Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"
статья по теме

Публикова Светлана Вячеславовна

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных методов и средств. Одним из них является игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nizhn.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Из всех…знаний и умений самым  

                                                                важным, самым необходимым                                            

                                                            для жизненной деятельности является,

                                                 конечно, умение ясно, понятно,

                                                   красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Школьная программа также предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

 Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Цель обучения не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а, прежде всего в том, чтобы он, используя эти знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого -культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. К сожалению, приходиться отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Устранить эти расхождения и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если на каждом году обучения будет систематически проводиться работа по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей.

Поэтому я решила взять за основу в своей работе развитие речи учащихся. Эту тему я разрабатываю третий год. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая ученику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Можно ли ребёнка научить думать и свободно выражать мысли своими словами? Оказывается, можно. Но для этого нужно поставить его в благоприятные условия. Этим условием в начальной школе является игра. Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности. Это один из эффективных методов (1 класс) и приёмов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на развитие речи. На своих уроках стремлюсь учить детей  увлекательно. Тщательно отбираю занимательный материал. Обращаю  особое внимание на постановку вопросов проблемного характера, использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию. Не забывая о воспитательных задачах уроков чтения, побуждаю детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать свое мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни. Жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Например, тема «Загадки» в 3  классе. Загадывание – игра-шутка, рассчитанная на смекалку и  догадливость.  Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Дети могут сочинять свои загадки.  Некоторые  игры  помогают  дать  первоначальное  понятие о строении произведения: это игра с деформированным  текстом и игра с рассыпанными иллюстрациями. Так,  на  уроке,  используя  набор  иллюстраций  по сказкам, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные  иллюстрации в такой последовательности, чтобы  восстановить  содержание сказки. На  уроках  литературного чтения  уместны и КВН, и литературные  викторины, конкурсы, аукционы, инсценирования и т.д. Задачи  этих  уроков  побудить  интерес к  чтению. Содержание  любой  игры  определяется особенностями  произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, игрой  конкурсом  на лучшего толкователя слов или сама даю толкование новых  слов, а учащиеся называют это слово. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы« Пословицы и поговорки». Самое главное для учителя здесь научить понимать  образность  пословиц и  поговорок,  научить  применять  их  в  речи. Можно дать  задание составить небольшой текст к данной пословице или  поговорке. При изучении данной темы провожу  такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов». Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

  1. Игровые формы работы для 1 класса

  Игра  «Зоопарк»

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

а)   Внешний вид;

б)  Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

2. Составление рассказа по сюжетной картинке (создание различных ситуаций общения)

Вопросы:

  1. Что делает девочка, изображенная на картинке?
  2. О каких животных она прочитала?
  3. Назовите сказки, где встречаются эти животные.
  4. В какой сказке встречаются волк и коза?
  5. Волк и заяц?
  6. Волк и белка?
  7. В какой сказке волк глупый?
  8. Что произойдет, если в одну из этих сказок попадет зебра?

Задание. Придумайте сказку, где главная героиня — зебра.

3. Работа с деформированным текстом.

В первом классе включаю работу с деформированным текстом. Сначала это простые задания, в которых надо лишь правильно составить предложение, а затем  уже предлагаются предложения и детям нужно установить их порядок, чтобы получился текст. Например,

                                       Ящерка.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост. (2)

Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там!(4)

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под

 камень.(3)

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.(1)

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.(5)

Также подбираю задания для формирования монологической речи и  развития воображения. Например:

4., Продолжить рассказ по данному началу 

«Чьи это грядки?»

На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на  маленькие грядки. На кучках торчат березки росточком со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелеными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?

Не забывая о воспитательных задачах уроков чтения, побуждаю детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать свое мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни.  На уроках литературного чтения  использую игру «Волшебный сундучок». Дети должны угадать, из какого произведения  данная  вещь. Это  может  быть шляпа, или перо Жар-птицы, золотой  ключик или  лыжная палка, яблоко  или  зеркальце, корыто или очки.

В уроки чтения включаю задания переконструировать текст, что способствует творческой активности детей.  Например,

5. Установить нужный порядок в стихотворении

А сегодня прямиком                3

Долго шла весна тайком       1  

Шлепает по луже                  4

От ветров и стужи              2

 6.Даны слова в столбиках сверху вниз читать медленно, а снизу вверх быстро.

ручка                                       указка

парта                                        учебник

доска                                       обложка

альбом                                       резинка

тетрадь                                      закладка

                 Задания:

Какие вещи нужно положить в портфель?

Закройте первый столбик, вспомните слова, назовите их.

Какое слово здесь лишнее.

Придумайте предложение с любым из слов.

Следующее задание может быть таким:

7. На карточках даны слова, нужно поставить ударение, составить предложение с этими словами.

магазин                                          портфель 

  Следующий вид заданий, который использую в своей работе это-

8. Работа со словарем. 

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Особенность словарной работы состоит в том, что она производится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом. По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением. При подготовке к уроку я выявляю те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использую самые ранообраз6ые приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Ребята с интересом узнают, что такие привычные слова как тетрадь, котлета, пенал, карандаш, салат – нерусского происхождения и с интересом находят их значения по словарю.

 Так, в 3 классе при изучении произведения “Слон ” показываю изображения животных.

Объясняются значения слов: аршин, четверть. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов во время прогулок.

Некоторые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например, слово “односельчане” (“Они живут в одном селе”, - объясняют дети).

Активную работу по развитию речи провожу на уроках окружающего мира. Учебник А.А. Плешакова содержит яркие, красочные иллюстрации, интересные вопросы. После прохождения  темы прошу детей подобрать дополнительный материал. Ребята с удовольствием находят дополнительную литературу, составляют сообщения, которые потом рассказывают на уроке всему классу. Также ребята оформляют рисунки к своим сообщениям. Таким образом, по окружающему миру в течение нескольких лет мы с ребятами составили «Красную книгу».

Вместе с детьми мы составляем рассказы по картинкам. Учу детей составлению вопросов к тексту. Чаще всего эту работу они делают дома. А в классе задают вопросы друг другу. Затем мы  определяем чей вопрос оказался лучше.  В 3-4 классах дети охотно подбирают дополнительный материал к уроку, делают рисунки, аппликации, составляют кроссворды. Таким образом, увеличивается словарный запас детей, а это одна из главных задач обучения на начальной ступени.

9. Задания по развитию речи самые разнообразные и интересные. Например, после прочтения стихотворения В. Берестова «В магазине игрушек» даю  задание:

- Приготовьте рассказ о своей любимой игрушке.

На следующем уроке провожу такую игру: все по очереди рассказывают о своих любимых игрушках, но не называют их, а остальные угадывают, о чем идет речь.

10. Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников  веду работу со скороговорками. Для снятия напряжения во время урока можно провести  такую минутку:

Задание: - проговорить в разном темпе, с разной интонацией скороговорку «Белые бараны били в барабаны». Проговариваем с чувством радости, грусти, удивления.

При составлении рассказов на уроках использую репродукции известных живописцев, так как красочные, содержательные произведения эмоционально воздействуют на детей, обогащают их мыслями, побуждают к высказываниям.  Этот вид работы включаю  в уроки чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

 Полезной считаю работу по составлению рассказа по сюжетным картинкам, когда учащимся необходимо установить последовательность событий.

В обучении детей  использую различные виды пересказов. Воспроизведение прочитанного является эффективным приемом развития не только мышления, но и речи.  Для этой работы использую различные виды работы:

- выборочный пересказ;

-подробный пересказ;

-пересказ по плану;

-составление устных портретов;

 -нахождение ключевых слов;

- инсценирование;

- рисование кадров к мультфильмам,

-отгадывание кроссвордов;

По  своей методической теме выступала на методическом объединении с докладом «Обогащение словаря младших школьников», давала открытый урок в 4 классе по теме «Незаменимые помощники – словари» (см. приложение 1), сочинение  по картине И. Шишкина «Зима» в 4 классе подбирала дидактический материал, способствующий обогащению словарного запаса детей. (см. приложение 2)

В 4 классе проводила диагностику устной речи учащихся. По результатам больше половины класса это дети хорошо читающие, уровень связной речи соответствует норме.

Развитие речи долгий и кропотливый труд  учеников и учителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху.

Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению. 

Я считаю, что  каждый  ребенок от  природы  наделен  разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать  интерес и любознательность, желание познать самого себя.

                                       Ящерка.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

                                       Ящерка.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

                                     Ящерка.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

                                       Ящерка.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост.

Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там!

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.

5. Установить нужный порядок в стихотворении

А сегодня прямиком                

Долго шла весна тайком      

Шлепает по луже                  

От ветров и стужи              

5. Установить нужный порядок в стихотворении

А сегодня прямиком                

Долго шла весна тайком        

Шлепает по луже                  ё

От ветров и стужи              

5. Установить нужный порядок в стихотворении

А сегодня прямиком                

Долго шла весна тайком      

Шлепает по луже                  

От ветров и стужи              

5. Установить нужный порядок в стихотворении

А сегодня прямиком                

Долго шла весна тайком      

Шлепает по луже                  

От ветров и стужи            

Я считаю, что  каждый  ребенок от  природы  наделен  разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать  интерес и любознательность, желание познать самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Развитие творческой одаренности младшего школьника через игровую деятельность"

Статья о методах и приемах развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. В материале указаныспециальные упражнения,игры для развитияо даренности....

Речевое развитие младших школьников через игровую деятельность

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее  состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение...

«Развитие связной речи младших школьников через образно-эмоциональное описание предмета».

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Сочинения с элементами описания предметов формируют у детей любовь к русской природе, родному краю, к нашей необъятной Родине. Такие описания помогают школ...

Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности

Данный матеиал подготовлен 04.10.2017 в качества доклада для слушателей курсов ИПКРО...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности...

Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность

Понятие «игра» можно определить следующим   образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...