Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.
материал по теме

В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала на этих курсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_opk.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

     К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

     Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

     Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Итак, духовность, согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и caмopeгуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и cмыcлом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное

1

стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:

...Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны...

Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

     К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

     Важным элементом духовного мира человека является  мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие,

2

 обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

     Наш народ, некогда благочестивый и верный Господу, народ-богоносец, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике поработили многих. Подвергается разрушению семья — основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственные ценности. Надо помнить, что личность, семья, духовность, нравственность — это не пустые слова, это основа, духовный фундамент всякой цивилизации и всякого общества. История государств и далекой древности, и современности подтверждает эту мысль. Многие культуры прошлого пришли к своему упадку именно в результате вырождения духовной основы личности. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, часто и не сознаваемая до конца. Это стремление к высшей правде, к высшему смыслу жизни. Когда народ теряет эту идею, он превращается в «этнографический материал».

     Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно? В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

3

 

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — христианской, православной.

     Школа, и мы – учителя  обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал. А как мы это можем сделать в школе? В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература  является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение.  Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно  русская литература дает возможность сохранить в  сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество

     Подлинное  образование во все исторические эпохи нацеливается на воспитание личности в христианском ее понимании, для которого важно наличие в ней духовной основы, сопряженной с Богом. Божественный дар, данный человеку, неповторимый для каждого из нас, – это ОБРАЗ БОЖИЙ! И лишь в этом  понимании центральности образа Божия в человеке можно связать основные истины о человеке и построить целостную систему воспитания и образования в школе, в том числе и систему классных часов.

4

Отправной точкой урока, в том числе, и классного часа всегда был ВОПРОС. Поставим же перед собой и учеником  вопросы: «Для чего человек живет?»,  

«Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви. В этой точке, в этих вопросах  пересекаются  задачи Школы и Церкви.

     Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает  идеального человека. Это – Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества.

     Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, в центре этого понятия должен стоять Христос, Бог, через уподобление которому, через уподобление его Святым, хотя бы и отчасти, только и может совершенствоваться человек. Недаром чтение житий Святых было самой любимой и неотъемлемой традицией на Руси для каждого русского человека, научавшей  его различать истинность и ложность, праведность и грех, осознавать смысл своего  земного существования.

     В условиях современного плюрализма понимания нравственности насущно необходимо подчеркнуть важность и неотложность восстановления традиционного для России идеала нравственности, а именно восстановления в системе непрерывного образования  традиции российского воспитания с четкими критериями личной и общественной нравственности, представленными во всей полноте в православной духовной культуре. Истинность нравственных поступков должна поверяться по отношению только к Абсолюту, а не к разнообразным, пусть даже самым гуманным, общественным идеалам. Тогда:

– ответственность человека - это ответственность перед Богом;

– терпимость к окружающим - это не толерантность в понимании всетерпимости любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;

– отношение к Отечеству - это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;

– цель жизни - это не утоление бесконечных желаний и получения удовольствий, а преодоление повседневных трудностей  при сохранении верности идеалу;

– свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;

– красота - это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;

5

– счастье - это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому;

– смерть - это не конец человеческого существования, а начало вечной жизни, поэтому отношение к ней определяет весь строй и образ жизни человека на земле и т.д.

     Обобщая все сказанное, делаем вывод: в основе формирования духовно- нравственной личности лежит идеал не просто гуманного человека, а Христоцентричный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

– любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;

– патриотизма и гражданского долга;

– человеческого достоинства и профессионализма;

– семейных традиций и социальных отношений и пр.

     Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей  и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной, и тут  мотивация всех методов, направленных на развитие учеников, обязательно лежит в области религиозных устремлений человека.

     Задача каждого преподавателя и воспитателя - дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного,  разумного понимания нравственной жизни.

     В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

     Если мы хотим достичь поставленной цели,  то мы с вами сами должны обладать этим нравственным идеалом, и дать нашим ученикам возможность встретиться с людьми, имеющими такие же устремления. Достоинство человека с этой точки зрения головокружительно высоко, ибо человек подобен Богу и обязан быть праведен и свят.

     Вполне понятно, что мы в школе имеем общие  задачи воспитания  подростков, которые решаются и Православной Церковью. Стояние за Правду, самоотверженное  бескорыстное служение своему  народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому

6

так много святых князей воинов – от Александра Невского и Дмитрия Донского  до Федора Ушакова, воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и

яркий пример служения нравственному идеалу. Через знакомство с историей жизни (житием) известных воинов – героев, через встречи с ветеранами войн  необходимо дать возможность подросткам впитывать живительную силу личного примера стойкости духа и служения своему народу и Отечеству.

     Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно - нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа. Крупицу знаний дадут 34 часа курса «Основы православной культуры», преподавание которого «направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества – в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.         Далее речь пойдет об учителе, потому что именно учитель ежедневно заходит в класс и работает с детьми, открывает с ними школьные учебники и анализирует, учит, выразительно читает, влияя на формирование личности каждого своего ученика. Задачей учителя является вовсе не передача своим подопечным некоей суммы конкретных знаний в области богословия. Для этого, помимо формального разрешения, необходимо еще и специальное образование. Куда важнее зародить интерес к своей исторической культуре без купюр, без привнесенных искажений. А интерес, как известно, рождает тягу к знаниям. Но прежде всего такой интерес должен возникнуть у самого педагога. «Невольник не богомольник», - гласит народная мудрость. Никакой инструкцией не заставишь человека любить Православную культуру, видеть в православной вере истоки духовности и нравственности русского человека.

      Эмоциональный мир педагога – это распространяющаяся энергия, она не может не захватить, не увлечь, оставить равнодушным слушателя. Эмоциональный мир является внешним проявлением внутреннего содержания человека, т.е. его духовной стороны. В воспитании позиция и навыки взрослого в отношении ко всему, что окружает ребенка, очень важна. А ведь учитель один из носителей духовных ценностей, с которым сталкивается ребенок в своей жизни.

7

Фактически учитель занимает второе место, первыми, конечно, стоят родители. Духовное развитие учителя охватывает все сферы жизни, в том числе и

деятельность. У учителя это прежде всего деятельность, направленная на овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками, развитие их личностных качеств. «Средняя школа должна воспитывать человека быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Будущее нашей страны сидит сейчас за школьными партами. Во многом будущее России находится в руках современных учителей. Каким оно будет?

     В заключение следует сказать, что духовный мир личности - это сложная система, элементы которой:

  1. духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
  3. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
  4. убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
  5. ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
  6. способности к тем или иным формам социальной деятельности;
  7. чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
  8. цели, которые он сознательно ставит перед собой.

 

8

Библиографический список

  1. Н.Н. Голикова. Духовный мир ученика и учителя.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009.
  3. А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Народное образование. - М. - 2010. - № 1
  4. А.М. Кондаков, Л.П. Кезина «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Серия «Стандарты второго поколения»  – М.: «Просвещение», 2011.
  5. Лихачев Д.С. «Русская культура»: Сборник статей / Д.С.Лихачев. - М.: «Искусство», 2000.
  6. Сурова Л.В. «Православная школа сегодня». Книга для учащихся и учащих  Л.В.Сурова.- Изд. Владимирской епархии, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"

Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...

Внеклассное мероприятие по духовно- нравственному воспитанию учащихся "Жизнь дана на добрые дела".

Основная цель мероприятия- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро- духовная радость.В ходе мероприят...

Классный час "Культура человека - основа духовной жизни человека"

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...

Презентация на тему: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. "

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"...