Требования к современному уроку
методическая разработка по теме

Елена Владимировна Nиколаева

 Методические материалы  к выступлению на   заседании "Школы молодого педагога".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Слайд 2

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 1. Целеполагание. 2. Мотивация. 3. Практическая значимость знаний и умений. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. 11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. 12. Рефлексия. 13. Минимализация и вариативность домашнего задания. 14. Организация психологического комфорта на уроке.

Слайд 3

РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ ПРОЕКТИРОВА- НИЕ УРОКА УРОК МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ

Слайд 4

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Слайд 5

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.

Слайд 6

Учёт индивидуальных особенностей: тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

Слайд 7

Правила, обеспечивающие успешное проведение урока: Общие: 1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока. 2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку. 3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН. 4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу. 5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. 6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока. 7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам. 8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН. 9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. 10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока. представив себе урок как целостное явление.

Слайд 8

Частные: 1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. 2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что ошибку надо искать в способах организации их деятельности. 3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса. 4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. 5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. 6. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. 7. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! 8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства. 9. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Слайд 9

Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя. 1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы. 3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка. 4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. 5. Формирование учебных задач урока. 6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения. 7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке. 8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях. 9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.). 10. Проверка оборудования и ТСО.

Слайд 10

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке. 13. Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний. 14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания. 15. Продумывание форм проведения итогов урока. 16. Запись плана урока в соответствии с требованиями.

Слайд 11

Время Этапы урока Содержание этапов урока Деятельность учащихся Этапы урока, их продолжительность Действия учителя действия ученика Дидактическая задача этапа Содержание учебного материала Методы, приёмы обучения Формы организации деятельности Анализ и оценка результатов Этапы урока, время Виды работ на уроке Формы организации деятельности Время Содержание урока Действия учителя Действия ученика Заметки

Слайд 12

Примерное содержание разделов поурочного плана. Тема урока: дидактическая цель и задачи урока; тип, структура урока; общие методы, приёмы работы с учениками; средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ. Повторение опорных знаний: определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся (её объём, формы); способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

Слайд 13

Усвоение новых знаний: новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики); самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение); проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала. Формирование умений и навыков: конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены.

Слайд 14

Домашнее задание: что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объём и время выполнения домашнего задания. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком: мысленное воспроизведение основных этапов урока; воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников; стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Слайд 15

Способствуют успеху урока: хорошее знание материала; бодрое самочувствие; продуманный план урока; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Слайд 16

Затрудняют проведение урока: неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; «рыхлая» композиция урока; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Слайд 17

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен



Предварительный просмотр:

Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Урок должен быть пронизан творчеством

 и вместе с тем оставаться уроком.

С.И.Гессен

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

(Методическая работа в школе: Организация и управление. Под редакцией Поташника М.М. - М: НИИУ ЭРО АПН СССР, 1990).

Настоящий урок начинается не со звонка,

 а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план (краткий или развёрнутый).

Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.

В поурочном плане обычно указываются тема и цели урока, распределение времени по этапам, кратко поясняется содержание работы. В ходе урока в связи с изменившимися обстоятельствами учитель может внести коррективы или изменить своё собственное творение.

Определяющая часть содержит:

  1. тему урока;
  2. главную дидактическую цель урока;
  3. обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока;
  4. оборудование урока.

Содержательная часть может быть представлена в разных формах:

Время

Этапы урока

Содержание этапов урока

Деятельность учащихся

Этапы урока, их продолжительность

Действия учителя

действия ученика

Дидактическая задача этапа

Содержание учебного материала

Методы, приёмы обучения

Формы организации деятельности

Анализ и оценка результатов

Этапы урока, время

Виды работ на уроке

Формы организации деятельности

Время

Содержание урока

Действия учителя

Действия ученика

Заметки

Перечень структурных элементов урока:

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего занятия.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление знаний и способов действий.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Контроль и самопроверка знаний.

9. Подведение итогов занятия.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.

Структурные элементы  урока

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Недостатки проводимых уроков

  1. Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
  1. Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
  1. Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
  1. Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
  1. Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
  1. Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
  1. Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
  1. Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
  1. Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
  1. Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
  1. Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
  1. Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
  1. Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
  1. Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
  1. Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
  1. Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.

Триединая задача урока

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Основные компоненты современного урока.

  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
  4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
  7. Контрольно-оценочный – использование оценки  деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Подготовка учителя к уроку

Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:

  1. Учёт особенностей учащихся класса:
  1. уровень класса;
  2. отношение учащихся к предмету;
  3. темп работы класса;
  4. сформированность ЗУН;
  5. отношение к разным видам учебной деятельности;
  6. отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
  7. общая дисциплина учащихся.
  1. Учёт индивидуальных особенностей:
  1. тип нервной системы;
  2. коммуникативность;
  3. эмоциональность;
  4. управление восприятием нового материала учащихся;
  5. умение преодолеть плохое настроение;
  6. уверенность в своих знаниях, умениях;
  7. умение импровизировать;
  8. умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

  1. Определить место урока в теме, а  темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Отобрать три книг, относящихся к теме урока: научные. Научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
  6. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
  7. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
  8. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  9. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
  10. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
  11. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

  1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
  5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
  8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя.

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
  4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Формирование учебных задач урока.
  6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
  7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
  8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
  10. Проверка оборудования и ТСО.
  11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
  13. Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
  14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.
  15. Продумывание форм проведения итогов урока.
  16. Запись плана урока в соответствии с требованиями.

Примерное содержание разделов поурочного плана.

  1. Тема урока:
  1. дидактическая цель и задачи урока;
  2. тип, структура урока;
  3. общие методы, приёмы работы с учениками;
  4. средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
  1. Повторение опорных знаний:
  1. определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить  их к восприятию нового материала;
  2. самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);
  3. способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
  4. формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
  1. Усвоение новых знаний:
  1. новые понятия, законы и способы их усвоения;
  2. определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);
  3. самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);
  4. проблемные и информационные вопросы;
  5. варианты решения проблемы;
  6. варианты закрепления изученного материала.
  1. Формирование умений и навыков:
  1. конкретные умения и навыки для отработки;
  2. виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
  3. способы «обратной» связи с учащимися;
  4. фамилии учащихся, которые будут опрошены.
  1. Домашнее задание:
  1. что повторить и приготовить к уроку;
  2. творческая самостоятельная работа;
  3. объём и время выполнения домашнего задания.

       Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

  1. мысленное воспроизведение основных этапов урока;
  2. воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
  3. стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствуют успеху урока:

  1. хорошее знание материала;
  2. бодрое самочувствие;
  3. продуманный план урока;
  4. чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
  5. правильный выбор методов обучения;
  6. разнообразие методов обучения;
  7. занимательность изложения;
  8. ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
  9. выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

  1. неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
  2. безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
  3. рыхлая композиция урока;
  4. скованность движений;
  5. неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
  6. однообразие методов обучения;
  7. бесстрастный рассказ учителя;
  8. монотонность и сухость при изложении нового материала;
  9. отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Памятка учителю «Требования к современному уроку»

Качество цели урока

Цель урока должна быть:

  1. структурированной;
  2. учитывающей способности, потребности учащихся, стартовый уровень владения материалом;
  3. учитывающей миссию школы, её стратегическую устремлённость;
  4. ресурсно обеспеченной, реальной и достижимой;
  5. мотивированной, созвучной жизненным интересам школьников, личностно значимой;
  6. диагностичной, то есть проверяемой в измеряемых показателях.

Качество образовательного процесса

Образовательный процесс должен:

  1. обеспечивать реализацию принципов научности, доступности, проблемности, личностной направленности;
  2. предполагать формирование обобщённых знаний, приоритет смыслообразующих мотивов, обеспечивать личностный рост;
  3. быть «валеологичным», иметь благоприятный психологический «фон», обеспечивать адекватность методов возрастным особенностям детей;
  4. обеспечивать разнообразие форм деятельности, структурированность содержания, логическую взаимосвязь этапов;
  5. в конечном итоге предполагать личностный рост учащихся.

Качество результата урока

Результат урока должен обеспечивать:

- развитие навыков самообразования как основы дальнейшего успешного добывания знаний;

- развитие навыков социализации (коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в парах, группах, командах, ценностного отношения к здоровью и основнам института семьи);

- соотнесение результата и его «цены» (результат не любой ценой, для каждого ученика своя предельная «планка»);

- формирование ключевых компетентностей;

- рефлексию, смыслотворчество.

Об уроке написано множество книг и статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остаётся главной формой обучения. Те учителя, которым удаётся изменить ход урока так, чтобы это понравилось не только им, но и ученикам, стремятся к вовлечению в активный процесс обучения и своих учащихся. Учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остаётся.

Что главное в уроке? Каждый учитель на этот счёт имеет своё мнение. Одно из них – актуализация значения некоторых привычных (традиционных) частей урока.

Организационный момент:

Независимо от того, в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно-ориентированной), он обязательно начинает урок. Начало урока – один из важнейших его моментов. Оргмомент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.

Цели данного этапа:

  - психологический настрой учащихся;

  - обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность. Решению этой задачи способствует использование активных методов и приёмов обучения. К данным приёмам обучения относятся: опорные схемы, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, использование музыки и т.д.

Каждый учитель использует своё сочетание приёмов мотивации. Важно, чтобы яркая познавательная мотивация оказывала воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

Этап актуализации знаний.

Этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний и умений, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, каких знаний им недостаёт, что именно следует проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

Учебно-проблемная ситуация на данном этапе урока может быть создана учителем разными приёмами:

- постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

- беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;

- рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

Основная задача данного этапа урока – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся  к усвоению нового материала. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и поднимаются учебные проблемы.

Цель и задачи урока.

Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Приступая к формулировке целей, учитель:

- изучает требования образовательного стандарта и программы;

- обращает внимание на требование к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников;

- определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.

После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников.

Цели обучения условно разделяют на три группы:

  - образовательные (обучающие);

  - развивающие;

  - воспитательные.

Обучающие (дидактические) цели урока:

- передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;

- выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности;

- проверка знаний по теме;

- обобщение изученного материала;

- проверка усвоения материала на основе творческих заданий;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- развитие познавательной активности и творческих способностей.

Определить основную дидактическую цель урока – значит установить, чему в основном будет посвящён данный урок.

Развивающие цели урока:

отражают основные умения, которые отрабатываются на данном занятии.

Воспитательные цели урока:

охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т.д.;  воспитательная цель урока предполагает получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока.

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.

По результатам опросов школьники выделяют такие черты современного урока, как сотрудничество, свободу и демократизм. Кроме того, они рекомендуют учителям  не «зацикливаться» на старых методах обучения, когда появилось множество разнообразных, интересных форм уроков, давать отдых рукам, а не писать весь урок.

Урок в личностно ориентированном образовательном процессе

(памятка для учителя)

1. Разминка в начале урока. Разминка в начале урока производится либо в виде цифрового диктанта (буквенного, числового), либо в виде другого развивающего задания. Три обязательных требования к разминке:

  1. содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно те понятия (термины, формулы, факты, имена и т.д.), которые  должны быть проверены как итог домашнего задания, или как опора для освоения нового материала;
  2. форма разминки должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им «вработаться»;
  3. технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания, объективную самооценку учеником готовности к освоению нового материала.

Оценивать качество выполненной во время разминки работы может сам ученик, одноклассник, компьютерная программа. Возможно выставление только положительных оценок, или оценок «по желанию» (для кого-то «тройка» вполне приемлемая оценка, кто-то откажется от «четвёртки»).

2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приёма информации (посмотрели, послушали, потрогали, проговорили). Если есть возможность, на этом этапе можно организовать дифференцированную и/или индивидуализированную поддержку:

  1. просить повторять выводы или проговаривать алгоритм учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приёма и передачи информации (на слух);
  2. при уяснении структуры чего-то «кинестетики» (подвижные, легко отвлекающиеся, эмоциональные личности) будут успешнее, если дать им собирать или разбирать модель структуры, даже если это части слова и т.д.

3. При  первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учётом уровня сформированности у него общеучебных навыков.  Если на этом этапе способ деятельности, которым ученику предлагается выполнять задание, вызывает затруднения, неуспех в освоении нового материала будет гарантирован. Например, если у ребёнка невысок уровень сформированности навыка смыслового чтения,  лучше дать ему задание на первичное закрепление в виде разбора схемы, рисунка, анализа таблицы и т.д.

4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать детям задания с целенаправленными затруднениями:

  1. правополушарнику – на логику, левополушарнику – на синтез;
  2. кинестетику – прочитать и ответить, аудиалу – собрать из  разрозненных карточек структуру и т.д.

5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации ученика:

  1. для тех учащихся, которые всегда делают домашние задания, можно предложить на выбор 3-5 форм, в которых этот ученик будет выполнять домашнее задание в течение одной четверти. Формы – развивающие, т.е., как в пункте 4;
  2. для тех учащихся, у которых с мотивацией на деятельность не всё в порядке, можно подобрать, наоборот, предпочитаемые формы деятельности для домашнего задания.

6. Зачётные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые. Один вариант зачётной  работы должен быть вывешен учителем с самого начала изучения темы.

Зачётная работа должна проверять именно те цели, которые были поставлены в начале изучения темы. На «3» - вопросы и задания репродуктивного уровня, продуктивные и творческие задания – в дополнительной части, на «4» и «5». Ученику должно быть предоставлено право выбора уровня зачётной работы. При выполнении заданий только репродуктивного уровня допускается использование учеником справочной литературы (не учебника, и не тетради).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА  КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ

РЕФЛЕКСИЯ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ

ПРОЕКТИРОВА- НИЕ УРОКА

УРОК

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ  УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дидактические затруднения учителя в планировании и проведении урока

№ п/п

Способ деятельности

Достаточно затрудняет  

Частично затрудняет

Нет затруднений

2 балла

1 балл

0,5 балла

1.

В оформлении поурочного плана

2.

В проектировании урока в целом

3.

Конкретно:

-

-

-

В целеполагании

В планировании:

а) главной дидактической цели урока

б) обучающей цели

в) воспитывающей цели

г) развивающей цели

В предъявлении целей урока ученикам

В согласовании целей урока с учениками

В отборе содержания учебного материала

В выборе методов и приёмов обучения

В выборе форм организации деятельности учащихся на уроке:

-

-

-

а) фронтальная

б) коллективная

в) групповая

г) индивидуальная

В планировании различных видов самостоятельной деятельности учащихся на уроке:

-

-

-

а) разнообразие видов

б) организация и технология их проведения

В оценивании учащихся

Домашнее задание:

а) объём

б) вариативность

4.

В проведении урока в целом, например:

-

-

-

а) в соблюдении временных рамок

б) в стимулировании деятельности учащихся

в)  в формировании общеучебных умений

г) в корректировании процесса обучения

д) в организации рефлексии

5.

Другие проблемы (по возможности указать, какие)

                               

Литература

  1. Татарченкова С.С.. Урок как педагогический феномен. Учебно-методическое пособие. СПб., 2005
  2. Древс У., Фурман Э. Организация урока. М., 1984.
  3. Кириллова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л., 1983.
  4. Культура современного урока /под ред. Н.Е. Щурковой/ М., 1997
  5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995
  6. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1998.
  7. Конаржевский Ю.. Анализ урока. М., 2003.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону, 2003.
  9. Перминова Л.М., Фёдоров Б.И. Наука обучать. СПб., 2000.
  10. Шамова Т.И. Урок в современной школе и его педагогический анализ. М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Требования к современному уроку"

Данную презентацию я подготовила к педсовету. Есть и текст выступления, если будет нужен, пишите, я скину на свой сайт....

Требования к современному уроку в начальных классах

Представлен материал педагогического совета по проблеме современного урока в соответствии с ФГОС начального общего образования. В помощь зам.директорам по начальной школе, учителям начальных классов....

Пути совершенствования и требования к современному уроку. Типы уроков.

Доклад и прилагающаяся к нему презентация раскрывают проблемы перехода на ФГОС начального образования. Типы уроков и структура каждого типа урока дают возможность педагогам качественно выстраивать обр...

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.

Настоящий современный урок начинается не со звонка, а задолго до него, так как подготовка к уроку – это не просто разработка урока, его моделирование или проектирование, оформление в поурочный план, н...

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....

Самоанализ урока-эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

Презентация для педагогов "Самоанализ урока-эффективный путь к  реализации требований к современному уроку"....

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...