Создание адаптивной среды на уроках через использование здоровьесберегающих технологий.
статья по теме

Папка содержит выступление и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

                                               не может расцвести искусство, не играют силы,

                                                бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

Наша программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей. 

Структура работы по формированию                                                                  культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Здоровье-

сберегающая инфраструктура

Эффективная организация  физкультурно – оздоровительной работы

Реализация дополнительных образователь

ных программ

Просветительская работа с родителями

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.

Медико – гигиенические технологии  (использование профилактических программ, а также контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов, врач и медицинская сестра школы делают прививки учащимся, оказывают им консультативную и неотложную помощь, проводя мероприятия по санитарно – гигиеническому просвещению школьников и следя за динамикой здоровья детей, организуя профилактические мероприятия в преддверии, например, эпидемии гриппа и решают другие задачи, относящиеся к компетенции медицинской службы, создание в школе стоматологического, физиотерапевтического кабинетов – тоже элементы этой технологии.

Физкультурно – оздоровительные технологии  (направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

Экологические здоровьесберегающие технологии (воспитание у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.д. обладают и мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно – нравственное здоровье учащихся).

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности  (их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, грамотность учащихся по этим вопросам обеспечиается изучением курса ОБЖ).

  Классификация  здоровьесберегающих  технологий может строится и на других основаниях. По характеру действия они разделяются на 4 группы.  

  1. Защитно – профилактические технологии (направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами). Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
  2. Компенсаторно – нейтрализующие  технологии (при их использовании ставится задача восполнить недостаток  того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности: физкультминутки и физкультпаузы, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение).
  3. Стимулирующие технологии (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния: температурное закаливание, физические нагрузки).
  4. Информационно – обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье: образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям  и педагогам).

  Основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики составляют образовательные здоровьесберегающие технологии, которые подразделяются на три подгруппы:

  1. организационно – педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  2. психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников;
  3. учебно – воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья  учащихся, проведение организационно – воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

  Психологическое здоровье -  это первооснова физического здоровья. Основа здоровья – умение воспринимать в расслабленном виде. Когда ученик собран на уроке, постоянно обязан слушать – материал глубоко не «пройдет». Поэтому учителю необходимо создавать благоприятный психологический климат на уроке для ровного и хорошего настроения учащихся и более эффективного усвоения знаний.

  Как же этого достигнуть?

  Психологическое здоровье школьника – основа его благополучия в жизни. Недопустимо экономить силы и ресурсы на его формировании. Урок – это главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, где учитель эффективно руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся без ущерба их здоровью на основе соблюдения педагогических условий, используемых не как хаотичный набор приемов и методов, а грамотно выстроенную систему.

  Организационно - педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, - сердцевина здровьесберегающей педагогики. Они состоят в том, чтобы:                                                                                                                               1. Создавать на уроке благоприятный психологический климат: положительное воздействие учителя на психологическое здоровье учащихся (способность учителя к сочувствию, сопереживанию, способность к рефлексии, умение владеть своими эмоциями, умение эффективно слушать, управлять  диалогом, поддерживать обратную связь с партнером, толерантность, способность в своей работе с учащимися прогнозировать    перспективные результаты);

 определение условий для «ситуации успеха» на уроке (Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального благополучия. Использование положительных установок на успех  ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

Умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

 Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Ситуация успеха создается педагогом в учебной деятельности;

 проведение психологической подготовки учеников к контролю знаний (психологическая настройка- это «целенаправленное формирование психофизического состояния, позволяющего с наибольшей эффективностью осуществлять намеченную деятельность или решать другие психологические задачи»);

включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся (опыт впечатлений и переживаний, опыт «делания», опыт взаимодействия). Объяснение нового материала на уроке ведётся с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя  деятельность учащихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-конкурс;

- урок - творческая игра;

- урок-путешествие;

- урок-викторина.

Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.

работа со школьниками в атмосфере увлеченности поиском нового знания; использование соответствующих средств наглядности;

установление межпредметных связей.

2. Снижать утомление школьников: включение школьников в разные формы организации деятельности (Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах сменного состава,

-деятельность с элементами соревнования,

-взаимооценка,

-ребенок-консультант и др.

применение дидактической игры (в основу организации игровой среды положены следующие принципы: эмоциональной комфортности, активности, открытости, индивидуализированности, учета возрастных особенностей детей, информативности). Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

эмоциональная передача содержания учебного материала, использование юмора; 

перевод школьников к новому виду деятельности, включение в урок физкультминутки. Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики.

В состав упражнений для физкульминуток я включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укреплению мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

    Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ,  поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводит учитель, а в 3-4 классах их проводят уже дети.

Систематически в процессе обучения в 1 классах  в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения  под музыку, совершают прогулки и игры  на свежем воздухе. Динамические паузы дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

3. Использовать элементарную диагностику утомляемости учащихся: сравнительный анализ выражения лиц школьников;

 наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса и групп школьников; применение метода цветовой диагностики - рисование различных , которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

Мне бы хотелось рассказать о методике исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других, которую я использую в своей работе.
Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка.
Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Магнитики с именами учащихся. У педагога- исследователя тоже есть свой магнитик, и дети могут видеть настроение своего учителя.
Методика исследования: на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня.
Шкала цветового диапазона.
Красный - зона бодрого, мажорного настроения.
Желтый - зона приятного, благодушного настроения.
Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона.
Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности.
Черный – зона пессимизма, уныния, упадка.

Исследователь-педагог фиксирует определенное испытуемым настроение в таблице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Чтобы сравнить настроение участников исследования подготавливаю таблицу настроений.
п.п. Ф.И. Участника исследования Количество дней  


Анализ данных таблицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели, и в конце каждого месяца. Ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает исследователю-учителю разобраться в причинах переживания ребенка и по-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.

оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы; выбор задания из ряда предложенных, различных по характеру эмоционального содержания и объему; 

анализ ошибок при письме.

4. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения: использование соответствующих педагогических технологий; обязательность дифференцированных домашних заданий; наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями; учет интенсивности и длительности самостоятельной работы; построение ориентировочной основы учебных действий.

  Таким образом, чтобы грамотно организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика, учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать  свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта, тренера, психотерапевта. Поэтому в настоящее время идет интенсивный поиск и внедрение инновационных образовательных технологий, создание педагогических условий проведения урока, способствующих сохранению здоровья школьников. Но не менее важным фактором в сохранении психологического здоровья ученика, является грамотный подбор учебных программ и учебников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды на уроках через использование здоровьесберегающих технологий.

Адаптивная образовательная среда– социально – педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к ...

Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью...

Выступление на педсовете "Создание здоровьесберегающей среды на уроке"

Создание здоровьесберегающей среды на уроке - одна из главных задач учителя начальных классов...

участие в Республиканском семинаре «Организация успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ посредством создания адаптивной среды»

18 октября 2019года состоялся республиканский семинар на тему: «Организация успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ посредством создания адаптивной среды»...

«Одно из эффективных условий создания адаптивной среды обучения для детей с ОВЗ - использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающем процессе»

Использование интерактивных игр на коррекционных и логопедических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при в...