Почему ребенок не хочет делать уроки?
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенок не хочет делать уроки?

Школа – это не только один из важнейших этапов в жизни каждого человека, но и одна из проверок для родителей. Детишки льют слезы не в силах справиться с объемом домашних заданий, а родители портят нервы, пытаясь вложить хоть что-то в головы своих ребятишек. Но особым моментом являются домашние задания, которые способны буквально свести с ума и детей и родителей.

Почему же ребенок наотрез отказывается делать уроки? Почему так трудно заставить свое чадо сесть, наконец, за учебник и выучить нужный параграф? Психологи говорят о том, что причин этого может быть несколько.

Причина 1. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.
Многие дети просто панически боятся неудач. У большинства детей этот страх провоцирует хаотичное, необъяснимое поведение: ребенок вертится из стороны в сторону, не может сосредоточиться на чем-то одном и спокойно ответить на вопрос. Но есть и та часть малышей, у которых реакция организма на страх проявляется иначе: эти детишки, наоборот, "затормаживаются".
При этом малыш выглядит отрешенным, почти безмятежным. Он может спокойно сидеть и смотреть в книгу, но никак не реагировать на ваши реплики. Если вы будете кричать в такой ситуации на ребенка, ругать его, то можете еще сильнее напугать его, тем самым ухудшив ситуацию. Запаситесь терпением и выдержкой, помогайте своему чаду решать задачки и писать грамматические упражнения. Как только ребенок поймет, что боятся ему нечего, что вы всегда рядом и готовы оказать ему помощь, то он расслабится и работать с ним будет гораздо легче.

Причина 2. Некоторые ребята не хотят делать домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.

Например, ребенок отказывается решать задачки по математике, так как ему не дается логическое мышление. Ругать ребенка бесполезно. Решить данную проблему можно только одним способом: помочь справиться с имеющимися трудностями. Начните заниматься со своим чадом, решайте трудные задачки вместе, постарайтесь донести до него модель их решения, их смысл. Если не можете справиться с имеющимися трудностями у ребенка самостоятельно, то наймите ему репетитора. Пусть специалист поработает с ребенком. Как только порог под названием «трудно» будет преодолен, желание отлынивать от работы пройдет само собой.

Причина 3. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения домашних заданий.

Ни для кого не секрет, что дети могут идти на открытое столкновение с волей взрослых, нарушать запреты и демонстрировать непослушание только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей. Иногда ребенок решает добиться внимания к своей персоне отказом от выполнения домашних заданий. Как решить эту проблему? Вывод, кажется, очевиден: нужно окружить ребенка заботой, вниманием и любовью, даже в том случае, если вам кажется, что чадо и без того получает всего этого с лихвой. Помните о том, что родители – это самые главные для ребенка люди, важнее которых у него никого нет. Ваш малыш нуждается в вашем внимании так же сильно, как вы когда-то нуждались во внимании со стороны вашей мамы. В отдельную группу следует выделять детишек, учащихся в младших классах. Они также часто отказываются от выполнения домашних заданий, но для того, чтобы решить эту проблему, к ним нужен особый подход. Одним из способов заставить ребенка регулярно делать уроки является…разрешение их не делать. По мнению детских психологов, ученику младших классов гораздо труднее, чем старшеклассникам признаться всем в том, что урок не выучен. Вот и не мешайте ребенку прочувствовать все негативные последствия невыполненного домашнего задания, что называется «на собственной шкуре». Пусть ребенок не выполняет домашних заданий и отправляется в школу. Получив одну-две «двойки», малыш поймет, как это неприятно и, скорее всего, захочет «реабилитироваться». Этот способ является более эффективным, чем всем известные и широко применяемые родителями уговоры и скандалы. Еще один способ – лишение важных для ребенка благ. Психологи считают, что родители должны придерживаться строго принципа: учеба – это дело ребенка, и только он вправе решать, выполнять домашние задания или нет. При этом, родители имеют право требовать от своего чада положительных отметок. Если ребенок получает «двойку» не потому, что ему с трудом дается предмет, а из-за неподготовленности к уроку, то вы можете позволить себе лишить его каких-либо важных для него благ. Например, можете не давать карманных денег какой-то промежуток времени, запретить компьютерные игры или просмотр телевизора. Тогда ребенок сознательно сделает выбор между приятным бездельем и не таким приятным, зато поощряемым трудом. А прямого принуждения вам удастся избежать.

Если ребенок не хочет делать уроки

1) Помогите ребенку правильно организовать время для занятий. Многие дети, особенно ученики начальных классов, не знакомы с таким понятием как «тайм-менеджмент» и им бывает трудно правильно распределить свое время. Родители могут предложить ребенку вместе составить распорядок дня. Важно предусмотреть в нем не только время для занятий, но и для отдыха – прогулок и игр. Некоторым детям удобнее садиться за уроки сразу же после возвращения из школы, когда они еще не вышли из учебного ритма. Другим, напротив, требуется сначала отдохнуть, чтобы приступить к домашним занятиям «на свежую голову» и с новыми силами.

  • Некоторым детям необходимо пообедать, отдохнуть или погулять, ведь после школы ребенок приходит уставшим, не меньше, чем взрослые с работы. Эта усталость все равно не даст ребенку сосредоточиться и сохранить внимание. Тем более, что большая часть домашних заданий - это письменные работы. А при утомлении даже простые палочки выходят каракулями.
  • Некоторые родители заставляют делать уроки вечером, когда возвращаются с работы. Но к вечеру усталость накапливается еще больше, и все повторяется – непонимание заданий, отсутствие интереса к предмету. Неудачи повторяются, родители недовольны. Результатом может быть только то, что ребенок не будет хотеть делать уроки. Поэтому идеальное время для приготовления заданных уроков с трех часов дня до пяти часов вечера.

2) Помогите ребенку правильно расставить приоритеты. Некоторым детям трудно решить, в какой последовательности лучше делать домашнюю работу и каким предметам стоит уделить больше внимания. Порекомендуйте ребенку начинать с самых сложных упражнений. Полезно повесить на видном месте расписание уроков, чтобы школьник лучше мог ориентироваться в сроках выполнения заданий.

3) Знайте меру. Многие родители считают, что чем больше времени школьник сидит над учебниками – тем лучше. Это не так: время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий должно соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка. Занятия дни и ночи напролет могут привести к переутомлению, а то и к нервному истощению. Специалисты советуют посвящать занятиям:

  •  В первом классе – до 1 часа;
  •  Во втором классе – до 1,5 часа;
  •  В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
  •  В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
  •  В седьмом классе – до 3 часов;
  •  В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов (источник – сайт школы www.school120.edusite.ru).

Некоторым детям трудно терпеливо высидеть даже час за уроками – им требуются короткие перерывы.

Доказано, что время, за которое дети могут удерживать внимание, для каждого возраста различно. Так например, первоклассник непрерывно может работать, не отвлекаясь, примерно 10-15 минут. А вот дети постарше могут не отрываться уже побольше (20 минут), ученики последних классов безотрывно работают 30-40 минут. Плохое самочувствие или расстройство ребенка указанное время уменьшает. В связи со сказанным, не нужно одергивать ребенка, если он вертится. Наоборот, если он изменит позу, встанет и походит, сделает несколько упражнений для глаз, это поможет ему снять напряжение и продолжить с большей эффективностью выполнение заданий. После усидчивой работы надо обязательно сделать перерыв. Так как если работать до конца, пока все не сделаешь, то такой подход дает маленький эффект и увеличивает напряжение.

4) Предоставьте ребенку возможность самостоятельно выполнить домашнее задание. Некоторые родители совершают ошибку, буквально стоя над душой у ребенка и контролируя, чтобы он ни на минуту не отвлекался от уроков. Другие, теряя терпение, сами готовы решать за школьника задачки, заданные на дом. И то и другое может породить в ребенке ощущение того, что ему не доверяют, неуверенность в себе, неумение проявлять самостоятельность. Когда ребенок делает уроки, не нужно стоять у него за спиной и следить за каждым его действием. Намного будет правильнее вместе разобраться с заданиями, а потом уйти, чтобы заняться своими делами. Но у ребенка должна быть уверенность, что родители обязательно подойдут и помогут, если ему будет что-то неясно. Объяснять надо спокойно, без раздражения, пусть даже придется это сделать несколько раз. Тогда ваш ребенок не будет испытывать страха просить родителей о помощи. Если же вы все-таки решили помогать ребенку, то ваша роль должна заключаться в объяснение материала увлекательно, доступно и интересно. Вы должны делать вместе с ним, а не за него, оставляя задания и для самостоятельного выполнения. Иначе отсутствие привычки к самостоятельной работе может сыграть отрицательную роль в его жизни.

5) Проверяйте домашние задания. Родителям учеников начальных классов особенно важно ежедневно выделять время для проверки домашних заданий. Будьте готовы к тому, что ребенку периодически будет требоваться Ваша помощь. Если он что-то не понял на уроке – важно восполнить этот пробел в тот же день – наверстать упущенное через неделю, обнаружив плохие оценки в дневнике, будет гораздо сложнее.

6) Не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненные задания. Многие родители обращают внимание только на допущенные ошибки, при этом не замечая успехов ребенка по другим предметам. Простые слова «Молодец, ты отлично справился с заданием!» укрепят уверенность школьника в своих силах и станут стимулом для дальнейших достижений. Продумайте систему поощрений для ребенка. Например, если он хорошо закончил четверть – подарите ему долгожданную компьютерную приставку или сводите его в парк аттракционов.

7) Мотивируйте ребенка. Постарайтесь в доступной форме объяснить ему важность выполнения домашних заданий и хорошей учебы в школе. Объясните, что делать уроки – это его работа, и что Ваш работодатель, точно так же, как школьный учитель, требует от Вас исполнения определенных обязанностей. Неплохо, если ребенок стремится быть похожим на авторитетного человека – например, стать хорошим специалистом или успешным человеком, как папа. Покажите ребенку наглядный пример. Пусть он время от времени видит своих родителей за умственным трудом – например, за работой или за чтением книг.

8) Уважительно относитесь к внеклассным занятиям ребенка. Даже если Вам срочно потребовалась помощь по хозяйству – постарайтесь не отвлекать ребенка, пока он занят уроками. Соблюдайте тишину – не включайте музыку или телевизор, когда ребенок пытается сосредоточиться на домашнем задании.

9) Если ребенок не хочет делать уроки – постарайтесь выяснить причину этого. Школьник может с удовольствием выполнять задания по одному предмету и при этом крайне неохотно браться за другой. Может быть, ему не нравится учитель по географии, потому что он слишком строго относится к ученикам или скучно преподает свой предмет. Постарайтесь пробудить интерес ребенка к нелюбимому делу – купите ему глобус, покажите фильмы из серии National Geographic, расскажите о разных странах.

10) Помогите ребенку обустроить рабочее место. Причина нежелания школьника садиться за уроки может крыться в неудобном расположении письменного стола или полном беспорядке в рабочей зоне. Помогите ребенку обустроить место для занятий так, чтобы ему было удобно – убрать все лишнее, разложить учебники и тетради, проверить, есть ли все необходимые канцелярские принадлежности.

Создайте в комнате школьника позитивную атмосферу. Украсьте место для занятий красивыми рисунками и поделками ребенка, похвальными грамотами и прочими доказательствами его успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок не хочет учиться?

Иногда родители сталкиваются с такой проблемой,как нежелание ребенка идти в школу.В статье раскрываются причины такого поведения ребенка и даются рекомендации,как поступать в таких ситуациях....

Родительский лекторий:"Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет"

Родительский лекторий : "Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?"...

Почему ребенок не хочет делать уроки и как ему помочь? (рекомендации для родителей)

Статья содержит рекомендации для родителей тех  детей, которые не испытывают интереса к учению. (источник: интернет-ресурс)...

Почему ребенок не хочет учиться?

Беседа с родителями  о развитии мотивации к учебе....

Почему ребёнок не хочет делать уроки

Как помочь своим детям научиться с удовольствием выполнять домашние задания?...

Материалы для родителей. Беседа "Почему ребёнок не хочет делать уроки!.

Беседа для родителей .Почему ребёнок не хочет делать уроки....

Памятка для родителей. Почему ребенок не хочет делать уроки.

Что делать, если ребенок отказывается делать уроки? В материале предложены советы родителям....