Родительское собрание "Как развивать самостоятельность у детей?"
методическая разработка

Дакаева Анастасия Руслановна

Родительское собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_1_chetvert.docx99.08 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий»

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.

Полезно детям рассказывать и о том, зачем вообще они выполняют домашние задания. Ведь есть дети, которые считают, что домашние задания задаются учителем из вредности. Необходимо объяснять, что урок слишком мал для того, чтобы материал запомнился и поэтому дома необходимо его закрепить, проработать, выполняя домашние задания.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей. Навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем. Основной площадкой для этого являются школьные дела, его учеба. Если этот процесс- процесс принятия ребенком на себя ответственности за собственную учебу не реализовался на протяжении 3-4 лет обучения, существует определенная угроза. Что в дальнейшем ребенок в первую очередь будет учиться «для родителей» или «для учителей» но никак не для самого себя. Поэтому так важно обратить свое внимание к этому вопросу сейчас.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.

Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).

Пути профилактики возможных трудностей

и преодоления уже имеющихся

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?

Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Юлией Борисовной Гиппенрейтер:
«Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений — сигнал о том, что ему необходимо помочь. 

Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе».  Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:  

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.  

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.  

Можно выделить три уровня ответственности:

  1. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять.
  2.  Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно. На этом уровне ребенок уже знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, дети могут что-то забыть, и им нужно будет напомнить.
  3. Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании.
    Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если 
    делать дело с ним, а не за него.

 В зависимости от того, насколько хорошо ребенок овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело, очень важно определить какая именно помощь ему требуется.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать самостоятельность у детей

Советы психолога, как развивать самостоятельность у детей....

Как развивать самостоятельность ребенка.

Как развить самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое самостоятельность, насколько самостоятельны наши дети и как можно развить...

как развивать самостоятельность у первоклассников

даются рекомендации родителям первоклассников о развитии самостоятельности у детей...

Выступление на родительском собрании «Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий»

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Однако случается так что ребенок даже  окончанию начальной школы так и не научился самостоятельно выполнять домашние задание. М...

Родительское собрание.“Как развивать самостоятельность у детей.

Если мы задумываемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить ме...

Родительское собрание «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий»

  Родительское собрание  «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий»    Выполнение школьниками домашних заданий — обязател...