Рекомендации родителям школьников "Садимся за уроки"
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

Чтобы помочь невнимательному ребенку научиться концентрироваться на выполнении домашних заданий необходимо соблюдение следующих условий:
1. Ребенок должен четко понимать поставленную ему конкретную задачу. Фразы «садись делать уроки» будет недостаточно. Необходимо дать ребенку конкретное задание (сделать упражнение №… на стр. …, решить задачу №…, выучить стихотворение).
2. Создайте специальные условия для выполнения уроков, оборудуйте рабочее место ребенка. Это настроит ребенка на соответствующий лад.
3. Создайте психологические мотивы для выполнения домашних заданий. Поощряйте ребенка за правильное и быстрое выполнение заданий (хвалите, делайте сюрпризы, вручайте условные призы (картинки, карточки, звездочки)).
4. Создайте благоприятную обстановку для выполнения уроков, исключите внешние раздражители: громкие звуки, шум, запахи и т.п. Замечено, что негромко звучащая музыка, слабые звуки (особенно природные: шум моря, шелест листьев, журчание ручья) не только не нарушают внимание, а наоборот усиливают его.
5. Тренируйте внимательность ребенка, используя специальные игры и упражнения. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

Рекомендации родителям школьников "Садимся за уроки"

Учитель начальных классов: Алферова Л.В.

Смоленск

 2020

       Чтобы помочь невнимательному ребенку научиться концентрироваться на выполнении домашних заданий необходимо соблюдение следующих условий:
1. Ребенок должен четко понимать поставленную ему конкретную задачу. Фразы «садись делать уроки» будет недостаточно. Необходимо дать ребенку конкретное задание (сделать упражнение №… на стр. …, решить задачу №…, выучить стихотворение).
2. Создайте специальные условия для выполнения уроков, оборудуйте рабочее место ребенка. Это настроит ребенка на соответствующий лад.
3. Создайте психологические мотивы для выполнения домашних заданий. Поощряйте ребенка за правильное и быстрое выполнение заданий (хвалите, делайте сюрпризы, вручайте условные призы (картинки, карточки, звездочки)).
4. Создайте благоприятную обстановку для выполнения уроков, исключите внешние раздражители: громкие звуки, шум, запахи и т.п. Замечено, что негромко звучащая музыка, слабые звуки (особенно природные: шум моря, шелест листьев, журчание ручья) не только не нарушают внимание, а наоборот усиливают его.
5. Тренируйте внимательность ребенка, используя специальные игры и упражнения. 
Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно.
1. Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания. 
2. Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить. 
3. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не следует ни торопиться, ни затягивать. 
4. Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем. 
5. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности. 
6. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях.
7. Постепенно необходимо приучать ребенка к планирующей оценке своих действий на день, два, неделю, месяц, четверть. 
Как организовать дома учебный процесс.
      Ни в коем случае не заставляйте ребенка давать отчет о прошедшем школьном дне сразу, как только он переступит порог дома. Ведь его мозг перенасыщен информацией, пусть ребенок придет в себя, отдохнет от школы, покормите его и пустите поиграть и погулять.
Назначьте вместе с ребенком время, отводимое для уроков. Врачи считают период с трех часов дня до пяти-шести вечера наиболее оптимальным для выполнения домашних заданий. Время должно быть постоянным, чтобы ребенок мог планировать свои игры и освобождаться от них к назначенному часу. 
      По своей длительности занятия могут быть индивидуальными, так как дети в разном ритме усваивают материал, но не нужно подгонять ребенка и спешить расправиться со всеми заданиями сразу. В перерывах между домашними заданиями следует дать ребенку отдых, напоить его соком или предложить шоколад.
      Стоит ли вмешиваться в процесс уроков и помогать ребенку?
Хотя бы в первый год обучения это делать надо, так как начинающий ученик  еще не умеет продуктивно планировать свое время, взрослый человек должен быть рядом и помочь ему справиться с уроками. Ведь первоклассник может растеряться при виде задачи или упражнения, не суметь понять задание, а вследствие этого разочароваться в своих силах и способностях.
Если ребенок вынужден выполнять уроки один, то можно с ним договориться, что самостоятельно он делает то, что ему понятно и легко, например, читает, учит стихотворение, решает примеры. Остальные трудные задания вы сделаете вместе, когда вернетесь домой.
Не настраивайте ребенка на ваше постоянное присутствие. Дайте ему понять, что у вас тоже есть свои задания, работа, которую вам тоже необходимо сделать. Просто покажите ему, что вы рядом, и он в любом сложном случае может рассчитывать на вашу помощь. 
Не стоит осуществлять тотальный контроль над каждой буквой и цифрой ребенка, иначе вы будете вынуждены учить с ним вместе уроки до получения аттестата. Ваша помощь должна заключаться не в выполнении уроков за него, вам нужно научить мыслить и рассуждать, ставить правильно вопросы и уметь на них отвечать. Тогда ребёнок сможет заниматься без вашего участия.
В какой момент стоит оставить ребенка наедине с домашними заданиями?
Вы должны незаметно подвести его к этому моменту. Каждый школьник индивидуален, и в разное время становиться самостоятельным. Если вы обратите внимание на его ритм выполнения домашних уроков, то поймете, когда он будет готов для независимости от вашей помощи.
Для начала ослабьте контроль его уроков. Проверяйте его тетрадки через день, через два или три дня. Выделите день, когда вы вместе станете подводить итог прошедшей неделе и обсуждать все достижения и промахи в обучении, случившиеся за этот период. Обязательно спрашивайте ребенка о его предпочтениях в предметах, что ему дается легче, а что тяжелее. То есть до конца не снимайте контроль, просто присматривайте издали и будьте готовы прийти на помощь.
До 13-14 лет идет этап становления самостоятельности школьника, и уже будет ясно, сумели ли вы научить его ответственно относиться к выполнению домашних заданий, или ребенок все еще сопротивляется. Расстраиваться в последнем случае бессмысленно, ребенку просто нужно привить интерес к учебе.
      Многие родители задаются вопросом: 
как правильно делать с ребенком уроки? В современной жизни выполнение домашнего задания является обязательным атрибутом учебного процесса. Качество подготовки к урокам дома, так или иначе, сказывается на общей успеваемости школьника, на его ответах в школе, степени усвоения учебного материала. Поэтому очень важно правильно настроить ученика для выполнения домашнего задания.
Во-первых, хочется подчеркнуть, что с первого класса школьника надо приучать к регулярному выполнению домашних заданий. Вводить за обязательное правило добросовестное их выполнение.
Во-вторых, садиться за уроки ученик должен в одно и то же время. Это научит ребенка организовывать свою работу и самого себя. Придя домой после школы, ученик может час-полтора отдохнуть. Хорошо это время использовать для прогулки на свежем воздухе. Самым оптимальным промежутком времени для подготовки уроков является период с 15:00 до 18:00 часов.
В-третьих, выполнение уроков надо начинать с самого простого предмета. Это с одной стороны настроит ребенка на успех и поднимет ему настроение, а с другой поможет войти в рабочий ритм.
В-четвертых, во время выполнения домашнего задания надо делать перерывы. Каждые 30-40 минут ребенок должен прерываться на небольшой отдых. Делать своеобразную переменку.
В-пятых, чередуйте выполнение письменных заданий с устными. Смена видов деятельности не так утомляет ребенка.
В-шестых, приучайте ребенка к самостоятельному выполнению уроков. Конечно же, в начале учебного года, после летних каникул, присутствие родителей при выполнении домашних заданий дисциплинирует ребенка. Взрослые могут своевременно подкорректировать выполнение упражнений, акцентировать внимание ребенка на сложных для него вопросах и настроить на рабочий ритм. В последующем присутствие родителей во время выполнения уроков должно сводиться к минимуму. Это не значит, что надо оставлять ребенка один на один со сложным предметом, в котором ему не разобраться. Ученик должен чувствовать ответственность при самостоятельном выполнении домашнего задания и при это знать, что родители всегда придут на помощь, если возникнет затруднение в каком-либо вопросе. Многие родители предлагают ребенку выполнить задание сначала на черновик и после проверки взрослых – переписать уже в рабочую тетрадь. Такая практика помогает проверить уровень знаний ребенка и выявить затруднения, с которыми он сталкивается. В любом случае, решение, к которому ребенок пришел путем самостоятельных размышлений, наиболее прочно им усваивается, чем то, которое подсказано родителями.
      Есть еще 
несколько общих рекомендаций, которые стоит учесть перед тем, как делать уроки:
1. Проветрите комнату за несколько минут до начала выполнения домашнего задания.
2. Выключите телевизор, радио, компьютер, плеер. В комнате не должно быть громких звуков.
3. Подготовьте рабочее место. На нем не должно быть посторонних, отвлекающих внимание предметов.
4. Достаньте письменные принадлежности, необходимые для выполнения уроков, дневник, учебник и тетрадь по предмету, домашнее задание по которому будет выполняться первым. Все расположите на своих местах, не препятствующих выполнению работы.

       Когда вы работаете с ребенком над домашней работой, поддерживайте спокойную, без стрессов атмосферу, чтобы выстраивать позитивное отношение к домашней работе и одновременно обеспечивать мир в семье.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям "Садимся за уроки"

Даны рекомендации, как необходимо организовать время выполнения домашнего задания ребёнком....

Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы

Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...

Рекомендации для родителей « Как делать уроки с младшими школьниками »

В данной статье даются рекомендации родителям младших школьников, как контролировать выполнение домашнего задания и приведены примеры ошибок, которые допускают родители, организуя деятельность ученика...

Памятка для родителей: "Рекомендации родителям на каждый день"

10 заповедей для родителей. Дети учатся у жизни.Рекомендации родителям на каждый день....

Рекомендации родителям. Как делать уроки с младшим школьником.

Рекомендации родителям   "Как делать уроки с младшим школьником" - правильная организация подготовки  уроков....

Рекомендации родителям на каждый день.10 заповедей для родителей

7 рекомендаций  для родителей на каждый день  и 10 заповедей для родителей (Януш Корчак)...

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...