Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")
статья

Воробьева Элла Юрьевна

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия для получения такого сенсорного опыта: зрительного, слухового, кинестетического, тактильного, используя в коррекционной работе методы и приемы, направленные на сенсорную стимуляцию.Такая стимуляция дает положительные результаты и улучшает  динамику развития ребенка.

         Сенсорная интеграция – это метод, направленный на активизацию сенсорных систем организма человека.    Это специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность и т.д.В работе с данной категорией детей, подходы, при которых двигательные навыки, эмоции или когнитивные процессы развиваются по отдельности, не всегда эффективны. Метод сенсорной интеграции – это способ интеграции всех составляющих в развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция как метод работы с детьми школьного возраста, имеющими, тяжелые множественные нарушения развития(ТМНР)

        

        Добрый день, уважаемые коллеги! В своем выступлении я хочу рассказать об использовании метода сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №31 города Москвы. Из общего числа обучающихся школы для порядка 10% детей реализуется АООП 6.4.        

Дети с ТМНР — это дети, имеющие нарушения 2-х или нескольких функций организма одновременно:

выраженные интеллектуальные нарушения;

двигательные нарушения;

нарушения зрения или слуха;

расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.        Для данной категории детей реализация особых образовательных потребностей в условиях школы заключается прежде всего в удовлетворении  жизненно важных  потребностей, таких как:

-Эмоциональная потребность - привязанность к близкому взрослому,  возможность использования альтернативной коммуникации.

-Когнитивная потребность - реализация возможности обучаться в доступной форме. В противном случае окружающая среда становится непонятной, способной сформировать когнитивную депривацию. Что к сожалению зачастую и происходит в школах, когда образовательная среда ограничивается партами.

-Двигательная потребность - свободное и безопасное перемещение.

-Социальная потребность - общение вне стен дома, социальная коммуникация. Хотим обратить внимание на нежелательность реализации очно-заочной формы обучения для данного ребенка в формате обучения на дому, при отсутствии противопоказаний.

- И наконец Сенсорная потребность - обеспечение разнообразного сенсорного опыта ребенка.

        Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия для получения такого сенсорного опыта: зрительного, слухового, кинестетического, тактильного, используя в коррекционной работе методы и приемы, направленные на сенсорную стимуляцию. Такая стимуляция дает положительные результаты и улучшает  динамику развития ребенка.

        Сенсорная интеграция – это метод, направленный на активизацию сенсорных систем организма человека.        Это специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность и т.д. В работе с данной категорией детей, подходы, при которых двигательные навыки, эмоции или когнитивные процессы развиваются по отдельности, не всегда эффективны. Метод сенсорной интеграции – это способ интеграции всех составляющих в развитии ребёнка.

        Цель метода сенсорной интеграции - это получение возможности обработки сенсорных стимулов, сенсорного опыта для дальнейшего психомоторного и сенсорного развития ребенка.

        Еще Лев Семенович Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. А по мнению классиков отечественной психологии и физиологии Николая Александровича Бернштейна, Бориса Герасимовича Ананьева и др.: Познание тесно связано с движением. Именно движения обуславливают познавательную активность.

        Как правило, дети и получают стимуляцию сенсорного типа от естественной окружающей среды. Однако дети, имеющие тяжелые нарушения, лишены способности самостоятельно воспринимать сенсорные стимулы и поэтому нуждаются как в отдельных занятиях по сенсорной интеграции, так и в использовании элементов сенсорно-интеграционной коррекции на занятиях со специалистами. Необходимо  отметить, что использование метода сенсорной интеграции каждым из специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, инструкторов адаптивной физкультуры) делает коррекционно-развивающую работу более эффективной. И это кропотливая и значимая работа как педагогов, так и родителей.

        Коррекционно-развивающие занятия проводятся с учётом индивидуальных и психофизических особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в основном – ДЦП). При организации занятий используется игровая форма, как  наиболее доступна для данной категории детей. это также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности.

        Хочу остановиться на некоторых приемах сенсорной стимуляции в работе с детьми, имеющими ТМНР,  используемых в нашей школе.

1. Эффективен и доступен в использовании прием глубокого давления. Под глубоким давлением подразумевается направленное сенсорное воздействие в форме мягких, но ощутимых объятий, надавливания, плотного поглаживания. Реакция на такое воздействие проявляется в ощущении спокойствия и расслабления, и это базовый феномен нервной системы (НС).  Глубокое давление приносит не только общее чувство комфорта и спокойствия, но и влияет на другие психические процессы. К ключевым эффектам глубокого давления относятся:

  • Снижение общего состояния тревоги и напряжения;
  • Улучшение социального взаимодействия;
  • Улучшение концентрации внимания;
  • Снижение гиперчувствительности к прикосновениям;
  • Снижение мышечного гипертонуса, что является очень актуальным в работе с детьми с ДЦП;
  • Снижение аутоагрессии.

        Для использования данного приема необходимо как сенсорное оборудование, так и просто руки специалиста  Это - сжимание ладоней, рук; теплое обхватывание; утяжеленные одеяла, подушки, жилеты. Решив попробовать любую из техник глубокого давления, внимательно прислушивайтесь к реакциям ребенка. Одни дети сразу с готовностью и интересом откликаются на такое воздействие, другим требуется некоторое время, чтобы привыкнуть и почувствовать эффект. Многие дети чувствительны к прикосновению, и для них данный прием будет неприменим.

2. Сенсорно-динамический зал. В сенсорно-динамическом пространстве с ребенком выполняем задания, развивая основные двигательные навыки и когнитивные функции. Вместе с ребёнком выполняем программу сенсорной интеграции, нагружаем зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат: ребенка можно перекатывать, кружить, раскачивать. В основном все приспособления-снаряды подвешены в воздухе. Именно это во много раз повышает эффективность занятий и процедур.

        В ходе занятий у ребенка развиваем осознанное взаимодействие с собственным телом, контроль движения; управление своим поведением и эмоциями.

3. Балансир (балансировочная доска) На данном тренажере проводим упражнения на мозжечковую стимуляцию.

        Мозжечковая стимуляция - это развитие равновесия, координации своих действий и эмоций, а также - контроль движений и сенсорного восприятия. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Упражнение можно проводить сидя или стоя (в зависимости от возможностей ребенка).

4. Сенсорный чулок  или (Body socks) Упражнения с сенсорным чулком стали неотъемлемой частью занятий по сенсорной интеграции.  Чулок развивает мышцы. Действует на вестибулярную и тактильную системы, делая тело реагирующим на внешние и внутренние раздражители. Оказывает глубокое давление на руки и ноги и заставляет ему сопротивляться — стимулирует проприоцептивную систему, иными словами, улучшает ощущение положения тела в пространстве,  а также целостное ощущение своего тела.

5. Сенсорный тренажер Яйцо  - это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в тепле, комфорте и безопасности. Также мощный инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребенку осознать себя по отношению к миру, прочувствовать границы своего тела, научиться им владеть, снять напряжение и стресс. Стимуляция вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы, получаемая в Яйце, дает нервной системе необходимую “пищу” для строительства базовых ощущений  и представлений.

        Очень кратко хотела бы остановиться на использовании инновационных аппаратных методик в работе специалистов нашей школы, которые также эффективно стимулируют психомоторику и сенсорику особого ребенка.

6. Бак -  это аппаратно-компьютерный комплекс биоакустической коррекции, разработанный отечественными нейрофизиологами, успешно применяется в лечебной и коррекционной педагогике, в том числе и в нашей школе.

        В основе метода лежит преобразование электрических сигналов  в звуки, что позволяет человеку  воспринимать  активность головного мозга в реальном времени. В ходе занятия ребенок, надев наушники, прослушивает музыкальный фрагмент, преобразованный аппаратным комплексом «Синхро-С» из электрических сигналов  головного мозга.

7. Аппаратная методика, разработанная французским отоларингологом Альфредом Томатисом - это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации посредствам прослушивания музыкальных произведений: произведения Моцарта, вальсы и григорианский хорал),  записанный голос матери, голос педагога и голос самого ребенка

        В ходе занятий с использованием БАК и ТОМАТИС происходит развитие моторно-двигательных функций, коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств.

        Таким образом, используя метод сенсорной интеграции в условиях образовательного учреждения, мы постоянно поддерживаем возможности ребенка не только перерабатывать информацию из внешнего мира, но и по мере возможностей активно взаимодействовать с ним. В игровой среде прорабатываем важнейшие функции психики ребенка, а также учим его контролировать свои эмоции и создаем условия для социальной коммуникации и адаптации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития...

Использование инновационных технологий в коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (презентация к выступлению на конференции)

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...