«Методы работы психолога с педагогическим коллективом»
методическая разработка по теме

Морозова Наталия Викторовна

Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач  профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального "перегорания".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и

переподготовки кадров работников образования»

Кафедра психологии

«Методы работы психолога

с педагогическим коллективом»

Выпускная квалификационная работа

 слушателя  КПК педагогов-психологов

1 категории

Морозовой Наталии Викторовны

МОУ Прогимназия г.Маркс

Саратов

2011

Содержание

                                                                                                                                                             Стр.

  1. Актуальность проблемы.                                                                                                                 1
  2. Психогигиена, как способ формирования психоэмоциональной устойчивости.                      2
  1.  Насколько  Вы подвержены профессиональной деформации                                                    3
  2.  Притча «Жизненный урок»                                                                                                            4
  1. Современные  исследователи об интерактивных  методах работы психолога с педагогами.  4
  2. Исследование организационной культуры организации – как метод работы с педагогами.    5
  3. Факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания.          9
  4. Интерактивные методы  - практические мероприятия в работе с педагогами.                          10
  5. Заключительная часть. Позитивное мышление.                                                                            10
  6.  Литература                                                                                                                                        11

«Ничто для человека не является

такой сильной нагрузкой

 и таким сильным испытанием,

 как другой человек»:

эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома профессионального выгорания.

Актуальность проблемы: 

Здоровье – это равновесное состояние всех сил, всех систем и всех уровней организма. Болезни же, физические, психологические, духовные, – следствие длительных, упорно не компенсирующихся разбалансировок тела и/или духа человека – стрессов.

В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания педагоги (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

1.

У 30% педагогов наблюдается повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы. У 38% - заболевания сосудов головного мозга. У 50% - нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта.

  Надо отметить, что эмоциональное выгорание - процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознаёт его симптомы. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не обвинении. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить его возникновение.

Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач  профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального "перегорания".

Исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о психогигиене — системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей.

Очень важно время от времени останавливаться, чтобы нас не унес поток повседневных дел, которые всегда кажутся самыми важными. Но в спокойные минуты можно не спеша разобраться с тем, что действительно имеет для нас значение, и расставить приоритеты. Постоянно быть в состоянии напряжения - это разрушающая нас привычка; расслабление — тоже привычка, но восстанавливающая.

 Цель:  избавиться от дурной привычки и приобрести хорошую.  Важно понимать, что стресс - норма жизни. Он не механизм разрушения, а средство адаптации организма к меняющимся условиям жизни. Силой зла делает его человек, отказывающийся принимать повседневные осознанные меры для восстановления нарушенного равновесия.

Причина, которая побуждает лично меня работать с педагогами-коллегами нашего МОУ Прогимназия именно в плане научения «искать в любой ситуации что-то позитивное», чисто «женская».  Это женское «умение» гонять по кругу кучу негативных мыслей и эмоций, отсутствие в арсенале приемов и способов саморегуля-

2.

ции или нежелание их применять, ссылаясь на нехватку времени, усталость, заботой сначала о детях, семье, а сама как-нибудь. В результате имеем то, что имеем – синдром эмоционального выгорания, каким бы комплексом причин он ни был бы вызван и спровоцирован. Эмоциональная стабильность – не просто словосочетание, а залог успешности в нашей и профессиональной деятельности и личной. При отсутствии эмоциональной стабильности постепенно происходят изменения, которые начинают негативно влиять на психологическую структуру личности и профессиональную деятельность. От себя хочется добавить, что и на лично-семейную жизнь человека, т.к большую часть времени, особенно на современном этапе, он проводит на работе и «несет» достаточно часто (читай -всегда) профессиональные проблемы домой.

Что «несете» домой именно Вы?

.Насколько вы подвержены  профессиональной деформации

1. Я думаю, что меня недооценивают / Я считаю, что не получаю достойного вознаграждения за свою работу.

2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.

3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.

4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны / я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.

5. Обычно у меня не хватает времени на отдых.

6. Мне все труднее сохранять самообладание в ситуациях конфликтов.

7. Мне не хватает возможностей для самореализации.

8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

9. Я испытываю страх, что могу потерять работу.

10. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).

11. Время от времени я забываю обыденные вещи (например, сделана ли необходимая запись в журнале или дневнике).

12. В последнее время мне не хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.

13. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.

14. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил, энергии.

3.

Ключ:  До 4 утвердительных ответов. У вас пока все сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.

5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.

10 и более утвердительных ответов. У вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка — вот те заболевания, которые ждут вас, если вы не измените свою жизнь.

Выгорание — это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.

Хочется в этом месте предложить Вашему вниманию притчу:

 Жизненный Урок.

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал  этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем спросил:
"Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
"50 грамм!"+ "100 грамм!"+ "125 грамм!"+- предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить.
Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких  минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил  профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и даже вам  может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес  стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ.
                                                                                                                                                 4. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами  и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете  думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать  думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед  тем как вы идете спать. И таким образом,  вы без напряжения,  каждое утро сможете  просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.    И так, друзья, помните "опустить стакан в конце дня!"

 Одно из слабых мест в работе психологов образования - работа  с педагогами.

Профессиональная работа со взрослыми требует осознания специфики их образовательного ресурса, понимание самих принципов обучения взрослых, владения методами, адекватными задаче обучения взрослых.

Исследования  отечественных психологов и педагогов в области психологии педагогического труда, психологии профессионального развития, психологических проблем высшего, в том числе педагогического образования,  работы, посвященные исследованию эффективности активных методов обучения  и описанию различных образовательных технологий,  исследования в области интенсивного обучения ( А.К.Маркова, Ф.Н.Гоноболин, Н.Ф.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.Б.Орлов,, Л.К.Митина, А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, В.Я.Ляудис, Ю.Н.Кулюткин, Ю.Н.Емельянов, М.В.Кларин)   доказывают адекватность и  эффективность интенсивного образования с использованием интерактивных методов, о влиянии социальных взаимодействий (а значит и интерактивных методов) на становление смысловой, ценностно-мотивационной сфер личности для  психологического просвещения и подготовки к инновационной деятельности  учителей современной школы. Очевидно, что интерактивные методы адекватны именно личностно-деятельностной или личностно-ориентированной парадигме и позволяют ее воплотить в реальной образовательной практике.                                                                                                                     5.

К интерактивным относят те,  которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.

К методам работы с педагогами относятся:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения

2. Проблемные методы: проблемные лекции и семинары

3. Активные методы-занятия с элементами тренинга, игры, дискуссии, проектного семинара, тренинги.

При этом могут и должны систематически развиваться в образовательном процессе: функции целеполагания, выбора, личной ответственности, творческого самовыражения, рефлексии, самоорганизации.

Инновационные процессы в школе всегда осу ществляются в двух плоскостях:

  1. в «механической», связанной с изменениями структуры, технологий, процедур, пространствен ных преобразований;
  2. в «культурной» (социальной), связанной с изме нениями восприятия, способов мышления и пове дения людей.
  3. Выделяются две функции организационной культу ры:

*культура определяет стандартные пути решения проблем;

*культура способствует снижению неопределен ности, когда люди сталкиваются с новыми ситуаци ями. Культура школы имеет фундаментальное значение для ее руководителей, особенно в тех случаях, когда возникает много новых направлений развития и когда стратегическое планирование становится совершенно обязательным и необходимым.

Исследования организационной культуры педагогического

 коллектива  МОУ Прогимназии

По запросу администрации прогимназии был проведен мониторинг развития организа ционной культуры.  Миссия МОУ Прогимназии формулиру ется как «воспитание современного культурного со циально активного человека на основе интеграции ресурсов общего и дополнительного образования, на уважении к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. На основе формирования здорового образа жизни, содействия адаптации личности к жизни в современном обществе».

6.

Кратко о понятии «организационная культура» и что она дает для образовательного учреждения и педагогов, работающих в данном образовательном учреждении.  

На сегодняшний день существует множество ти пологий организационной культуры. Для нашего анализа мы использовали типологию, разработанную организационными консультантами К. Камероном и Р. Куинном и адаптированную для описания школьных организаций. Именно этот подход избран потому, что созданная в его рамках методика диа гностики организационной культуры представляет ся оптимальной для условий экспертизы и консуль тирования школьных организаций.

 Организационная культура – это социальная система, включающая в себя:

  1. способы деятельности
  2. нормы поведения,
  3. набор привычек,
  4. неписаных правил,
  5. запретов, ценностей, ожиданий,

представлений о будущем и настоящем и т.п.

Характер организационной культуры МОУ  дает представление:

  1. о человеческом потенциале
  2. позволяет оценить целесообразность определенных управленческих действий
  3. более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы МОУ Прогимназия

Функции организационной культуры:

  1. культура определяет стандартные или нестандартные пути решения проблем;
  2. культура способствует снижению неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями.

Понимание особенностей организационной культуры школы позволяет:   

  1. выявить сущность уникальности данной школы, ее реальные отличия от других школ;
  2. определить приоритеты и ограничения управленческих действий в рамках данной организационной культуры;
  3. предвидеть реакции педагогического коллектива на определенные инновации и уровень сопротивления изменениям;
  4. выяснить истинную причину многих конфликтных ситуаций;
  5. получить критерии применимости опыта других  школ в данном коллективе               7.

Базовые типы организационной культуры:

  1. Семейная, характеризуется, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией
  2. Инновационная, характеризуется, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией
  3. Результативная, характеризуется, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией
  4.  Ролевая, характеризуется, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией.

Методика диагностики организационной культуры дана в приложении 1.

По результатам первичной экспертизы получены следующие результаты.

Типы организационной культуры:

теперь

предпочтительно

Семейная (А)

33

36

Инновационная (В)

30

30

Результативная (D)

23

24

Ролевая ©

14

10

               

Мы видим, что преобладает семейная организационная культура, которая представ ляется как очень дружественное место работы, где у сотрудников много общего. Школа похожа на большую семью. Лидеры и руководители восприни маются как наставники и даже как родители. Сотруд ники держатся вместе благодаря взаимной предан ности и традициям. Высока степень обязательности. Делается акцент на долгосрочной выгоде личност ного совершенствования сотрудников, придается особое значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определя ется как добрые чувства и забота о каждом учащем ся. Школа поощряет коллективные формы работы, сотрудничество и согласие сотрудников. Согласитесь, в такой школе приятно и предпочтительнее работать и есть факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания  и позволяющие сохранять эмоциональную профессиональную стабильность.

                     

8.

                                   Организационный профиль прогимназии

                     

         Ролевая                                                                         Семейная

    (иерархическая)                                                                  (клановая)    

 

   

 

 Результативная                                                                  Инновационная

  (рыночная)                                                                            (новаторская)

                 Фактическая организационная культура

                   Рекомендуемая организационная культура

Мониторинг развития организа ционной культуры представляется эффективным инструментом в процессе управления развитием школы. Данные такого мониторинга позволяют давать администрации соответствующие реко мендации в плане коррекции социальной политики, направленной на построение в школе модели организационно-образовательной систе мы  в которой в равной степени будут представлены все типы культур, что является фактором препятствующим возникновению синдрома профессионального выгорания, в частности:

- Соблюдение единых требований к учащимся снижает конфликтность в отношениях с детьми и родителями

- Освоение новых технологий работы повышает творческую составляющую педагогического труда и избавляет от стереотипов в работе

- Участие в окружных и городских мероприятиях с целью передачи опыта избавляет от ощущения невостребованности и дает чувство признания своей работы

- Физическая активность и забота о своем здоровье дают возможность бороться со снижением ресурса

9.

- Освоение индивидуальных техник преодоления последствий синдрома профессионального выгорания способствует развитию устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности и семейно-личной.

Запланирована работа релакс-клуба.

(План работы релакс-клуба смотри в приложении 2).

Задачи релакс-клуба  «Помоги себе сам!»: Мобилизация и стимуляция резервов организма, активизация творческих сил. Преодоление стереотипов поведения. Овладение способами эффективного расслабления

Цель: профилактика стрессовых состояний, психологическая разрядка, пробуждение внутренних ресурсов организма, стабилизация психоэмоционального состояния и нормализация настроения.

Ожидаемые  результаты:

  овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей, положительная внутренняя речь - способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

  поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

 рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  проще относиться к конфликтам на работе;

  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Проведение тренингов и творческих мастерских.  (Приложение 3)

Задача: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты своей и  другой души.

Цель:

Способствовать формированию навыков самоанализа и самоконтроля, самовосстановления, саморегуляции эмоционального состояния.

Самопознание и познание других.

Применение  навыков эффективного взаимодействия с другими.

Осознание корректной передачи вербальной и невербальной информации.

развитие позитивного отношения к себе.

развитие позитивного отношения к коллеге.

Хочется закончить притчей «Позитивное мышление»

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: - Пожалуйста, хорошенько

10.

осмотри эту комнату и попытайся отметить в ней все, что имеет коричневый цвет.      

Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, парты, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. - А теперь закрой глаза и перечисли все предметы ... голубого цвета, - попросил учитель. Молодой человек растерялся: - Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказала: - Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых вещей. Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер, голубая рубашка старого учителя. И учитель сказал: - Посмотри же на все эти упущенные предметы! Ученик ответил: - Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы. Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: - Именно это я и хотел тебе показать. Ты искал и находил только кoричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни. Ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь хорошее. Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не происходит, то меня ждет приятный сюрприз. А если я всегда буду надеяться на лучшее, то я лишь подвергну себя риску разочарования. Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ты ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем и в каждом что-то положительное.

А если взять педагога-женщину и вспомнить, что она, прежде всего женщина, то хочется пожелать, все-таки учиться и научиться мыслить позитивно, искать и найти свои индивидуальные методы самовосстановления и саморегуляции.  Другого варианта нет, иначе будет история, подобная этой:

Едет женщина в переполненном автобусе, грустно думает:
муж пьет, дети не слушаются, на работе меня не ценят.
Рядом стоит ангел хранитель и записывает:
муж пьет, дети не слушаются, на работе меня не ценят.
А про себя думает: странные желания, но заказ есть заказ.

 

Для взрослых и детей приоритет сегодня один - жить полной жизнью, ощущая себя счастливыми и благополучными.

Литература:

  1. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективе.  Е.А.Шкуринская, Учитель, Волгоград, 2008г.
  2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. О.И.Бабич,

Учитель, Волгоград, 2009г.

  1. Психология комфорта в школе. Как его достичь. Е.П.Картушина, Г.В.Романенко.

Учитель, Волгоград, 2009

  1. Школьная психологическая служба: работа с педагогами. О.В.Хухлаева  ГЕНЕЗИС, Москва, 2008г.
  2. Тренинг эмоциональной устойчивости. Е.М.Семенова  ГЕНЕЗИС. Москва, 2006г.
  3. Психологический тренинг для учителя Н.В.Самоукина  ГЕНЕЗИС, Москва, 2006г.
  4. Школьный психолог. Статья  «Организационная культура педколлектива»  2010г.
  5. Синдром профессионального выгорания  В.Родионов http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702307

  6. И.А. Агеева   Некоторые направления работы психолога с педагогическим коллективом. http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v1/a08.html

11.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ

Инструкция. Выполнив оценку вашей школы с помощью этого инструмента, вы получите картину того, каким образом работает ваша школа и какими ценностями она характеризуется. На предложенные вопросы не существует ни правильных, ни неверных ответов, точно так же как нет правильной или непра вильной культуры. Каждая школа, вероятнее всего, даст характерный только для нее набор ответов. Чтобы ваш диагноз организационной культуры шко лы был максимально точным, постарайтесь отвечать на вопросы точно и по возможности объективно.

Каждый из шести вопросов, включенных в мето дику, предполагает четыре альтернативы ответов. Распределите баллы 100-балльной оценки между этими четырьмя вариантами в том весовом соотно шении, которое в наибольшей степени соответству ет вашей школе. Наибольшее количество баллов дайте тому варианту ответа, который более других подходит для вашей школы.

Например, если, отвечая на первый вопрос, вы счи таете, что вариант А очень напоминает вашу школу, варианты В и С в чем-то для нее одинаково характер ны, а вариант D едва ли вообще свойственен вашей школе, то дайте 55 баллов варианту А, по 20 баллов вариантам В и С и только 5 баллов варианту D.  Обязательно убедитесь в том, что при ответе на каждый из шести вопросов сумма проставленных вами баллов равна 100. В бланке вы проставляете баллы в ко лонке «Теперь», то есть оцениваете свою школу та кой, каковой она представляется вам в настоящее время. Затем  баллы проставляются в колонке «Предпочтительно», то есть вы занима етесь рейтинговой оценкой того, чем, по вашему мнению, школа должна стать через пять лет, чтобы оказаться еще более успешной.

                            Обработка полученных данных

1. Сначала нужно сложить баллы всех ответов А в колонке «Теперь», а затем полученную сумму раз делить на 6, то есть вычислить среднюю оценку по варианту А. Те же вычисления проводятся для вари антов В, Си D.

2.Далее те же операции проводятся для колонки «Предпочтительно».

Внесите средние оценки для каждого варианта(А, В, С и D) колонки «Теперь» в «Форму для орга низационного профиля школы»

 3. Вариант А представляет семейную (клановую) культуру. От метьте соответствующее значение на диагональ ной линии, идущей вверх в левый верхний квадрант матрицы. То же самое сделайте для других вариантов, учитывая, что вариант В представляет но ваторскую культуру, вариант С — результативную (рыночную) культуру и вариант D — ролевую (ие рархическую) культуру.

4.Соедините точки, отмеченные вами на диаго нальных линиях.

5.То же самое сделайте для оценок колонки «Пред почтительно». Точки соедините  лини ями другого цвета.

6.Все те же аналитические операции могут прово диться отдельно для оценок, полученных по каждо му из шести вопросов методики.

Исследование организационной культуры педагогического коллектива.    Анонимно

Цель: определить профиль организационной культуры Прогимназии, т.е. определить какими ценностями характеризуется Прогимназия и каким образом она работает.  Инструкция: на предложенные вопросы не существует  ни верных, ни неверных ответов. Точно так же как нет правильной или неправильной культуры школы. Постарайтесь на вопросы отвечать точно и по возможности объективно. Каждый их шести вопросов имеет 4-е альтернативных ответа. Распределите баллы 100-бальной оценки между четырьмя вариантами, так как считаете, что это соответствует Прогимназии.

1. Важнейшие характеристики

Теперь

Предпочтительно

A

B

C

D

Школа имеет ряд уникальных особенностей. Она подобна большой семье. Сотрудники школы имеют много общего

Школа развивается очень динамично, проникнута духом новаторства. Сотрудники готовы идти на различные жертвы и рисковать ради дела

Школа ориентирована прежде всего на высокий образовательный результат. Главное —добиться выполнения задач, поставленных администрацией. Сотрудники ориентированы на соперничество между собой при достижении поставленных целей

Школа жестко управляется администрацией. Действия сотрудников четко контролируются и определяются формальными процедурами

Всего

100

2. Общий стиль лидерства

Теперь

Стиль лидерства в школе осуществляется на основе постоянной обратной связи, определяется стремлением помочь или научить

Стиль лидерства в школе связан с экспериментированием, новаторством и склонностью к риску

Стиль лидерства в школе характеризуется деловитостью, четкостью, ориентацией на конечные результаты деятельности

Стиль лидерства в школе характеризуется координацией действий, четкой организацией деятельности, ориентирован на стабильность

Всего

     100

3. Управление педагогическим коллективом

Теперь

Стиль управления в школе характеризуется поощрением совместной групповой работы педагогов, коллективного принятия решений и единодушия

Стиль управления в школе характеризуется поощрением новаторства, свободы и самобытности, индивидуального риска

Стиль управления в школе характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к достижению целей и поощрением высоких результатов сотрудников

Стиль управления в школе характеризуется предсказуемостью и стабильностью в отношениях, требованиями формального подчинения, направлен на сохранение достигнутых результатов

Всего

100

4. Связующая сущность школы

Теперь

Школу связывают воедино преданность общему делу и взаимное доверие. Обязательность сотрудников и администрации находится на высоком уровне

Школу связывает воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах

Школу связывают воедино акцент на достижение цели и выполнение поставленных задач, нацеленность на конечный успех.

Школу связывают воедино формальные правила и официальная образовательная политика, стремление к плавному течению дел

Всего

100

5. Стратегические цели

Теперь

 

Школа заостряет внимание на развитии гуманистических ценностей в коллективе. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие

Школа акцентирует внимание на поиске новых ресурсов и постановке новых задач. Ценятся эксперимент, опробование нового, изыскание нетрадиционных возможностей решения проблем

Школа акцентирует внимание на индивидуальных достижениях сотрудников. Доминирует целенаправленное напряжение сил, стремление к победе над возникающими трудностями

Школа акцентирует внимание на стабильности и неизменности традиций. В деятельности важнее всего четкость и контроль

Всего

         100

6. Критерии успеха

Теперь

 

Школа определяет успех на основе развития человеческих ресурсов, коллективной работы, увлеченности педагогов и заботой о каждом сотруднике

Школа определяет успех на основе обладания уникальными новейшими -методиками и образовательными технологиями. Эта школа стремится быть лидером и новатором

Школа определяет успех на основе опережения других школ на рынке образования

Школа определяет успех на основе стабильности, избежания возможных проблем

Всего

100

Пример: вариант А очень напоминает Прогимназию, варианты В и С в чем-то для нее одинаково характерны, а вариант D едва ли вообще свойственен Прогимназии.

Баллы  можно распределить следующим образом. Ответ А-55баллов, В и С – по 20 баллов,  В – 5 баллов.   Итого -100 баллов.    




Предварительный просмотр:

Программа релакс - встреч

1 встреча.

- Притча «Жизненный урок».

- Знакомство с дыхательными техниками.  

- релакс – пауза ( Вступление из «антистрессовой программы Дар»).

-  Видеоролик «Смотри на мир глазами любви».

2 встреча.

- Мини-лекция с презентацией  «Стресс и здоровье»

- релакс – пауза (Сказка  «Дар» из «антистрессовой программы Дар»).

- Видеоролик «Бабочки».

3 встреча.

- Беседа-диалог «Стресс и красота».

- релакс – пауза (Сказка «Заповедное озеро» из «антистрессовой программы Дар»).

 - Видеоролик «Капельки воды».

4 встреча.

- «Ребята, давайте жить дружно!» - презентация. Минимизации последствий конфликта для себя любимой.

- релакс – пауза (Сказка «Любовь» из «антистрессовой программы Дар»).

- Видеоролик «Каждое утро».

5 встреча.

- Мини лекция «Стресс и вес».

- релакс – пауза (Сказка «Сказка о волшебнике» из «антистрессовой программы» Дар).

- Презентация «Хорошего настроения».

6 встреча.

- Беседа «Стресс и вредные привычки».

- релакс – пауза (Сказка «Единорог» из «антистрессовой программы Дар»).

- Видеоролик «супер позитив».

7 встреча.

- Мини лекция «Стресс и старение».

- релакс – пауза (Сказка «Золотой шар» из «антистрессовой программы Дар»).

- Стихи Инны Бронштейн «Какое блаженство».

- Видеролик «1 минута».

8 встреча.  

- Нам шутка строить и жить помогает.

 - Видеоролик «свадебные зарисовки».  

- Видеоролик «цветотерапия».

9 встреча.

 - Видеоролик «Лебеди».

- «Афоризмы от настоящей женщины».  

- Тест «Пора в отпуск».

Дыхательные техники.

 Различные дыхательные техники способны оздоровить человека, успокоить ум, уравновесить тело, добавить бодрости.

  1. Успокаивающее дыхание

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

  1. Расслабляющее дыхание

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

  1. Толчковое дыхание

Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

  1. Огненное дыхание

Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

  1. Связывающее дыхание

Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Тренинговая встреча: «Я и мое место в коллективе»

Цель:

  1. Способствовать формированию навыков самоанализа и самоконтроля эмоционального состояния.
  2. Самопознание и познание других.
  3. Применение  навыков эффективного взаимодействия с другими.
  4. Осознание корректной передачи вербальной и невербальной информации.
  5. развитие позитивного отношения к себе.
  6. развитие позитивного отношения к коллеге.

Ход занятия.

Любая группа людей живёт и работает по определённым законам. Законы:

  1. на занятии нет зрителей, все участники;
  2. стремись преодолеть себя;
  3. не забывай поддерживать других:
  4. все идеи хороши.
  5. Все происходит здесь и сейчас.

    Экспресс – диагностика.  «Мое настроение».

 Выбрать цветной квадратик, какой мне именно сейчас нравится.

  1. Создание хорошего настроения.

Видеролик  «Улыбайся, ты прекрасна!»

      2.        Упр. «Мы в студии телевидение» .

-   «скажи о себе что-нибудь хорошее» .

Представьте, что вы находитесь в студии и у вас есть возможность, сказать о себе все, что вы пожелаете. Но для начала надо представиться:  как? - выбор за вами. Почему выбрали вас?  Потому что вы те люди, которые могут рассказать другим что-то интересное и полезное.

-   « скажи хорошее о своем соседе».

-        « Я себя люблю за.....»

-    «Скажи комплимент соседу»

Рефлексия:

Что вы чувствовали: когда говорили хорошее о себе, о соседе, когда говорили о вас и вам, что легче или сложнее – говорить хорошее о ком-то или о себе? Почему?

3        Упр  « Выбрасываем пальцы».

Цель - Сплочение коллектива.

Нам необходимо как в известной игре всем одновременно «выбросить пальцы». Нас много, а задача - всем выбросить одинаковое количество, это трудно, но возможно, если коллектив сплоченный и относится друг к другу с пониманием и стремлением находить общий язык.

Итак, выбрасываем пальцы до тех пор, пока не выбросим одинаковое количество все одновременно. Вопрос: Как вы думаете с какой попытки у нас получиться? ( надо чтобы все выбрасывали по 5 пальцев, т.к. открытая ладонь - символ сотрудничества. Ведущий «пальцы не выбрасывает», коллектив должен сам это сделать).

Рефлексия.    Что  почувствовали    перед   заданием,    в    процессе «выбрасывания», когда все поняли и сделали правильно?

4.        Упражнение « Сообщение».

Цель: осознание важности корректной передачи информации вербально и невербально,  для предотвращения конфликтных ситуаций.

4.1  передаем движение руками.

        Все участники становятся в колонну по одному, глядя друг другу в затылок (не подглядывая, что делается у него за спиной). ведущий последнему участнику «передает » руками какую-то информацию.(поглаживание по голове, плечам, ногам  и т.д.)

4.2  история рассказанная руками.

        Все участники сидят по кругу на своих местах с закрытыми глазами. Ведущий своему соседу «рассказывает» (пантомимой) историю. Напр. Увидел цветы, сорвал 3, подарил с любовью. Идет передача истории по кругу, рядом сидящему, остальные с закрытыми глазами ждут соей очереди.

    4.3.   вербальное сообщение.

Инструкция. 5 добровольцев выходят за дверь, задача наблюдателей молча слушать. Ведущий делает сообщение одному из оставшихся. Нужно передать  сообщение ведущего другому,  максимально сохранив смысл передаваемого сообщения.

         Однажды утром группа студентов пришла в лабораторию. Там уже находился доктор Пол Брандуайт. На краю его стола стояла бутылка молока. Студенты, на спуская глаз, смотрели на бутылку и думали, какое отношение она имеет к курсу гигиены. Совершенно неожиданно доктор Пол Брандуайт встал, смахнул бутылку в раковину и воскликнул: «не стоит рыдать над разлитым молоком!»  Потом он заставил подойти студентов к раковине и посмотреть на следы катастрофы. «Смотрите внимательно,  - продолжил он, - Я хочу, чтобы Вы запомнили этот урок на всю жизнь. Молока нет, Вы сами видели как оно стекло в канализацию. И никакие крики, никакие жертвы и волнения не вернут даже каплю. Нам остается только вычеркнуть его, забыть и перейти к другому вопросу.

   

 4.4.  просмотр видеоролика «рисуем собаку».

Рефлексия: к чему может привести некорректно переданная информация, что мешает и помогает передавать информацию?

5. Релакс пауза.  Видеоролик «Цветотерапия».

  1. Заключительная часть.

Рефлексия: что запомнилось? Что было труднее всего? Что не понравилось или понравилось?

  1.  Экспресс – диагностика.  «Мое настроение».

 Выбрать цветной квадратик, какой мне именно сейчас нравится.

  1. «Прощание». При прощании мы всегда говорим друг другу что-то приятное. Давайте и мы скажем по кругу что-то приятное своему соседу.  Скажем себе спасибо за участие и работу. Аплодисменты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Инновационные формы и методы работы с детским коллективом.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного и воспитательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигну...

Методическая работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье речь идет о методах и приёмах работы педагогов по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ....

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...