РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
материал

Жулина Ирина Вадимовна

Функции правого полушария:

- пространственные представления,

- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,

- обоняние, осязание, вкус,

- чувство ритма, звукоразличение и т.д.

Функции левого полушария:

- речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание,

- социальные коммуникации, рефлексия,

- программирование, произвольность и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie.docx207.9 КБ

Предварительный просмотр:

Функции правого полушария:

- пространственные представления,

- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,

- обоняние, осязание, вкус,

- чувство ритма, звукоразличение и т.д.

Функции левого полушария:

- речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание,

- социальные коммуникации, рефлексия,

- программирование, произвольность и т.д.

Тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

 Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук

        Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу.

        Критерии оценки успешности выполнения задания:

- плавность и одновременность - изолированность смены рук, уровень координации движений;

- степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»);
- степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд;

- наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).

Что почитать, что посмотреть…

  • Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.  Практикум по развитию познавательной деятельности»
  • Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»
  • Мальцева И.Н. «Готовим руку к письму. Прописи для правшей и левшей»
  • Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта в дошкольников», «Обучение детей с учетом психофизиологии»

МБДОУ «Детский сад  № 1»

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –

ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Картинки по запросу картинка мозг правого и левого полушария

Подготовила: педагог-психолог Жулина И.В.

Октябрь, 2022

Упражнения,

направленные на развитие межполушарного взаимодействия

1. Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Картинки по запросу упражнение лезгинка картинка

2. Кулак-ребро-ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_52/9/d-8888/8888_html_m2d5137d9.jpg

3. Лезгинка

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_52/9/d-8888/8888_html_5de3b5a.jpg

4.Ухо-нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Картинки по запросу ухо нос упражнение картинка

5. Замок

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Картинки по запросу упражнение лягушка межполушарное взаимодействие картинка

6. Зеркальное рисование

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.).

Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

Картинки по запросу упражнение зеркальное рисование межполушарное взаимодействие картинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия.

Функциональная асимметрия полушарий  является одной из причин существования определённой  структуры  психики. Трудности в овладении учебных дисциплин связаны  с нарушением оптимального межполушарного ...

Развитие межполушарного взаимодействия.

Проблема возможной  неуспешности ребёнка, приступающего к систематическому школьному обучению, волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с...

Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации

При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(по А. Л. Сиротюк) Комплекс № 1....

Развитие межполушарного взаимодействия

Индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов (образного или абстрактного мышления) приобретает ведущее значение. Воспринимать симметрию головного мозга буквал...

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.(По А. Л. Сиротюк)

Комплекс № 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указат...