формирование коллектива младших школьников
план-конспект по теме

Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Мой класс создан впервые. Для того, чтобы получше  познакомиться с учащимися и  их семьями, я начала изучать личные дела. Провела анкетирование среди учеников и родителей, опрос о занятости  учащихся дополнительными занятиями  в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Формирование коллектива младших школьников»

                                Учителя начальных классов

                       МБОУ СОШ «Родники»

          Шестаковой С.В.

Ноябрь, 2011 год

      Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Мой класс создан впервые. Для того,  чтобы получше познакомиться с учащимися и их семьями, я начала изучать личные дела. Провела анкетирование среди учеников и родителей, опрос о занятости учащихся дополнительными занятиями в свободное время.

В классе  26 учеников. Из них – 14 мальчиков и 12 девочек. Большинство детей воспитывается в полных семьях и в доброжелательной обстановке. В классе 1 отличница (Пантюхова А.) и 13 хорошистов. Коллектив имеет сформированный культурный уровень.

Первая стадия – становление коллектива (первоначальное сплочение). Организатор – педагог, от него исходят все требования. Первая часть считается завершённой, когда выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.

В моём классе проводились выборы классного актива путём выбора кандидатов голосованием. Ребята сами сразу назвали человека, которому полностью доверяют, считают главным после учителя – Пантюхова Анастасия. А вот с выбором старосты класса мнения ребят уже раздвоились. Как быть? Определились: один из них будет помогать, замещать другого.

На второй стадии усиливается влияние коллектива. Теперь уже актив не только поддерживает требования учителя, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нём конфликты самостоятельно.

Староста класса (Кормилицын Е.)  стал очень высокого мнения о себе, оценивал дежурство одноклассников несправедливо. Ребята стали возмущаться, делали ему замечания. После чего предложили мне на ближайшем классном часе переизбрать старосту класса. Так вторая кандидатура очень пригодилась.

К завершению второй стадии развития коллектива ещё существуют «изолированные» школьники, но число их не превышает 1-2 человек, резко увеличивается количество взаимных выборов.

Третья стадия характеризует расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно определить уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу: более высокое требование к себе, чем к своим товарищам.

Очень важно нам, учителям, знать особенности взаимоотношений ребёнка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье. Очень многое об учащихся моего класса, их семьях, традициях, я почерпнула из сочинений «Моя семья».

Для воспитания коллектива нужны как будничные мероприятия, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения (проведение классных часов «Твоё поведение в школе»; «Права и обязанности учеников начальных классов»; беседа-диспут о дружбе, терпимости к окружающим людям «Это здорово, когда мы вместе»,  и т.д.), так и торжественно праздничные традиции. Дети с большим воодушевлением откликнулись на подготовку концертных номеров к  Дню учителя. Были отобраны 3 номера участников  к празднику. В конкурсе  «Осенние дары» принимали участие 10 человек, из них 3 получили грамоты за призовые места.

Уже много лет в своей работе я использую бригадную форму. С каждым выпуском проводила классные посиделки. Так и в этом году перед окончанием 1 четверти в классе, совместно с родителями, был проведён кулинарный поединок «Салатник». Ребята самостоятельно делились на бригады, выбирали шеф-повара, коллективно готовили салаты. Каждый родитель смог увидеть и оценить работу своего ребёнка в группе, плюсы и минусы. Детям и родителям конкурс очень понравился. Поступило предложение от обеих сторон продолжать такие мероприятия.

 В такой форме деятельности видно, насколько у детей развито чувство товарищества, дружбы, чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества. Совместно развивающейся деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

Формирование коллектива младших школьников в условиях внедрения ФГОС

Выступление на муниципальном методическом объединении...