Рабочая программа. Методические рекомендации.
материал по теме

Краткие методические рекомендации  для написания рабочей программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования

закрепляет за образовательным учреждением право на разработку Основной образовательной программы начального общего образования. В стандарте подробно изложены требования к структуре этого документа, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов. Рабочая программа, являясь индивидуальным творческим документом учителя, тем не менее должна быть четко структурированным, логичным, педагогически выверенным инструментом планирования.

Рабочая программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения.

Этот документ — авторский инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС.

При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и  ценностные  основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи, ребенка; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения и др.

Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методической комплекта (в нашем случае УМК по системе Л.В. Занкова) и рассматривается одним из структурных подразделений образовательного учреждения: рабочей группой, экспертным советом, методическим объединением (советом), кафедрой и т.п., а затем может утверждаться руководителем образовательного учреждения.

Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности.

Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:

1)титульный лист;

2)    пояснительная записка;

3)    планирование учебной деятельности (кален-дарно-тематическое планирование) с выделением характеристик деятельности учащихся;

4)    сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.

Рассмотрим более подробно наполнение каждого из перечисленных элементов.

На титульном листе должно быть указано:

—название учебного предмета;

—обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;

—название образовательного учреждения;

—краткая информация об авторе-разработчике данной  рабочей программы  (Ф.И.О.  учителя;   егоразряд или квалификационная категория, информация о педагогическом стаже, об опыте работы с данным учебно-методическим комплектом');

—сроки  действия рабочей программы (учебный год);

—место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.

 

В пояснительной записке должны быть указаны:

■авторская программа и учебники (авторы, год издания), которые используются в процессе обучения;

■педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении   предмету в данном классе;

■особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.п.);

■особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе;

■информация об изменении сроков и/пли времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности   изменений   (эта   корректировка   будет

Курсивом выделена дополни тельная  информация , которая может содержаться в рабочей программе  осуществляться в дальнейшем в течение всего учебного года, т.к. учитель получит новую информацию о развитии учащихся, наблюдая их на уроках, анализируя проверочные работы на каждом этапе и т.п.);

информация об изменении (при необходимости) содержательной части авторской программы с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то такая рабочая программа, как правило, требует согласования и рецензии компетентного органа образования или иной компетентной организации (научно-методического центра, института повышения квалификации работников образования и т.п.).

 

Наиболее важной частью в разработке раздела «Планирование учебной деятельности» является подробное описание учителем: планируемых результатов обучения, на которых основана современная рабочая программа. «...Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса»'.

В «Примерной программе» содержится раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального образования», подробно описывающий базовые предметные знания и универсальные учебные действия (УУД) по каждому из предметов начальной школы. До этого традиционно в программах рассматривался только содержательный компонент (Что учащиеся должны знать?). Концепция развития современного образования ориентирована на деятельностный компонент (Что учащиеся могут самостоятельно выполнить?). Этот подход делает образовательную модель более конкретной и управляемой и позволяет большинству учащихся начальной школы освоить исполнительскую компетентность, лежащую в основе умения учиться.

Описание планируемых результатов внутри каждой темы следует начинать с более простых понятий и УУД, далее — по возрастанию их сложности. Большинство элементов описывается на базовом уровне, доступном для освоения всеми учащимися—в зоне их актуального развития. Лишь немногие элементы могут соответствовать зоне ближайшего развития каждого школьника, они формируют материал повышенного уровня трудности. В «Примерной программе» элементы углубления выделены в тексте курсивом. При разработке учебной программы их также следует особо выделять (цветом или введением отдельной рубрики).

При оформлении планируемых результатов следует соблюдать единые правила: например, описывать УУД с помощью глаголов в инфинитиве /'учащиеся научатся: называть, описывать, характеризовать, объяснять, показывать на рисунке, карте, схеме, графике, находить черты различия и сходства) или любым другим способом, являющимся оптимальным для учителя.

Рабочая программа учителя является уникальным документом, отражающим не только требования Стандарта, но также и особенности их реализации (содержание, методические подходы, сроки и порядок изучения и т.п.), намеченные с учетом конкретных условий, возможностей, особенностей учащихся, учителя, образовательного учреждения, социума. Поэтому рабочая программа одного педагога может и должна отличаться от аналогичного документа другого учителя, даже если они работают по одному комплекту в одном образовательном учреждении. Конечно, эти отличия будут не слишком велики по объему, но самое важное здесь — чтобы учитель видел и учитывал уже на стадии общей стратегии того или иного предметного курса индивидуальный, уникальный характер его реализации именно в этом классе, с этими учащимися.

Кроме того, рабочая программа будет отражать и индивидуальность учителя: его опыт, находки, стиль мышления и т.п. Поэтому даже форма составления документа может быть разной — в каждом отдельном случае ориентированной на оптимальный для этого учителя алгоритм работы с нею.

Чтобы зафиксировать названные выше положения, мы предлагаем несколько разных по форме вариантов составления календарно-тематического планирования, имея в виду, что после их анализа у каждого учителя возникнет свой вариант, наиболее удобный именно для него. В приведенном нами варианте календарно-тематического планирования в разделе «Возможные виды деятельности учащихся» также даны варианты описания.

Сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и оснащении учебного процесса — заключительный раздел рабочей программы. Он представляет собой методическую копилку учителя, которую педагог постоянно пополняет новыми сведениями и перечнями всего того, что оптимизирует процесс обучения, например:

— список литературы для учащихся, развивающей их познавательный интерес к предмету;

список методической литературы для учителя; база заданий (КИМов);

база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр);

перечень иллюстрационных таблиц, карт, макетов, муляжей, различных тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.

' Выделение групп и отдельных УУД при изучении каждого раздела (темы) проведено с учетом его особенностей. При этом необходимо отметить, что формирование и развитие УУД проходит в их неразрывном единстве. Кроме того, в различных видах деятельности УУД развиваются с неодинаковой интенсивностью. Важно, чтобы учитель осознанно подходил к планированию и учитывал этот факт во избежание недоработки по отдельным видам УУД.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п. (Большой энциклопедический словарь)
Технология – это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как и в какой момент времени.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представление индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока ( вариант) составляетя в виде таблицы, в которой прописываются по вертикали
Этапы урока
1. Организационный момент
2.Подготовка к активной у.п.д.
3. Установка познавательной задачи
4. Усвоение новых знаний
5.Первичная проверка понимания
6. Закрепление знаний
7. Самопроверка знаний
8.Итог
9. Домашнее задание

А по горизонтали: -Задачи каждого этапа - Методы - Формы - Виды деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по соcтавлению рабочих программ

Методичекие рекомендации для учителя по составлению рабочих программ составлены на основе "Методических рекомендаций по сотавлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области"...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Презентация:  Методические рекомендации по составлению рабочей программы "Перспективная рабочая шола"...

Краткие методические рекомендации учителю для написания рабочей программы по предмету.

Краткие методические рекомендации учителю для написания рабочей программы по предмету....

Методические рекомендации по разработке рабочих программ

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Методические рекомендации помогут учителю в составлении рабочей программы по предмету, соблюдая требования к структуре рабочей программы....

Авторская программа методические рекомендации для развития творческих способностей в процессе обучения на уроках математики

Методические рекомендации для развитиятворческих способностей в процессе обучения на уроках математикиПояснительная записка    В данном работе представлены методические рекомендац...