Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»
план-конспект по теме

Слепцова Ольга Сергеевна

В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века"  в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_RMO.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей начальных классов

Тема: Реализация программы

по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»

(учитель начальных классов Слепцова О.С.  МОУ СОШ №2 г. Павловский Посад)

Проект «Начальная школа 21 века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих заявленные концептуальные подходы под руководством Н.Ф. Виноградовой.

Авторами была выбрана теория обучения, которая в полной мере обеспечивала реализацию личностно ориентированного обучения. Такой теорией стала теория деятельности и, в частности, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Е. Журова, A.M. Пышкало и их ученики).

Сейчас уже все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.

Авторский коллектив проекта поставил перед собой следующие приоритетные цели:

  1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование
    общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными
    возможностями и особенностями каждого.
  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными
    компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу,
    определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку
    и самооценку.
  3. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень
    познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника - появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.

Чтобы получить уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, авторы проекта предлагают специальную методику изучения учебных предметов. При этом очень важным условием является учёт возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Авторами  комплекта «Начальная школа XXI века»  была предложена программа «Учебная деятельность», в которой выделены основные учебные умения: планировать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты; работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

Все языковые отношения усваиваются первоклассниками при обучении

грамоте с помощью самостоятельного построения моделей – сначала модели предложения, затем модели звукового состава слова и т. д. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей даёт возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать выполненное действие.

Дифференциация  обучения рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.

Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века» обеспечивает два типа дифференциации обучения.

1.      Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребёнок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

2.     В УМК входят специальные рабочие тетради по всем предметам, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся.              Дифференциация заключается и в предъявлении к учащимся разного уровня требований. В программе предлагаются два варианта требований. Первый соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания начального образования» («Ученик должен»). Для уч-ся обладающих более высоким потенциалом способностей, программой предусмотрен повышенный уровень требований(«Ученик может»).

Авторы УМК исходили из положения о том, что в основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика — существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию, а сам в равной с ним мере отвечает за свои успехи, промахи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения — принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок.

Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое мышление и воображение. В соответствии со спецификой конкретного учебного предмета логические и творческие задачи имеют различное содержание.

         Таким образом, в УМК «Начальная школа 21 века» реализованы следующие идеи:

-          Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

-     Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

-  Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Велика роль «Русского языка» как одного из предметов базисного учебного плана в развитии обобщенного результата личностных характеристик выпускника начальной школы:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Возможность достичь этого напрямую связана как с содержанием обучения, со способом организации этого содержания в учебнике, так и с организацией деятельности школьников на уроке. Если на уроках русского языка скучно, вряд ли ученики будут активными и заинтересованно познающими мир, если обучение ведется на репродуктивном уровне, трудно ожидать формирования учебной деятельности. Если на уроке говорит только учитель, а из форм работы используется только фронтальная, не стоит надеяться, что удастся воспитать умение вести диалог, обосновывать свою позицию.

  1.         Учебник русского языка (автор Иванов С.В.) ориентирован на достижение основных целей обучения русскому языку:

  • ознакомление учащихся с основными положениями языкознания;
  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма;
  • обогащение устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач);
  • развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

2.          В соответствии с первыми тремя целями учебный материал структурирован но трем блокам: «Как устроен наш язык», Правописание», «Развитие речи». На уроках определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель «развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству» реализуется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.

3.        В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, происходит «погружение» в одну проблему — лингвистическую, орфографическую (синтаксическую) или речевую (развитие речи). Осознание сути языковых явлений и категорий происходит не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне – при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные и программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Авторами комплекта были изменены подходы к дифференциации обучения, они отказались от методики, при которой лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала (сильные дети получают заданий больше, а слабые - меньше). Такое решение проблемы не снимает саму проблему: способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть трудностей, возникающих при решении учебной задачи.

Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Исследования коллектива авторов, выполненные под руководством Л.Е. Журовой, показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует возрастанию (уже в 1 классе) количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Естественно, такого рода дифференциация требовала от авторов технологической «прописки», разработки специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Эта проблема решается в средствах обучения комплекта двумя путями. Все задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Другой путь дифференциации, который отработан авторами обсуждаемого комплекта, – создание специальных коррекционно-развивающих тетрадей для каждого класса начальной школы по основным предметам (русскому языку, математике, окружающему миру).

Подчеркнем особенность (точнее, уникальность!) этих средств обучения: особенность методики дифференцированной работы на их основе

состоит в том, что она прежде всего устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, недостаточность развития которых и мешает усвоить учебный материал (например, недостаточный уровень внимания, логического мышления, пространственного восприятия, фонетического слуха и др.).

Возможности индивидуального подхода заложены в программе и в учебниках, где предложен материал для расширения эрудиции, для осуществления коррекционной работы, многие упражнения помечены значком «по выбору», «трудный материал».

 Большое значение имеет и организация урока. В этом плане материал учебника дает возможность   принять   во   внимание   индивидуальные   психологические особенности учеников, предложить школьнику задание в той форме выполнения (индивидуальной, парной, групповой), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.

4.        Теоретический материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает его заучивания учениками, за исключением правил орфографии и пунктуации. Необходимо разъяснять ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик.

5.         Содержание учебного материала дается поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность — это логика организации урока и учебной деятельности детей.

6.         «Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности класса и темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности детей учитель может самостоятельно отобрать необходимый и достаточный материал.

Авторский  коллектив  учебников   русского  языка  в  комплекте «Начальная школа XXI века» считает, что наиболее эффективным путем является проблемное обучение, значительно повышающее мотивацию и интерес к изучению предмета, а также способствующее формированию основ учебной деятельности. Как построение учебника, использование в нем особого способа введения нового материала, так и сама организация уроков позволяют практически на каждом уроке организовать проблемную ситуацию, в процессе работы с которой учащиеся осознают недостаточность своих знаний и приходят к открытию нового знания.

В учебнике для этого дается рубрика «Давай подумаем», где в форме вопроса содержится проблема, а также языковой материал, анализируя который, класс приходит к формулировке нового правила. Довольно часто в этой рубрике предлагается и последовательность анализа языкового материала, представленная в форме цепочки вопросов. В учебниках почти невозможно найти уроки введения нового материала, начинающиеся с готовой формулировки правила - такой подход задает репродуктивный способ работы с учебным материалом. В наших учебниках правило следует после рубрики «Давай подумаем» и вводится как способ контроля за правильностью сделанных учащимися в ходе работы с языковым материалом выводов. Из урока в урок учащиеся ставятся в позицию исследователей языка, сами (конечно, с помощью опытного педагога, но это именно помощь, а не трансляция готовых знаний) выводят языковые законы, наблюдают за тем, как функционирует та или иная языковая единица.

Не менее важна и рубрика «Работа в парах». В учебниках предусмотрены специальные задания для организации парной работы. Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга, например, поменявшись тетрадями.

Материал учебников предоставляет возможность и для проведения групповой работы, организация которой, безусловно, требует от учителя высокого уровня профессионализма в управлении совместной деятельностью группы, в определении меры участия каждого в работе группы, но при этом результат регулярно проводимой групповой работы трудно переоценить. Как еще научить слушать и слышать собеседника, принимать во внимание его мнение и высказывать свое собственное, как ни в ходе коллективного обсуждения в классе проблемной ситуации, высказывании предположений, организованной парной и групповой работы, когда нужно обсудить участие каждого, принимать совместное решение, выходить к доске и представлять результат совместной работы.

При  таком построении обучения появляется интерес к изучению русского языка, стремление узнать как можно больше о его законах и истории, меняются сами школьники - они становятся активнее, не боятся высказывать свое мнение, но при этом мнение обоснованное, содержательное, имеющее систему доказательств.

Такая важная цель курса, как развитие устной и письменной речи младших школьников, всегда осознавалась педагогами как приоритетная. В программе зафиксировано: «Работа по развитию речи учащихся должна строиться с учетом того, что речь - это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи - это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации». В учебниках предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, предложены упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

В отличие от существующих ныне программ по русскому языку, в этой программе последовательно реализуется цель развития речи учащихся. Место развития речи четко определено – один или два урока в неделю, в программе указаны темы и виды учебной работы, при реализации которых будет решена проблема развития письменной речи учащихся, программой заложен фундамент для продолжения работы по развитию речи в средней и старшей школе.

        Отличие данного курса от традиционного в том, что логика курса и логика подачи материала следуют логике предмета, то есть самого языка. В  учебнике каждая тема вытекает из предшествующей и связана с ней научной логикой, например: «Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс. Приставка. Основа слова (это материал блока «Как устроен наш язык»). Параллельно с ним в блоке «Правописание» изучается правописание безударных гласных в корне, суффиксов -онок, -енок, -ок, -ец, -иц, -ость, то есть материал блока «Правописание» связан с материалом блока «Как устроен наш язык», но, повторимся, они не пересекаются в рамках одного урока.

Например,  учебник «Русский язык. 2 класс. Ч. 1» (авторы: СВ. Иванов, А.О. Евдокимова и др.) на с. 63. На этой странице расположен урок 27, который называется «Корень слова» блока «Как устроен наш язык», то есть на этом уроке Вы будете учить детей находить, выделять и характеризовать главную значимую часть слова. Например, в упражнении 1 Вы предложите детям определить, что объединяет слова, которые называют предметы, изображенные на рисунках (дом — домик — домище); в упражнении 2 ученики уже в написанных словах будут искать общую часть, а затем учитель  подводит их к формулировке правила, в котором говорился о том, что такое корень. Последующие упражнения этого урока помогут учащимся отработать понятия «корень», «однокоренные слова», научат разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Следующий урок — урок 28 блока «Правописание». Урок называется «Учимся писать безударные гласные в корне слова». На этом уроке Вы уже будете заниматься формированием навыка правописания безударной гласной в корне слова. Материал урока связан с предыдущим общей языковой единицей — корнем, но Вы подходите к корню уже с иной точки зрения   Вы формулируете правила правописания, то есть на этом уроке Вы уже не анализируете лингвистическую единицу, не характеризуете ее, не определяете ее роль в слове, а ставите перед учениками орфографическую задачу: передать единообразие гласной в корне слова. Следующие три урока — и это тоже уроки блока «Правописание»: Вы продолжаете учить ребят правильно писать безударную гласную в корне слова.

Урок 32 — это урок блока «Как устроен наш язык», Вы продолжаете изучать корень уже не с точки зрения правописания, а как языковую единицу, как морфему, и упражнения этого урока чуть более сложные, чем в первом уроке, когда вводилось понятие корня, направлены на разграничение родственных слов и синонимов (упр.4), поиск родственных слов (упр.5), выделение корня в словах и т.д. Иными словами, Вы предлагаете ученикам на каждом уроке решить какую-то одну учебную задачу: либо это выделение и характеристика языковой единицы, либо правописание. Но на одном уроке эти задачи не встречаются. Однако задачи объединены общей темой.

В комплекте предусмотрено использование разных подходов к контролю и оценке: разноуровневые   контрольные   работы,   педагогическая   диагностика   на материале русского языка, комплексные итоговые контрольные работы в конце каждого класса, включающие две группы заданий:

•    задания, требующие для своего выполнения определенной суммы знаний и применения отработанных способов действия;

•   задания, при выполнении которых способ действия не очевиден, ученик вынужден конструировать новый способ действия на основе знакомых ему способов.

Все предлагаемые работы направлены на получение информации о достижениях и трудностях каждого ученика, которая необходима для проведения дифференцированной работы на уроках русского языка.

Литература:

Н.Ф. Виноградова «Научить учиться с «Начальной школой 21 века»

М.И. Кузнецова « Русский язык: путь к освоению окружающего мира»

С. В. Иванов «Соответствие содержанию – это только надводная часть айсберга»

Сборник программ к комплекту «Начальная школа 21 века», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Проект "Внедрение и реализация мероприятий ВФСК ГТО в начальных классах Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 имени героя России Артура Ришатовича Курбангалеева""

Внедряя комплекс ГТО в образовательные организации, многие учителя физической культуры столкнулись с рядом проблем, в том числе с отсутствием заинтересованности у обучающихся к выполнению норм ГТО. И ...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....

Выступление на МО начальных классов «Развитие познавательных способностей у обучающихся начальных классов»

Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся.  Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а н...