Положение о портфеле достижений обучающихся
методическая разработка по теме

Портфолио (или портфель) - один из способов организации накопительной системы оценки,формирования папки индивидуальных достижений. Опыт работы в данном направлении можно увидеть  в Положении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_portfolio.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

               УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия»

___________ Н. В. Полякова

«____» ______________ 2011г.

Приложение к приказу № __  от _____________

Положение

о Портфеле достижений обучающегося начальной школы

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Гимназия» с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формирования у обучающихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2. Портфель достижений обучающегося начальной школы (далее Портфель достижений) относится к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений.

1.3. Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в гимназии.

1.4. Портфель достижений является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе  ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

1.5. Портфель достижений служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

1.6. Основными задачами ведения Портфеля достижений являются:

  1. поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;
  2. поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  3. развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;
  4. формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  5. укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности.

2. Порядок формирования Портфеля достижений учащегося начальной школы 

2.1. За организацию формирования Портфеля достижений и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием несет ответственность классный руководитель.

3. Структура, содержание и оформление Портфеля достижений.

3.1.В Портфель достижений включены следующие материалы:

3.1.1Выборка детских работ:

-формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных.

-материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

-другие работы, демонстрирующие нарастающую успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыка устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.;

По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

3.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями

3.1.3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности

3.2.В Портфель достижений входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.

3.3. Портфель достижений включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.

3.4. В состав Портфеля достижений входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).

3.5. Портфель достижений имеет следующую структуру (Приложение 1):

- титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком;

- основная часть;

- содержание.

4. Основные направления деятельности по формированию Портфеля достижений.

4.1. В формировании Портфеля достижений участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя – предметники, педагог – психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация гимназии.

4.1.1. Обучающиеся:

- Осуществляют заполнение Портфеля достижений;

- Оформляют Портфель достижений в соответствии с утвержденной  структурой в папке с файлами;

- При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфеля достижений, достоверность сведений, представленных в Портфеле достижений, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;

- Могут презентовать содержание своего Портфеля достижений на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

4.1.2. Классный руководитель:

- Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфеля достижений;

- Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфеля достижений;

- Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфеля достижений обучающегося начальной школы;

- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;

- Обеспечивает обучающихся необходимыми формами, рекомендациями,

- Оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

4.1.3.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

- Предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов Портфеля достижений;

- Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;

- Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;

- Проводят экспертизу представленных работ по предмету;

- Пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.1.4. Педагог – психолог, социальный педагог:

- Проводят индивидуальную диагностику;

- Ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

4.1.5. Администрация гимназии:

- Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфеля достижений;

- Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

- Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в практике работы гимназии;

- Организует работу по реализации в практике работы гимназии технологии Портфеля достижений как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

- Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в образовательном процессе.

5.Презентация Портфеля достижений обучающихся начальной школы

5.1. Обучающийся представляет содержание своего Портфеля достижений на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфеля достижений обучающихся может проходить в форме выставок Портфелей достижений.

5.3. На презентацию обучающийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфеля достижений.

6. Оценка

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфеля достижений и  в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфеля достижений, так и  в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфель достижений сопровождается документами:

- Состав Портфеля достижений;

- Критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Критерии оценки отдельных составляющих Портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям контингента обучающихся класса.

6.5. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

6.6. Все составляющие Портфеля достижений оцениваются только качественно. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

6.7. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфеля достижений целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля достижений, делается вывод о:

 - сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


Приложение 1

Разделы Портфеля достижений обучающегося начальной школы

Страницы раздела «Портрет»

  1. Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)
  2. Место для фото (или автопортрета)
  3. Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут:

Я родился (число/месяц/год):

Я живу в:

Мой адрес:

Моя семья:

  1. Нарисуй портрет своей семьи
  2. Родословное дерево
  3. Чем я люблю заниматься
  4. Я ученик

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в гимназии («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

  1. Я могу делать …
  2. Я хочу  научиться в этом году…
  3. Я научусь в этом году …

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

  1. Я читаю:
  2. Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель:
  3. Мой распорядок дня:

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

  1. Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

 Чем я люблю заниматься?

 Какая игрушка у  меня самая любимая?

 Сколько у меня друзей и как их зовут?

 Какой у меня самый любимый цвет?

 Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?

Страницы раздела «Коллектор» 

  1. Правила поведения в школе
  2. Законы жизни класса
  3. Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
  4. План – памятка «Решения задачи»
  5. Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
  6. Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
  7. Памятка «Как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)»
  8. Памятка «Правила  общения».

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

  1. Моя лучшая работа
  2. Задание, которое мне больше всего понравилось
  3. Я прочитал ……. книг.
  4. Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  5. Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  6. Мои цели и планы на следующий учебный год:
  7. Чему я еще хочу научиться?
  8. Какие книги прочитать?
  9. Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях.
  10. Мои проекты.
  11. Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное положение о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся («портфолио»)

                    Ув                   Уважаемые родители! Прошу Вас ознакомиться с п...

"Портфель достижений"- системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся

В данной презентации представлены критерии создания "Портфеля достижений обучающихся начальной школы" , задачи участников образовательного процесса....

Доклад Коптевой Т.И. "Совместная работа родителей и учителя по формированию портфеля достижений обучающихся"

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфель достижений обязательно поможет при поступл...

портфель достижений обучающегося начальных классов

Презентация "Портфель достижений обучающегося начальных классов" раскрывает основные положения для оформления и составления Портфеля в сответствии с ФГОС...

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной...

Портфель достижений как форма систематизации результатов деятельности обучающегося, способствующая его личностному росту и успешной социализации

Портфель достижений как форма систематизации результатов деятельности обучающегося, способствующая его личностному росту и успешной социализации...

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ Хойтобэе»

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ Хойтобэе»...