Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий
статья по теме

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ponomaryova_e.a.mbou_sosh_no112_g.ufa_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная  среда современной системы образования –

 комплекс современных информационных,  дидактических и методических технологий

Е.А. Пономарёва,

учитель начальных классов  МБОУ СОШ №112

Калининского района городского округа г. Уфа РБ  

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования, которая  предоставляет  новые образовательные возможности для ускоренного интеллектуального развития личности (системное мышление, развитое воображение и интуиция, чувство нового, коммуникативную компетентность и др.).

Ещё 2-3 года назад компьютер и мультимедийное оборудование  на уроке мы использовали только для показа презентаций, но в последнее время появились  новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, которые  вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации.

Во-первых, использование на уроках обучающих программ  и контрольных  тестов.

Уже несколько лет    я использую  на уроках  мультимедийный учебник для начальных классов   «Уроки Кирилла и Мефодия», содержащий  уроки, видеофрагменты, анимированные  интерактивные  тренажеры.  

Активно использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана.

С успехом применяю  на уроках  тесты, созданные в программе San Rav. 

Программа позволяет создавать вопросы для   тестов с  со следующим типом ответов :

1.одиночный выбор;  

2.множественный выбор;

3. соответствие;

4. открытый.

При составлении обучающего теста учитель может ввести  дополнительный материал, включающий подсказку, а также слова ободрения  и поддержки для ученика типа: «Умница», «Так держать», «Подумай» и.т.д.

Если  ученик неправильно дал ответ, то всплывает окно – подсказка.  

При выполнении контрольных тестов обучающийся видит сразу баллы за работу.

Конечно, данная работа требует того, чтобы у каждого ученика был персональный компьютер. Но мы нашли выход. На уроках при работе с обучающими тестами ученики по очереди работают на двух компьютерах, находящихся в классе,  контрольные  тесты выполняются в кабинете информатики.

  Обучающие программы и контрольные тесты помогают    сформировать   навыки самостоятельной работы у обучающихся, уменьшить время, которое учитель тратит на проверку работ, и в тоже время объективно  оценить знания ученика.    

Помимо этого они  позволяют  учитывать еще и ряд других факторов: возрастные и индивидуальные особенности учащихся, обеспечение доброжелательной и тактичной формы обращения к ученику, возможность повторных обращений к программе в случае неудачной попытки.

А также идёт активное вовлечение обучающихся в работу с использованием средств информатизации.

 Обучающиеся  моего класса  ведут поиск информации для решения учебных задач, активно участвуют во Всероссийских дистанционных олимпиадах по русскому языку, окружающему миру, математике  (Зверева А.,

I место), в конкурсе «Золотая осень» (Амелина В., победитель).

        Участвуя в дистанционном конкурсе рисунков «Золотая осень», учащимся необходимо было отсканировать рисунок, прикрепить его к письму.

            Участвуя в дистанционных  олимпиадах, учащимся, необходимо было набрать и отправить заявку, получить по электронной почте и распечатать задание, а затем его выполнить и отправить по электронной почте.

 Считаю, что  опыт, полученный детьми в процессе участия в дистанционных конкурсах  и олимпиадах поможет им в дальнейшем, так как  участвуя  в них, ученики не только углубляют свои знания по предметам, но и приобретают ценные навыки самостоятельной работы    в сети Интернет:   нахождение нужного сайта, регистрация на нём, нахождение и сохранение нужной информации, работа с  электронной почтой (приём и  отправка).  

Труд,  затраченный на управление познавательной деятельностью обучающихся  с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: 
повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка,  позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,  создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Накопленный  мной опыт  работы с  использованием ИКТ отражён на следующих  сайтах: rusedu.ru, nsportal.ru,minobr.org, proshkolu.ru,urokitio.ru.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

  Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём...

Презентация "Гуманная педагогика - основа современной системы образования"

Презентация "Гуманная педагогика  - основа современной системы образования"...

Аутичный ребёнок в современной системе образования

Аутичный ребёнок в современной системе образования...

Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования

Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования...

Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»

       Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос...

«Гуманная педагогика - основа современной системы образования»

Человек рождается на свет,Чтоб творить, дерзать – и не иначе.Чтоб оставить в жизни добрый следИ решить все трудные задачи.Человек рождается на свет.Для чего? Ищите свой ответ....