Портфолио как "история успеха" обучающегося
статья (1 класс)

Каспина Елена Викторовна

Главная цель учителя начальных классов заключается в том, чтобы ученики получили качественные базовые знания, которые станут фундаментом для их дальнейшего обучения. Важным моментом в достижении данной цели является развитие у детей способности к самопознанию, понимание своей индивидуальности, сформированность потребности в учении и саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио обучающего24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на региональном учебно-методическом семинаре «Использование технологии «Портфолио обучающегося» для достижения предметных и метапредметных результатов образования» 17 ноября 2022 года

Тема выступления «Портфолио как «история успеха» обучающегося»

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Меня зовут Елена Викторовна Каспина

Слайд 1.

Портфолио как «история успеха» обучающегося

Каспина Елена Викторовна, учитель начальных классов

МОУ «Урусовский ЦО»

Я работаю в МОУ «Урусовский центр образования» Венёвского района Тульской области с 1991 года. Многое изменилось за это время и в школе, и в образовании в целом.

Слайд 2. Фото школы

В текущем учебном году я являюсь учителем и классным руководителем 1 класса. Как первому учителю, необходимо подобрать ключик к сердцу каждого ребёнка, чтобы ученики каждый день входили в класс с горящими глазами, с желанием учиться и познавать новое. И вновь время поиска, раздумий, открытий. Как и вы, я понимаю, что предстоит ещё многое сделать на пути реализации нового образовательного стандарта.

Слайд 3. Фото с 1 классом

Главная цель учителя начальных классов заключается в том, чтобы ученики получили качественные базовые знания, которые станут фундаментом для их дальнейшего обучения. Важным моментом в достижении данной цели является развитие у детей способности к самопознанию, понимание своей индивидуальности, сформированность потребности в учении и саморазвитии.

Слайд 4.

Главная цель учителя начальных классов заключается в том, чтобы ученики получили качественные базовые знания, которые станут фундаментом для их дальнейшего обучения.

Девиз моей работы: «Учить детей учиться». Соответственно необходимо постоянно учиться самой, стремиться использовать новые технологии, формы и методы работы с учащимися.

Слайд 5.

Девиз: «Учить детей учиться» 

ФГОС выдвигает новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, метапредметные, но и универсальные учебные действия; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного роста обучающихся.

Слайд 6. Требования к результатам…

1 строка появляется сразу

остальные появляются после нажима

нажать ещё 8 раз

Учебные результаты я фиксирую в рабочем журнале учителя, используя листы индивидуальных достижений учащихся, предметные и метапредметные таблицы.

Затем такие листы дети заполняют совместно с учителем, а впоследствии и самостоятельно.

Слайд 7. Рабочий журнал учителя

Заполненные листы для 1-4 классов

Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика также является портфель достижений (портфолио).

Слайд 8. Портфель достижений (портфолио)

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего его творческого роста.

Слайд 9. Ценность портфолио

Важно, чтобы ребёнок уяснил, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а потом уже его результат.

Хотя высокий результат, безусловно, радует!

Слайд 10. Портфолио = процесс

нажать ещё 1 раз

Структура… Жестких требований к оформлению портфолио нет.

Так как работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя;

подойти творчески к этой задаче,

придумать что-то своё, оригинальное.

В состав портфолио могут включаться

результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности:

творческой,

коммуникативной,

физкультурно-оздоровительной,

трудовой деятельности.

Слайд 11. Структура портфолио:

нажать 7 раз

  • Портрет
  • Моя семья
  • Я – ученик! Мой класс
  • Мои увлечения
  • Моя учёба
  • Мои достижения
  • Отзывы и пожелания

Раздел «Мой портрет» (в 1 классе заполняется с родителями).

Важно помнить. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму.

С самого начала нужно стремиться выстроить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.

Слайд 12. «Мой портрет»

нажать 3 раза

В разделе «Моя семья» можно рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живёшь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи.

Слайд 13. «Моя семья»

Картинки появляются сами без нажатия

В разделах «Я ученик», «Мой класс» дети составляют рассказы вместе с родителями дома и с учителем в школе. Если друзей нет – и такое бывает, ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.

Слайд 14. «Я ученик», «Мой класс»

Фото появляются сами без нажатия

У каждого ребёнка есть какие-то интересы, а у некоторых детей их множество В данном разделе можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учреждениях дополнительного образования.

(Оформлять этот раздел 1 классе можно в виде картинок, рисунков, фотографий, в дальнейшем это описания, мини-сочинения, вырезки из журналов, фотографии…)

Слайд 15. «Мои увлечения».

Слайд наполняется без дополнительного нажатия

В разделе «Моё творчество» ребёнок помещает свои творческие работы: поделки, рисунки, стихи собственного сочинения, сказки и другое…

Если работа объёмная, то можно поместить фотографию с кратким описанием поделки.

Важно предоставить ребёнку свободу при наполнении данного раздела.

Слайд 16. «Моё творчество»

нажать 2 раза

В разделе «Моя учёба» заголовки листов посвящены конкретным школьным предметам. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, графиками роста скорости чтения, творческими работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах.

Работы датируется, чтобы можно было отследить динамику.

Соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

Слайд 17. «Моя учёба»

Слайд наполняется без дополнительного нажатия

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести в раздел «Мои достижения».

В сельской школе все дети вовлекаются в ту или иную деятельность:

-роль в школьном спектакле,

-чтение стихотворения на торжественной линейке,

-оформление стенгазеты к празднику,

-или выступление на утреннике. (Оформлять этот раздел можно с использованием фотографий, благодарностей, грамот, сертификатов,

а также с помощью мини-сочинений или кратких сообщений на тему).

Слайд 18. Раздел «Мои достижения».

Слайд наполняется без дополнительного нажатия

Раздел «Отзывы и пожелания» нечасто включают в портфолио, но он очень важен для повышения самооценки у ученика.

Педагоги, родители, которые уделяют достаточно внимания стараниям ребенка, смогут положительно оценить их.

Если использовать не просто слова «молодец», «умница», а похвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учёбе будет только расти.

Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся.

Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые  добавит учитель.

Слайд 19. Раздел «Отзывы и пожелания»

дополнительно нажать 3 раза

Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:

  • публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
  • выставка портфолио (по желанию учащихся).

В конце учебного года я выделяю время на то, чтобы похвалить учащихся за их успехи, которые они достигли за учебный год, обращаю внимание только на положительные стороны портфолио. Никто из детей не остаётся без внимания и становится победителем в своей номинации: «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие» и др.

Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками происходит только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

Важно портфолио не использовать для сравнения детей между собой!

Слайд 20. Раздел «Оценка портфолио»

дополнительно нажать 2 раза

Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:

  • творчество;
  • факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
  • понимание и полнота отражения учебного материала.

Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности оценки и самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

Девиз успеха: «Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!»

Слайд 21. Раздел «Критерии оценки портфолио»

дополнительно нажать 5 раз

Работа по технологии портфолио позволяет учителю:

• оценить уровень самостоятельности детей;

• выявить проблемы в формировании у них самооценки;

• определить преобладающую мотивацию ребенка;

• оценить уровень владения умениями и навыками.

Работа по технологии портфолио позволяет ученику:

  • последовательно и целенаправленно развивать творческую личность;
  • не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Слайд 22. Результаты.

дополнительно нажать 6 раз

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои способности и таланты.

Слайд 23. Подведём итог.

Слайд наполняется без дополнительного нажатия

Таким образом портфолио становится "историей успеха", помогающей проследить индивидуальный рост учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.

Различные усвоенные знания, сформированные разнообразные умения и навыки в первые школьные годы востребованы на протяжении всей жизни.

Слайд 24. Портфолио = «история успеха»

Слайд наполняется без дополнительного нажатия

Спасибо за внимание!

Слайд 25.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мое портфолио

мое портфолио...

портфолио учителя

краткое содержание учебно-воспитательной работы учителя...

Портфолио Шишановой Анны, лауреата районного и городского конкурсов портфолио

Создание портфолио - это увлекательная кропотливая совместная работа детей и их родителей. Это лицо ребенка, дневник его достижений.Предлагаю вашему вниманию портфолио лауреата районного и городского ...

доклад и презентация по теме "Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога."

Педсовет на тему: "Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога"+презентация к докладу...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.

  Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...