Речевая готовность к школьному обучению
консультация (1 класс)

Кулагина Оксана Николаевна

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребёнка к школьному обучению.

Дорогие родители!

    Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть  уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.

    Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем  речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

   Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

   Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков.
  • Умение различать звуки речи на слух.
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза.
  • Словарный запас.
  • Сформированность грамматического строя речи.
  •  Связную речь.
  • Речевую коммуникацию.
  • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

1.   Звукопроизношение и    фонематический слух.  

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

2. Сформированность фонематических процессов
Это подразумевает достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы:

 - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка),  твердости – мягкости (банка – белка),  свистящие – шипящие (сок – шок),  слова, отли-чающиеся одним звуком;

-  навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

3. Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

4. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Словарь ребенка около 2000 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).

5. Иметь грамматически правильно оформленную речь. 
- Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообра-зования ( стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).


- Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в един-ственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья; много каранда-шей, пней лис); 
-  Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи отно-сительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
- Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева)

5. Связная речь.
К 7 годам ребёнок должен уметь:

- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;

- составлять рассказ по картинке;

- составлять рассказ по серии картин;

- отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

-  на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация:

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета.

6. Мелкая моторика.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова.

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.)

7. Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка  в целом.

  • Уважаемые родители!

   Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить».

  Необходимо обратиться к логопеду.

А теперь – рекомендации и советы для родителей:

1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 - 10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)


3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.

4. В магазине можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи, продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.

5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.

6. Обязательно читайте вслух!

7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.

   И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. 
  Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Презентация к родительскому собранию в 1 классе "Речевая готовность к школьному обучению"

В презентации учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи. Приведены примеры специфических ошибок письма. Даны рекомен...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Оценка речевой готовности к школьному обучению

Экспресс  - тест оценки речевой готовности ребёнка к школе...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше...