начинайте постепенно следующим образом переносить понимание слова на другие ситуации:
а) несколько раз в течение дня попросите его подойти. Привлеките его внимание, прежде чем дать ему поручение;
б) позовите его, если он на вас не смотрит.
Всегда продвигайтесь не спеша. Следите, чтобы ребенок действительно усвоил предыдущее упражнение,прежде чем вы перейдете к следующему заданию.
Садиться по речевому требованию
Учебная цель: понимать речевые требования
Задание: садиться по речевому требованию
Материал: 3 стула (1 из них детский стульчик)
Поставьте 3 стула так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении используются два человека. Один человек садится на отдельный стул напротив ребенка и помощника. Ребенок и помощник становятся перед своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на
уровне рта сидящего учителя. Учитель говорит чистым сильным голосом: «Садись!» Помощник садится и помогает ребенку сесть. Учитель хвалит его за это. Многократно повторяйте упражнение, пока ребенок не поймет речевого требования и больше не будет нуждаться в поддержке помощника.
Принести предмет
Учебная цель: улучшать визуальное внимание и способность отличать предметы друг от друга
Задание: обыскать помещение в поисках определенного предмета и принести этот предмет, не задерживаясь благодаря другим стимулам
Материал: коробки средней величины, три пары предметов обихода (например, ботинки, чашки, яблоки)
Положите три различных предмета в комнате так, чтобы их было хорошо видно. Встаньте с ребенком на место, откуда он сможет хорошо видеть предметы. Покажите ему один из предметов, например ботинок, поднимите его и скажите: «Принеси ботинок!»Если он затрудняется обнаружить в комнате нужный предмет, то привлеките его внимание к соответствующему месту, показывая в направлении ботинка. Если он его еще не замечает, то покажите ему прямо на ботинок. Если этого недостаточно, возьмите его за
руку, покажите еще раз предмет и скажите: «Принеси ботинок!» —и подойдите с ним к ботинку. Принесите его вместе к исходной точке и положите в коробку. Хвалите ребенка каждый раз, когда один из предметов возвращается в коробку, даже если вы ему помогаете. Повторяйте этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке. Когда у ребенка появляется необходимое понимание речи, используйте только чисто языковую команду «Принеси ботинок!», не показывая ему предмет.
Стой /иди дальше
Учебная цель: понимать речевые указания
Задание: останавливаться и двигаться по речевому требованию
Материал: отсутствует
Возьмите ребенка за руку и пройдите с ним несколько разпо комнате. При случае скажите ему: «Стой!» — и удержите его.Похвалите его за остановку и оставайтесь с ним несколько секунд без движения. Затем скажите: «Пойдем!» — и идите с ним дальше.Повторите это действие несколько раз. Следите, не останавливается ли ребенок , когда слышит слово, или ждет, пока вы сами остановитесь и удержите его. Если ребенок начинает останавливаться,лишь только услышав указание, то ослабляйте удерживание его
руки, пока наконец вы пойдете рядом, не держась за руки.
Соотносить одинаковые предметы — 1
Учебная цель: соотносить одинаковое друг с другом; тренировка визуального внимания
Задание: найти среди 4 предметов тот, который взрослый показывает ребенку
Материал: 4 пары одинаковых предметов (например, носки,прищепки, кубики, ложки, карандаши и т.д.), маленькие коробки
Положите 4 различных предмета и коробку на стол. Тот же состав предметов держите у себя на коленях, где их не может увидеть ребенок. Поднимите один из них вверх и попросите его найти такой предмет. Поднимите, например, носок со словами: «Ваня,дай мне носок!» Покажите на его предметы. Если он поднимает предмет или показывает на него, то похвалите его и положите оба предмета в коробку. Повторите этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке.
Соотносить одинаковые предметы — 2
Учебная цель: соотносить одинаковые предметы; тренировка визуального внимания
Задание: выбрать из многих предметов эквивалент указанного предмета
Материал: 4 пары одинаковых предметов, большая коробкаПоложите все предметы в коробку и сядьте с ребенком на пол.Поставьте коробку между собой и ребенком. Возьмите один изпредметов, поднимите его, чтобы он мог его видеть. Скажите:«Смотри, Ваня, найди носок!» Покажите потом на коробку и помогите ему найти в ней носок. Затем положите пару носков рядом и похвалите его. Продолжайте таким же образом, пока он не найдет все предметы. Не начинайте это упражнение, прежде чем ребенок не научится выбирать нужный предмет .
Соотносить предметы с их изображением
Учебная цель: соотносить предмет с его изображением
Задание: соотносить 5 предметов с их изображением
Материал: 5 предметов повседневного обихода и 5 соответствующих картинок (картинки можно нарисовать или вырезать из журнала или каталога).Разложите картинки на столе, а соответствующие предметыоставьте у себя, чтобы ребенок не отвлекался. Дайте ему один из предметов, и пусть он поставит его на соответствующее изображение. Сначала можно начать с одного предмета. Положите, например, изображение ложки и назовите ее. Попросите ребенка положить ложку на ее изображение и поощрите его за это. Если таким образом он начнет соотносить предметы и их изображение,то положите 2 картинки, чтобы он выбрал нужный эквивалент.Положите, например, картинку ложки и ботинка на стол и дайте ему ложку. Если он положит ложку на нужное изображение, то скажите: «Да, ложка!» — и поощрите его. Если он попытается положить ложку не на нужное изображение, то повторите: «Ложка!» — и подведите его руку к нужному изображению. Повторите это действие, постепенно добавляя больше рисунков, пока он не сможет за один прием соотносить 5 рисунков.
Что подходит?
Учебная цель: сочетать предметы по их функциональной принадлежности
Задание: составить пары предметов, выполняющих одинаковую функцию
Материал: средняя по величине коробка, пара предметов (например, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)Сядьте с ребенком за стол. На стол положите 3 предмета. Два из них должны совпадать по принадлежности. Следите за тем, чтобы ребенок их хорошо знал. Попросите, например, носок, ботинок и мягкую игрушку. Укажите на них и спросите ребенка: «Что подходит?» Пусть он соответствующую пару либо покажет, либо даст вам. Если он найдет пару, то положите все 3 предмета в коробку.
Если он затрудняется,то облегчите задание, задавая легкие вопросы о функции обоих предметов, например: «Что надевают на ногу?» Записывайте, какие предметы он совмещает, а с какими имеет трудности. Продолжая упражнение, учитывайте, чтобы пары были такими, которые он хорошо знает, и такими, при сопоставлении которых он испытывает затруднения.
Для чего нужен предмет?
Учебная цель: сортировать по категориям
Задание: сортировать картинки простых предметов по их функциям
Материал: картинки предметов быта, которые группируются
по функциям.Положите на стол несколько картинок и скажите ребенку, какие картинки он должен дать вам. Положите, например, картинку мяча, яблока, игрушечного автомобиля, мыльницы, полотенца,ложки, вилки, ванной. Скажите: «Ваня, дай мне то, что нужно при купании!» Если он дает Вам рисунок ванны, а другие предметы, принадлежащие к этому, упустил, то привлеките его внимание к рисункам и спросите: «Что еще нужно для купания?» Если он не найдет нужный предмет, то подскажите ему: «Для купания нужно полотенце». Если он все еще не дает нужную картинку, привлеките его внимание прямо к рисунку со словами: «Полотенце, для купания тебе нужно полотенце!» Выбирайте объемные, но четко различаемые категории. Можете взять игрушки, продукты, животных. Ребенок должен быть знаком с этими категориями. Когда он поймет задание, используйте такие рисунки, с которыми он менее знаком, но которые попадают под уже знакомые понятия. Таким образом он может пополнять свой словарный запас.
Найди
Учебная цель: понимать основные и соотносительные слова,
следовать речевым указаниям
Задание: следовать речевым указаниям, которые содержат основные (наименования знакомых предметов) и соотносительныеслова (например, в, под, за) .

Материал: несколько обычных предметов.
Прежде чем начать упражнение, спрячьте два или три предмета, которые хорошо знакомы ребенку. Сначала предметы нужно спрятать в одной комнате. Дайте ему простые указания, которые касаются предмета, оторый он должен искать, и укажите место, где он должен искать. «Ваня, возьми чашку под столом!» Подчеркните три ключевых слова: предмет, который он должен искать, его положение относительно другого предмета, который он знает, а также этот предмет. Поощряйте его за каждый предмет, который он принесет. Постарайтесь использовать лишь слова, которые он хорошо знает. Когда он станет увереннее, возьмите больше предметов и спрячьте их в более отдаленных местах. Указания тоже можете усложнить,
например: «Возьми мяч за дверью, под коробкой».
Что не подходит?
Учебная цель: распознавать общие понятия
Задание: найти предмет, который не подходит к остальным трем, которые со своей стороны создают четко различимую группу
Материал: 2 коробки средней величины, 4 малых предмета, из которых 3 имеют одинаковую функцию или свойства (например, яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль)
Положите подборку из 4 предметов на стол и сядьте за стол с ребенком: покажите ему, как найти предмет, который не подходит к другим. Возьмите, например, яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль. Спросите: «Что не подходит?» Смотрите, чтобы он наблюдал, как вы указываете поочередно на каждый предмет.Объясните ему: «Яблоко — чтобы есть, банан — чтобы есть, лимон — чтобы есть. Автомобиль не для еды». Если необходимо, то сделайте вид, что вы едите фрукты, чтобы он видел, что автомобиль не относится к продуктам. Положите фрукты в одну коробку, а автомобиль в другую, повторяя: «Автомобиль не для еды. Oн не подходит». Продемонстрировав задание таким образом, возьмите следующие 4 предмета. Положите, например, кекс, булочку, конфету и книгу на стол. Спросите: «Ваня, что не подходит?»
Если он не указывает на книгу, то укажите на каждый предмет, говоря: «Булочка — для еды, книга — не для еды, кекс — для еды, конфета — для еды». Еще раз спросите: «Что не подходит?» Пусть подаст все перечисленные предметы и положит в другую коробку.
Сначала работайте с одной категорией и используйте различные комбинации предметов. Другими подборками могут быть: предметы одежды, игрушки или различные предметы для рисования.
Используйте предметы, знакомые ребенку.
Кто? Что? Где?
Учебная цель: реагировать на ряд вопросов
Задание: показывать соответствующие картинки, отвечая на вопросы «Кто? Что? Где?»
Материал: рисунки предметов (мяч, автомобиль, стул, кровать), животных (собака, лошадь, корова, кошка) и людей (мать,отец, ребенок, пожарник)
Выберите из каждой группы рисунков один и положите его перед ребенком. Привлеките его внимание к рисунку и убедитесь, что он вас слушает, когда вы спрашиваете. Изучайте с ним лишь одно слово за один раз в такой последовательности: кто, что, где. Для примера положите перед ним рисунки взрослого, коровы, мяча и спросите: «Кто едет на автомобиле?» Помогите ему выбрать правильный рисунок. Если он на вопрос «Кто?» отвечает правильно, то переходите к вопросу «Что?». Используйте рисунки автомобиля, ребенка и собаки и спросите: «Что делает мама?» Если ребенок на все три вопроса правильно выбирает соответствующие рисунки, то перемешайте их и спрашивайте в любой последовательности. Покажите ему, например, рисунок мяча, пожарника, собаки
и кровати. Спросите его: «Что ты можешь бросить?», «Кто ездит на пожарном автомобиле?», «Где ты можешь спать?» Если он выберет не тот рисунок, то повторите вопрос, особенно подчеркивая ключевые слова. Помогайте ему лишь тогда, когда это необходимо.
Предлоги
Учебная цель: научить ориентироваться на листе бумаги
Задание: рисовать на листе бумаги по просьбам, которые содержат указание места
Материал: карандаши, бумага
Прежде чем начать упражнение, подготовьте ряд листов с простыми рисунками. Например, рисунок дома, девочки, дерева. Следующий рисунок четырехугольника, круга, треугольника.Сядьте с ребенком за стол и дайте ему листок. Давайте ему простые указания, которые содержат предлоги «в», «под», «вокруг», «за» и
«рядом». Скажите: «Ваня, нарисуй круг вокруг девочки!» Возьмите его палец и обведите им девочку. Подчеркивайте слово «вокруг» и повторяйте его,обводя фигуру его пальцем.Затем дайте ему карандаш и велите обвести круг вокруг девочки. Пусть таким же образом он проведет линию под домом и поставит точку рядом с деревом. Давайте ваши указания просто. Следите, чтобы обозначения нарисованных предметов были ему знакомы и чтобы он мог нарисовать нужную фигуру. Если он делает успехи, то задание можно постепенно усложнять. Дайте ему, например, 2 карандаша и попросите нарисовать голубой четырехугольник в кругу.
Список литературы:
 

Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: / В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. — М. : Редкая птица, 2019. — 80 с.

с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Подготовка к школе неорганизованных детей с расстройствами аутистического спектра

Организация учебного поведения – неотъемлемая часть коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития. Но ни с одной категорией детей учителю-дефектологу не приходится работать ...

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с РАС многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия, пространственных представлений, а также ручной...

Игры для детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Перечень игр для детей с растройством аутистического спектра (РАС) на группах продленного дня....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...