Родительское собрание "Родительский авторитет"
методическая разработка (1 класс)

Чеботаева Ирина Владимировна

Цель. Вооружить родителей педагогическими знаниями, которые помогут им в правильном воспитании своих детей; формировать у родителей правильное понятие о родительском авторитете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_s_uchastiem_detey.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Родительский авторитет».

Цель. Вооружить родителей педагогическими знаниями, которые помогут им в правильном воспитании своих детей; формировать у родителей правильное понятие о родительском авторитете.

Задачи. Развивать у родителей внимание к своим детям; воспитывать у родителей чувства долга и ответственности перед обществом, страной и детьми.

Оборудование. Портрет А. С. Макаренко, произведения А. С. Макаренко.

Эпиграф:

Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. А. С. Макаренко 

Ход собрания

  1. Приветствие родителей.
  2. Постановка цели и задач родительского собрания 
  3. Вступительное слово об А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко- советский педагог (30-е годы), создал 2 образцовых воспитательных учреждения:

  • колонию им. Горького;
  • коммуну им. Дзержинского.

Макаренко перевоспитал свыше 3000 бывших беспризорников, многие из которых стали в дальнейшем замечательными людьми.

А. С. Макаренко - автор следующих произведений: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Марш 30-х годов». Его книги издавались на 24 языках народов мира.

Эпиграф (зачитать)

И вот сегодня мы с вами поговорим о родительском авторитете.

 

  1. Лекция о родительском авторитете с участием детей в сценках.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. А что это такое? Часто приходится слышать вопрос: «Что делать с ребенком, если он не слушается?» Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это особый талант. Эти родители ошибаются.

Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это есть ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели.

Есть много видов такого ложного авторитета. Рассмотрим некоторые из них.

Авторитет расстояния

Сценка: 

Ребенок. Мама, а я сегодня по математике получил большую «5». Смотри!

Мать. Ладно, ладно, потом. Делай уроки на завтра. Потом посмотрю.

Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены в следующем: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться.

Особенно любят этот вид авторитета в интеллигентных семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник.

Бывают и такие матери. У них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы. Нечего говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы.

Авторитет чванства

Сценка:

Учитель. Ребята, где работают ваши родители?

1-й ученик. Моя мама – врач. Она работает в больнице.

2-й ученик. А мой папа – начальник!

Учитель. А что за начальник? Где он работает?

2-й ученик. Я не знаю, но точно знаю, что он – большой начальник. Его каждый раз увозят и привозят на машине. Вот так!

Это особый вид ложного авторитета, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к другим людям. Бывает очень часто, что пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым тоном, на каждом шагу повторяя: «Мой папа – начальник, мой папа – писатель, знаменитость».

Авторитет педантизма

Сценка:

Ребенок. Мама, можно я на улицу пойду?

Мама. Иди, сынок.

Ребенок. А можно я пойду без шапки?

Мама. Нет, на улице еще холодно.

Ребенок. Но даже маленькие гуляют без шапки!

Мама. Нет, я сказала нет, значит нет! Будет по-моему!

В этом случае родители уверены в том, что дети должны каждое слово родителей выслушивать с трепетом, что их слово – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твердый. Папа наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, как показалось сначала, папа ни за что не отменит своего наказания: «Раз я сказал, так и должно быть!»

Авторитет любви

Сценка:

Ребенок. Мама, я сегодня по чтению больше всех прочитала, и мне учительница поставила большую «5»!

Мама. Молодец! Умница ты моя! Солнышко мое ясное! Зайчик ты мой ненаглядный! Как я тебя люблю! А ты любишь свою мамочку? Ну-ка, покажи. (Ребенок обнимает, целует).

Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены, чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве.

Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет подкупа

Сценка:

Мама. Доченька, сходи, пожалуйста, в магазин за хлебом.

Дочь. А…, не хочу!

Мама. Ну, пожалуйста! Я тебя очень прошу!

Дочь. Я занята!

Мама. Хочешь, я тебе за это куклу куплю?

Дочь. Ну ладно, так уж и быть. Схожу.

Это самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: «Будешь слушаться, куплю лошадку, будешь слушаться – пойдем в цирк…»

Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, похожее на премирование, но ни в коем случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение какой-то трудной работы.

Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета.

В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительно ценностью, а не только внешностью.

Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.

Но вы не только гражданин. Вы – еще и отец, и мать. Родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета.

Вы должны знать, чем живет, интересуется ваш ребенок, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок.

Вы должны знать с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей.

Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и их жизни. И если у вас будет такое знание и такое внимание, это не пройдёт незамеченным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это.

Авторитет знания приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи.

Часто эта помощь может быть сказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, и нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

Следующей важной линией родительского авторитета является линия ответственности. Ни в коем случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом.

Заканчивая нашу лекцию, кратко резюмирую сказанное. Авторитет необходим в семье.

Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.

  1. Итог родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. "Авторитет родителей в семье".

Конспект родительского собрания.Тема собрания:"Авторитет родителей в семье".Цель: убедить родителей в том, что влияние их авторитета на ребенка состоит в том, чтобы помочь ему развиваться, стать счаст...

Родительское собрание "Авторитет родителей"

Выступление на родительском собрании...

Родительское собрание "Авторитет родителей и его влияние" 3 класс

Документ содержит разработанное собрание с анкетами для учащихся и их родителей, тестом для родителей, памяткой и протоколом родительского собрания....

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание "Родительский авторитет и его влияние на развитие личности ребёнка"

Архив содержит конспект родительского собрания и презентацию, сопровождающую его....

Родительское собрание «Родительский авторитет в воспитании ребенка»

Родительское собрание «Родительский авторитет в воспитании ребенка» Законы общения с детьми, тесты, памятка для родителей....

Родительский всеобуч по теме: «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...


 

Комментарии

Коваленко (Полякова) Алла Ивановна

Большое спасибо. Нужный материал!