Повышение психолого-педагогической культуры учителей начальной школы
методическая разработка по теме

Сопова Елена Ивановна

Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания...Качество образования повысилось!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Вместе весело шагать по просторам…»

(Спортивно тренированные туристические прогулки для детей старшего возраста).

Цель: привлечение детей к активному отдыху.

Задачи:

 

  1. Обучать простейшим навыкам туризма.
  2. Закреплять навыки в ходьбе и преодолении различных препятствий.
  3. Совершенствовать ценное физическое качество – выносливость.
  4. Формировать знания об окружающей природе в процессе двигательной активности.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края и дружелюбные взаимоотношения между детьми.

Предполагаемый результат:

Туристический слёт «Мы туристы» (с участием родителей).

                                 

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а также захватывающий вид активного отдыха.

      Туризм (прогулка, поездка) – это путешествие, сочетающее отдых с элементами спорта и познавательными задачами (словарь иностранных слов – 1989 г.)

      Наши туристические прогулки – это переходы и кратковременное пребывание на природе, где проводится свободная деятельность детей и организованная, как правило,  тренировочного характера направленная на

  1. Усовершенствование двигательных навыков.
  2. Развитие физических качеств.
  3. Овладение туристическими навыками и умениями.      

     Конечно же, уделяем внимание краеведению и эстетическому восприятию окружающей природы, т.е. знакомим детей с самыми красивыми уголками нашего родного края.

     А куда же у нас можно попутешествовать? Что посмотреть? Конечно лес, который от нашего детского сада находится примерно в 1,5 – 2 км., а также на реку, в поле, на луг, сосновый бор, рощу.

     Все это рядом!

     Таким образом, туристическая прогулка является вполне приемлемой и доступной формой организации деятельности детей в нашем детском саду.

     Переход в одну сторону к месту стоянки осуществляется без остановок на отдых, 20-30 минут.

     Во время перехода к месту стоянки дети выполняют разнообразные движения и задания: из ходьбы, прыжков, упражнений на равновесие. На конечном пункте устраиваем в начале короткий отдых, где иногда делаем перекус (готовим сюрприз: печенье, баранки, конфетки).

    Затем организуем двигательную деятельность: преодоление полосы препятствий, игры-эстафеты, соревнования, спортивные и подвижные игры. Снова отдых и свободная деятельность детей, где дети собирают растения, составляют букеты, готовят природный материал для поделок, играют в любимые игры под руководством воспитателя. И, возвращение в детский сад, с выполнением двигательных игр, заданий по ходу движения, пение туристических песен, чтение стихов, разгадыванием загадок, проговариванием речёвок. К обеду возвращаемся в детский сад- усталые и довольные и всегда в конце прогулки дети задают один и тот же вопрос:    «А когда же мы снова пойдём (в рощу, в лес, на реку)?»

     Турпрогулку проводим вместо физкультурного занятия и, конечно когда позволяет погода. Костры мы не раскладываем, думаем, не надо спешить, у детей может быть радость «ближняя», «средняя», «дальняя». Костер мы разложим только в «последнем» походе в выходной день с родителями.

     Перед выходом из детского сада, как правило предупреждаем заведующую, медсестру и старшего воспитателя, проверяем как одеты дети, удобная ли обувь (о чем заранее предупреждаем родителей). Всегда берем кипяченую воду и аптечку. Правильно расставляем детей (в основном парами): первыми идут дети со средним темпом ходьбы, следующие – медлительные с детьми с высокой двигательной активностью, затем неорганизованные с дисциплинированными, позади – наиболее организованные. Берем с собой свисток, красные сигнальные флажки для перехода через дорогу, по которой движется транспорт.

      Перед выходом проводим беседу о правилах дорожного движения (правила перехода улиц, дорог, перекрестков), ядовитых грибах и ягодах, о правилах поведения на природе. С детьми идут их воспитатели, воспитатель по физкультуре, иногда участвует музыкальный руководитель или старший воспитатель.

     В основном в турпрогулки идут дети старшей и подготовительной групп, но иногда берем и среднюю, если переход составит 20 минут, со средними детьми делаем кратковременные привалы по ходу движения (отдыхаем на скамейках,  травке, брёвнышке).

     Каждую турпрогулку стараемся обыграть, придумать какой-то сюжет. Игру дети любят.

     Но наибольшую радость детям приносят турпрогулки в зимний лес. Для катания с горы почти у всех детей есть «ледянки» или куски ленолиума, а также удобная теплая, непромокаемая легкая одежда.

     На зимних турпрогулках значительное место отводится самостоятельной двигательной деятельности детей, а именно, натаптывание горы, поочередное скатывание с неё. Если снег липкий, то лепим снеговиков и конечно учимся ходить на лыжах.

     Катаясь на санках, дети тратят много энергии и так увлекаются, что не ощущают усталости. Поэтому приходится регулировать нагрузку  и организуем отдых после спуска в течение 1-1,5 мин. Отдохнув, дети поднимаются вверх медленным шагом, не обгоняя других детей. Учим детей падать в сторону и не бояться падений, объясняем, что это не страшно- снег и одежда уберегут от удара. Главное, что умение падать правильно, может помочь избежать травмы. Учим детей быстро отходить в сторону после спуска с горы, подниматься только с одной стороны горы, не задерживаться долго внизу и не оставлять свои санки или «ледянки». Дети осознают, что при выполнении этих правил, они получают радость, наслаждение, бодрость, удовлетворение.

      Итак:

  1. Туристические прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной активной деятельности, а также комплексного воздействия природных факторов: солнца, воздуха, воды.
  2. Занятия туризмом компенсируют так называемый двигательный голод целесообразной двигательной активностью (у нас нет бассейнов, гимнастических оснащенных залов).
  3. Туризм нам доступен и рекомендован почти каждому ребенку и взрослому (если нет серьёзных патологий).
  4. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пеньки, канавки, деревья, ручейки, брёвнышки, камешки – все это стимулирует двигательную активность детей.
  1. Систематическое проведение туристических прогулок позволяет регулировать работоспособность детей и избегать утомления, которое регулярно накапливается от монотонности пребывания на одном и том же месте.
  1. Туризм является прекрасным средством активного отдыха, он формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  1. Рассматривание иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов.
  2. Разучивание стихов и песен на туристическую тему.
  3. Знакомство со снаряжением туриста (палатка, рюкзак, одежда и т.д.)
  4. Беседы на темы:
  1. «Кто такие туристы?»
  2. «Правила дорожного движения по маршруту»
  3. «О ядовитых грибах и растениях», «Лекарственные растения», «Береги лес от пожара».
  1. Знакомство с аптечкой туриста (обязательно должна быть кипяченая вода).
  2. Загадки и хитрые вопросы о туризме, туристах, ягодах, грибах, лекарственных растениях.
  3. Кроссворды для туристов.
  4. Разучивание игр по ходу движения, дидактических игр, подвижных, по ориентированию на местности, для развития глазомера, наблюдательности на туристическую тематику.
  5. Рассказы о правилах поведения на маршруте, о законах и правилах поведения на природе и о традициях туристов.
  6. Проведения сюжетных физкультурных занятий «Мы – туристы».
  7. Проведение спортивных праздников с родителями.
  8. Выбор маршрутов для туристических прогулок.
  9. Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»
  10. Игры со строительным материалом на тему: наши «Костры» (колодец, шалаш).
  11. Игры с веревкой: «Узлы для дошколят», «Ступеньки творчества» Б.Н. Никитин или развивающие игры.
  12. Занятия на тему: «Топографические знаки».
  13. Изготовление поделок из природного материала.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

          О С Е Н Ь

  1. Турпрогулка – за реку Юг.

        - бег змейкой;

        - прыжки с продвижением вперед;

        - метание в цель.

  1. Игра по ходу движения по маршруту «Зеркало»

    Идя по маршруту, воспитатель молча выполняет те или иные

    движения – дети их копируют (разные положения рук, прыжки с

    продвижением вперед, разные виды ходьбы и др.)

  1. Игра-эстафета «Ловкий турист», соревнование между двумя командами (команды дети формируют сами).

Бег змейкой между рюкзаками, в обратном направлении,

прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

         Расстояние в оба конца по 10 метров.

  1. Игровое упражнение «Кто дальше», метание камушков в реку правой и левой рукой.
  2. Сбор осенних листьев.

    2. Турпрогулка – к реке Пушма на луг (1,5 км.)

             - бег парами;

             - прыжки поочередно на правой и левой ногах;

             - бег вперед спиной, метание в цель.

  1. Игра по ходу движения по маршруту «ниточка-иголочка».

Дети идут в колонне по одному за воспитателем и по сигналу выполняют разнообразные задания: бег змейкой между деревьями, ходьба по «мостику» (по бревну), прыжки с пенька, подлезание под ветки и т.п.

  1. Игра-эстафета «Веселые соревнования»

Организуется в виде соревнования между командами:

- Бег парами, взявшись за руки – 5м;

- Затем бег спиной вперед парами;

- Прыжки на правой ноге;

- Прыжки на левой ноге.

  1. Игровое упражнение «Кто самый меткий».

Метание камушков в реку правой и левой рукой.

  1. Составление осеннего букета. Д/игра «Найди такое же растение» - каждому участнику воспитатель предлагает растение и дети ищут за определенное время такое же.
  1. Турпрогулка в Стригинский сосновый бор (2 км.)

        - прыжки с длину с разбега;

            - бросание мяча от груди друг другу;

            - бег на 30 м.

  1. Организуются прыжки в длину с разбега через ямку (50 см.).
  2. Игра-эстафета «Ловкий мяч» или «Мяч капитану».
  3. Бег парами «Кто быстрее» -30 м.
  4. Сбор природного материала.
  5. Дидактическая игра «Телефон» по ходу движения.

             Воспитатель передает инструкцию (от 1 до 3 слов) следующему в     колонне. Дети должны, не останавливаясь, чётко, но не громко передать сообщение дальше. Затем сверяется содержание, сказанное воспитателем и полученное замыкающим.

   

  1. Турпрогулка – в рощу  (1 км.)

       - бег с препятствиями;

       - прыжки с продвижением вперед;

       - перебрасывание мяча через сетку

  1. Игра по ходу движения «Назови лесных птиц».

Дети по цепочке называют лесных птиц, игру начинает направляющий, а заканчивает замыкающий.

Основная задача – не прервать цепь. Игрок, не давший ответ (5 сек.) получает штрафное очко.

  1. Игра-эстафета «Быстрые ноги».

Организуется в виде соревнования между двумя командами из шишек, из веток сооружается по 3 барьера для каждой команды (высота – 30 см.) можно использовать поваленное дерево, пеньки, расстояние между ними 2-3 шага ребенка.

Задача – как можно быстрее преодолеть полосу препятствий и передать эстафету следующему игроку длина всей дистанции 20 метров.

  1. Игровое упражнение «Белочка».

Встав шеренгой, дети одновременно делают 3 прыжка. Определяется лучший результат. Следующая попытка из

4-х прыжков, далее из 5-ти.

  1. Игра «Не урони»

Дети делятся на две команды, которые располагаются по разные стороны площадки. Игроки перебрасывают мяч с одной стороны площадки на другую через сетку (высота – 1,5 м.). Ловит мяч тот ребенок, который может принять его.

Выигрывает команда, которая не допустит падения мяча на своей стороне площадки (место каждого ребенка в игре можно обозначить кружком).

  1. Сбор шишек, мха, веточек для поделок.

    5. Турпрогулка – в рощу (1 км.)

                   

  1. Занятия по желанию детей (ходьба по скамейке, подтягивание на перекладине и качание на качели по очереди и т.д.)
  2. Игра «Веселые футболисты»

Организуется между парами игроков

- ведение мяча по прямой -5м.;

- удар по воротам;

- вратарь ловит.

  1. Игра по ходу движения «Назови насекомых»

З И М А

   6. Турпрогулка на лыжную базу (2 км.)

 

  1. Бег с увертыванием.
  2. Метание снежков в цель.
  3. Катание с горы на ледянках
  1. Подвижная игра «Два мороза»
  2. Игровое упражнение «Кто меткий»

Метание снежков правой и левой рукой в цель (дерево, пенёк)

с расстояния 4-5 метров.

  1. Катание с горы
  2. Туристическая  речёвка

7.Тур.прогулка - на Раменские угоры (2 км.)

   1.Игры и упражнения на санках;

        2.Метание в движущую цель.

        3.Катание с большой горы на санках.

  1. Игры на санках проводятся в виде соревнований. Игроки 2-х команд делятся на пары. Один ребенок садится на санки, другой подталкивает сзади, на обратном пути дети меняются местами.
  2. Игра «Кто ловкий».

  Дети делятся поровну на команды, игроки первой команды располагаются внутри начерченного на снегу большого круга. Игроки второй команды размещаются за его пределами на расстоянии 5-ти шагов. По сигналу воспитателя игроки второй команды начинают метать снежки в игроков, находящихся в кругу. Их задача – увернуться от снежков.

  1. Катание с большой горки на санках по очереди.
  2. Игра по ходу движения «Зеркало».

  8. Тур.прогулка – на Раменские угоры (2 км.)

     

      - Игры и упражнения на лыжах

      - Катание на ледянках с горы

  1. Игра «Шире шаг» (шеренга).

Дети преодолевают дистанцию 20 метров без палок, делая широкие шаги. Выигрывает тот, кто дойдет до финиша, сделав наименьшее количество шагов.

  1. Лыжная эстафета.

Проводится в виде соревнований между командами:

Скольжение по прямой без палок (20 м.) поворот и возвращение на место, передача эстафеты следующему игроку.

  1. Катание с горы на ледянках, линолеуме.
  2. Туристическая речёвка.

                В Е С Н А

  9. Тур.прогулка в рощу (1 км)

    ( на разлив рек Пушма и Юг)

  - Бег с различными заданиями;

  - Метание вдаль правой и левой рукой;

  - «Найди клад» - ориентирование на местности.

  1. Игра – мы туристы»

По сигналу дети разбегаются, на сигнал туристы-велосипедисты (лыжники, мото, лодочники) дети имитируют их движения.

Вариант игры: выбирается водящий, предварительно договорясь, по сигналу воспитателя дети начинают имитировать способ передвижения разных туристов, а водящий должен определить вид туризма.

  1. Игровое упражнение «Кто дальше»

Метание камушков разными способами правой и левой рукой в реку «рисование» кругов на воде.

  1. Зарыт «клад», но есть карта. Дети рассматривают и запоминают условные знаки и ищут клад (банка сгущенки и несладкое печенье).

10.Турпрогулка – в Стригинский первый сосновый бор (2,5км.)

 - Бег на скорость.

 - Метание в горизонт. Цель.

 - Упражнение на равновесие.

  1. Игра по ходу движения по маршруту «Назови деревья»
  2. Дети сами организуют соревнования между двумя командами (предварительно проведя сговор)

 - Бег по прямой парами на скорость туда и обратно (20м) и передача эстафеты следующим игрокам.

  1. Игровое упражнение «Острый глаз»

С расстояния 4-5 м. дети правой и левой рукой метают стараясь попасть в центр пенька.

  1. Ходьба по дереву, лежащему на земле туда и обратно.
  2. Сбор природного материала для поделок.

       

                             Л Е Т О

 

11. Турпрогулка – за реку Юг (на пляж) (1км)

 

 - 1.  Бег в шеренге

 - 2. Упражнения с мячом (передача из-за головы, от груди, снизу, разные способы ловли)

 - 3. Элементы бадминтона

  1. Игра «Дружно вместе»

    По сигналу воспитателя дети в шеренге должны перебежать на другую сторону площадки (15м), удержав равнение по правофланговому, обгонять и отставать запрещено.

  1. Игра «Брось – поймай»

 - стоя в кругу дети перебрасывают мяч друг другу, отрабатывая разные способы броска и ловли. Задача – не дать мячу упасть.

  1. Игровые упражнения «Не урони»

  - перебрасывание волана, приём и отражение подачи.

  1. Игры с песком, сбор ракушек красивых камушек.

12. Турпрогулка – во второй сосновый бор (2км)

1. Бег парами вперед

2.Прыжки с продвижением на правой и левой ноге

3.Метание в цель прямой рукой с боку.

  1. Игра – эстафета «Веселые соревнования (осень)
  2. Игра «Городки»

        Дети делают из палочек, веточек «домики» (постройки) и метают с расстояния (4-5м) с боку прямой рукой. Кто самый ловкий? Меткий?

13. Турпрогулка – за реку Юг

  1. Бег по кругу с различными заданиями.
  2. Элементы бадминтона.
  3. Метание камешков в реку.
  1. Игра «Лесные звери»

     Легкий бег по кругу. По команде педагога или ребенка «Заяц»

     (волк, медведь, лиса, лось и др.), дети имитируют движения

     лесных зверей.

  1. Игровое упражнение «Не урони»

    - приём волана и отражение подачи.

  1. Метание правой и левой рукой в реку камешков.

14. Турпрогулка – к реке Пушма

   

  1. Бег змейкой с увертыванием
  2. Прыжки в длину с места
  3. Футбол.
  1. Игра «Лесные пятнашки»

    Проводится между деревьями. Пойманным не может считаться тот, кто успел обхватить дерево.

  1. Игровое упражнение

    «кто дальше за три прыжка» (осень)

  1. Игра в футбол по упрощенным правилам.

 РЕЗУЛЬТАТ

ТУРСЛЁТ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ

« МЫ – ТУРИСТЫ»

Торжественное открытие и приветствие всех участников.

КЛЯТВА ТУРИСТА.

Построение в колонну, поход. Туристическая речёвка.

Игры по ходу движения по маршруту: «Зеркало»

                                                                   «Ниточка-иголочка»

                                                                   «Телефон»

                                                                   «Назови лесных зверей»

                                                                     (птиц, деревья)

Туристические песни.

Привал.

Программа слёта.

Принимают участие парное количество семей из 3 человек (папа, мама, ребенок).

1. СЕМЕЙНАЯ ИГРА-ЭСТАФЕТА«Веселые старты».

   На линии старта размещается мама с ребенком, папа располагается в середине пути, участники выполняют следующую цепочку действий:

  - по команде начинают бег взявшись за руки мама с ребенком (10м;)

  - ребенок пролезает между ног у мамы;

  - мама приседает на корточки, а ребенок перепрыгивает через неё

     способом «ноги  врозь» (чехарда) – 2 раза подряд;

  - держась за руки бегут вдвоем по бревну до папы;

  - бег папы с ребенком на плечах и ведение мяча ногой между

     расставленных на расстоянии 1 м рюкзаков туда и обратно.

  - бег по прямой друг за другом держась за плечи впереди бегущего     игрока (ребенок бежит первым).

Победившей считается команда, которая пересекла линию старта первой и не разомкнула цепочку.

2. «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»

      - «Кочки» (прыжки с кочки на кочку, стараясь не попасть в болото) (10м).

      - «Не намочи ног» (ходьба по бревну).

      - «Прыжки через ров» (ширина около 70см.- 1м).

      -«Волчатник» (подлезание по-пластунски под натянутую между колышками прямой).

      - «Кто быстрей» (бег в обратном направлении по прямой).

 с передачей эстафеты следующему игроку.

3. Игры по ориентирование на местности.

      - «Самый наблюдательный»

Ведущий прячет флажок (бейсболку) в лесу на ограниченном участке, затем называет 1-2 признака, указывающих на местонахождение спрятанного предмета (например, пень, покошённое дерево) тот, кто первым нашел предмет должен тихо сообщить об этом ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не обнаружит спрятанный предмет, победитель получает звание «Лучший следопыт турслета».

    - «Точный глазомер»

Определить в лесу север и юг без компаса. Тот, кто назовет большее количество примет назначается штурманом на турслете.

Правильность ответов проверяется по компасу.

    - «Следопыты»

Разбиваются участники на 2 команды: одна сидит в палатке, а другая удаляется в глубь леса оставляя за собой заранее оговоренные предметы (пробки, кусочки бумаги, ткани и т.д.)

Пройдя 200м маскируются в лесу. Вторая команда спустя 2-3 минуты начинает движение по следу, собирая условные знаки, затем участники меняются местами. По игре («лесные казаки-разбойники»).

4. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Чей прыжок дальше»

- Первый член команды прыгает в длину с места от линии старта, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т.д., включая последнего игрока. Выигрывает команда, длина коллективного прыжка которой больше.

«Хвост дракона»

- Для организации этой игры необходимо не менее, а лучше более 10 игроков. Участники выстраиваются в одну колонну, держась двумя руками за пояс впереди стоящего игрока. Начало колонны – это голова дракона, конец – его хвост. По команде голова дракона и его шея начинают извиваться, стараясь как можно быстрее догнать свой хвост. Тело при этом не должно разорваться. Главная задача «хвоста» - как можно дольше продержаться и не угодить в пасть дракона.

«Репка»

- Для этой игры необходима ровная полянка длиной 10 метров. Перед игрой предлагается вспомнить русскую народную сказку «Репка».

От линии старта по команде начинает бег папа, добежав до условного места, он огибает его и возвращается обратно, берет следующего игрока – маму и они вместе друг за другом совершают тот же путь, затем следующий и т.д.

Выигрывает команда, которая прибежит первой и разомкнет рук.

«Перетягивание каната»

- Папа с одной стороны, а мама и дети – все с другой.

5. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

«Кто назовет больше»

- турснаряжения;

- спортинвентаря;

- лекарственных растений;

- съедобных грибов, ягод;

6. ЗАГАДКИ О ТУРИЗМЕ, ТУРИСТАХ, И ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ

7.  ОБЩИЙ КОСТЕР. ОБЕД.

     - Подведение итогов турслета;

- Чаепитие (чай с лесными травами);

- Фото на память;

- Пение туристических песен.

СЮЖЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ   «МЫ ТУРИСТЫ»

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

 Задачи:  

  1. Упражнять детей в прыжках в длину с места (особое внимание работе рук во время толчка и приземления)
  2. Продолжать формировать умение сохранять равновесие в ходьбе по гимнастической скамейке, приседая на середине.
  3. Упражнять в пролезании в вертикальный обруч боком.
  4. Развивать гибкость, ловкость.
  5. Совершенствовать навык легкого бега с увертыванием в игре «Мы веселые ребята»

 Пособия: кегли – 10 шт., маты, 2 гимн.скамейки, 2 обруча, 4 куба.

 Сюжет: «Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сейчас мы как   настоящие туристы отправимся в лес и будем преодолевать различные препятствия, а потом посмотрим, кто из нас самый ловкий, быстрый и внимательный, кто лучше готов к сложному походу в настоящий лес».

I часть. Ходьба по площадке с различными движениями рук, на носках (туристы идут по траве), с высоким подниманием голени (перешагивают через камушки), , ходьба и медленный бег между кеглями (деревьями), ползанье по-медвежьи, ходьба, построение.

II часть. О Р У:

        1). «Наденем рюкзак»

              и.п.: Узкая стойка, ноги врозь;

              В: 1 – руки согнуты к плечам;

                   2-3 – круговые вращения назад;

                   4 – опустить (7-8 раз)

        2). «Определим погоду»

             и.п.: Для ног тоже, руки на поясе;

             В.: 1 – правую руку согнуть в локте поднести ко лбу (туристы

                          смотрят на небо), повернуться на право;

                   2 – и.п.

                   3 – тоже в левую сторону;

                 4 – вернуться в и.п. (по 4 раза в каждую сторону).

        3). «Собери ветки» (для костра)

              и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены

              В.: 1 – наклониться к полу.

                   2 – выпрямиться (6-8 раз)

        4). «Завяжи кеды»

              и.п.: сидя, ноги врозь

              В: 1 – наклониться к левой ноге

                   2 – и.п.

                   3 – наклониться к правой ноге

                   4 – вернуться в и.п. (по 4 раза).

        5). «Туристы загорают»

             И.п.: лежа на животе согнутые руки касаются опоры

             В: 1 – 8 движения согнутыми ногами вверх – вниз

        6). «Перепрыгни кочку»

             И.п.: узкая стойка ноги врозь, руки на поясе.

             В: прыжки на двух ногах с поворотом на 180 градусов (во время  поворота руки помогают движению) (по 2 раза).

         

 2. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

1) Прыжки в длину с места – не менее 80 см. (перепрыгнем ручей)

2) Ходьба по гимн.скамейке, перешагивая кубы и приседая на середине(идём по бревну, перешагивая через сучки)

3) Пролезание в обруч боком (пролезаем по ветки) (4 раза)

   

     3. П/ИГРА « МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

            (ПОИГРАЕМ НА ПРИВАЛЕ)

III часть. Ходьба змейкой со сменой ведущего (лесной тропкой туристы

      возвращаются домой).

IV часть. Подведение итогов; оценка.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Задачи:

  1. Упражнять детей в лазании по гимнастической  лестнице разными

             способами.

  1. Формировать умение сохранять равновесие в ходьбе приставным  

             шагом, боком вверх по наклонной доске и в беге по ней вниз.

  1. Развивать меткость и координацию движений в метании в            горизонтальную цель (особое внимание уделить отработке технике прицеливания).
  2. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

Пособия: маты, 2 доски с крючками, 2 корзины, 10-12 мешочков.

 I часть Проводится как разминка перед походом для туристов, которые должны быть готовы к любым неожиданностям, быть выносливыми и сильными.

Ходьба с различным положением рук (на ориентировку в пространстве – игра «Будь внимателен!»); ходьба и бег (1,5-2 мин) за направляющим и замыкающим; бег с захлёстыванием и с высоким подниманием голени; ходьба обычная; построение.

 II часть.

1. ОРУ ( в процессе выполнения детям предлагается вспомнить разные виды туризма)

1). «Проверим готовность к походу» (дети как бы поправляют лямки рюкзака)

и.п. осн.ст.

В. 1-руки в стороны

    2-к плечам

    3-в стороны

    4-вернуться в и.п. (6-8 раз)

2) «Туристы автомобилисты» (имитируют движения водителя)

    и.п. Стойка: ноги врозь, правая нога чуть впереди, руки чуть согнуты в      локтевых суставах перед грудью.

    В.: Имитация движений рук водителя автомобиля.

3) «Туристы-водники» (имитируют работу и.п. сидя, ноги врозь, руки на  бёдрах гребца)

    В.: 1-наклониться вперед

         2-вернуться в и.п. (6-8 раз)

4) «Туристы-велосипедисты»

    И.п. лёжа на спине

    В.: имитация движений ног велосипедиста.

5) «Туристы-лыжники»(имитация спуска с горы)

    И.п.: узкая стойка ноги врозь, прямые руки вперед

    В.: 1-присесть, руки назад

         2-вернуться в и.п. (7-8 раз)

6) «Туристы-пешеходники» (имитируют прыжки через кочки)

    И.п.: Стойка на правой ноге, руки согнуты в локтях.

    В.: Прыжки с переменой ног по 20-30 прыжков в чередовании с

          ходьбой.

 2. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

1) Прыжки в длину с места – не менее 80 см(перепрыгнем через ручей)

2) Ходьба по гимнастической скамейке(идем по берегу)

3-4) Ходьба приставным шагом по наклонной доске;

        Лазанье по гимнастической лестнице разными способами, обратный

        бег по наклонной доске вниз (туристы поднимаются на гору и

        спускаются).

5) Метание в горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра(кто попадет

     шишкой в цель)

     Способ организации – групповой

 3. «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»

Соревнование проводится между двумя командами.

1. Прыжки из обруча в обруч «БОЛОТО» (4 раза).

2. Бег по прямой до стульчика (10м)

    Взять и надеть рюкзак

3. Бег змейкой в обратном направлении между обручами, передать рюкзак следующему игроку(затем воспитатель ставит его на стульчик).

Игра проводится до 3 раз.

III. Ходьба змейкой со сменой ведущего (лесной тропинкой туристы

      возвращаются домой).

IV. Подведение итогов, оценка.

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

   Задачи:

  1. Развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на

гимнастической скамейки.

  1. Отрабатывать технику прыжка через препятствие(особое внимание обратить на силу толчка и работу рук)
  2. Развивать меткость(метаем мешочек из положения сидя на скамейке)
  3. Совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.
  4. Воспитывать интерес к занятиям туризмом.

   Пособия: кубы – 4 шт, дуги – 3 шт, наклонная доска, 2 гимн.скамейки,

                   мешочки для метания, корзины – 2 шт.

   I часть. «Туристы вышли на тропу»

       Ходьба по прямой, змейкой (игра «ниточка-иголочка") между расставленными кубами, подлезание под дуги; ходьба по наклонной доске

и спрыгивание (35-40 см.); бег в колонне обычный с препятствиями(перепрыгивание через кубы), в рассыпную, бег с ускорением (20-30м);ходьба обычная в колонне по одному – «ПРИШЛИ НА ПРИВАЛ»

  II часть. «Туристы делают разминку»

     1. О Р У

1) «Прогнись»

     И.п.; Ноги – осн.стойка, руки на поясе;

     В.: 1 – Правую руку поднять вверх, левую ногу отставить на носок

                 назад, прогнуться.

          2 – вернуться в .и.п.

          3 – то же другой рукой и ногой;

          4 – вернуться в и.п.

2) «Рывки руками с поворотом»

     И.п.: стойка: ноги вместе, руки перед грудью;

     В.: 1 – энергичный рывок руками с поворотом вправо;

           2 – вернуться в и.п.

           3 – то же влево;

           4 – вернуться в и.п. (по 4-5 раз)

3) «Наклоны»

     И.п.: узкая стойка, руки опущены;

     В.: 1 – наклон вправо, руки скользят вдоль туловища;

          2 – вернуться в и.п.

          3 – наклон влево, руки скользят вдоль туловища

          4 – вернуться в и.п. (по 5 раз)

4) «Ноги вправо – влево»

     И.п.: сидя, упор сзади;

     В.: 1 – поднять обе ноги, оттянув носки;

          2 – перенести ноги вправо;

          3 – ноги прямо;

          4 – вернуться в и.п. (по 3-4 раза)

          5 – то же влево.

5) «Достань до пола»

    И.п.: лежа на спине, руки вдоль;

    В.: поднять обе ноги, туловище стараясь достать пол за головой (упражнение выполняется в индивидуальном темпе) (3-5 раз в зависимости

от возможностей и способностей детей).

6) «Выпады вперед»

    И.п.: сомкнутая стойка, руки на поясе;

    В.:   1 - выпад вперед правой ногой, ладони рук положить на колено;

            2 – вернуться в и.п.;

            3 – то же левой ногой.

7) «Прыжки» (в чередовании с ходьбой)

    П.п.: стойка – ноги вместе, руки на поясе, детям предлагается поимпровизировать в выборе видов прыжков (30 прыжков по 3 раза).

2.ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

     «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»

  1. Ходьба по скамейке с опорой на ладони рук и стопы ног – «обезьянник».
  2. Метание мешочка в горизонтальную цель (корзину) из положения сидя на скамейке.
  3. Прыжки через 4 куба – «кочки»
  4. Подлезание под гимн. скамейку на животе – «волчатник»
  5. Подпрыгивание с доставанием с разбега (1м) мяча, подвешанного

На 25-30 см выше поднятой руки ребенка.

         Способ организации – поточный круговой.

 П/ИГРА «ЛОВИШКА» (3-4 раза)

     III часть: ( «По извилистой тропе туристы возвращаются домой»)

                 Ходьба змейкой обычным мелким и широким шагом.

     IV часть. Подведение итогов. Оценка.

                                      МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

РЕЧЁВКА ТУРИСТИЧЕСКАЯ

Воспитатель: Кто шагает с рюкзаком?

Все:                Мы, туристы!

Воспитатель: Кто со скукой не знаком?

Все:                Мы, туристы!

Воспитатель: Нас вперед ведут…

Все:                Дороги!

Воспитатель: Наш ДЕВИЗ:

Все:                «Всегда вперед!»

Воспитатель: Эй, ребята

Все:                 Тверже шаг!

Воспитатель: Что турист берет в дорогу?

Все:                 Песню, ложку и рюкзак!

Воспитатель: Мы голодные как звери!

Все:                 Открывайте шире двери!

Воспитатель: Нам еда полезна будет,

Все:                 Силы новые разбудит.

Воспитатель: Кто отстал?

Все:                Не отставай.

Воспитатель: Кто устал?

Все:                Не унывай.

Воспитатель: Кто идти захочет с нами –

Все:                Нашу песню запевай!

КЛЯТВА ТУРИСТА

     Клянусь

  1. На природе ничего не ломать, рвать просто так;
  2. Для костра собирать только сухостой;
  3. Не рвать цветы в большие букеты;
  4. Не делать надписей на деревьях;
  5. Не отходить без разрешения взрослых на маршруте или стоянке(привале)
  6. Не брать в рол незнакомые растения;
  7. Не пить воду из незнакомых источников;
  8. Не купаться без разрешения взрослых;
  9. Не обижать насекомых и животных

КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!

                             

П Е С Н И

КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ

  1. Если с другом вышел в путь (2 раза)

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть (2 раза)

А с друзьями много.

Припев:

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной (2 раза)

  1. Там где трудно одному (2 раза)

Справлюсь вместе с вами

Если что-то не пойму (2 раза)

Разберусь с друзьями

Припев:

  1. На медведя я друзья (2 раза)

Выйду без испуга

Если с другом буду я (2 раза)

А медведь без друга.

Припев

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ

Вместе весело шагать по просторам (3 раза)

И,  конечно, припевать лучше хором (3 раза)

Спой-ка с нами, перепелка-перепелочка,

Раз иголка, два иголка – будет елочка

Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка

Раз словечко, два словечко – будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам(3 раза)

И, конечно, припевать лучше хором(3 раза)

В небесах горит полоска – заполосица

Раз березка, два березка – будет рощица

Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка

Раз словечко, два словечко – будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам(3 раза)

И, конечно, припевать лучше хором (3раза)

Нам счастливую тропинку выбрать надобно

Раз полоска, два полоска – будет радуга

Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка

Раз словечко, два словечко – будет песенка

ПЕСЕНКА БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги (2 раза).

Мы свое призванье не забудем,

Смех и радость мы приносим людям!

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы (2 раза).

Наш ковер – цветочная поляна,

Наши стены – сосны-великаны.

Наша крыша – небо голубое,

Наше счастье – жить такой судьбою (2 раза).

                                                      З А Г А Д К И

О ТУРИЗМЕ И ТУРИСТАХ

Он с тобою и со мной                 Ты идешь с друзьями в лес,

Шёл лесными стёжками.             А он за плечи тебе влез.

Друг походный за спиной          Сам идти не хочет

На ремнях с застежками.            Он тяжёлый очень.

                     Два ремня висят на мне,

                     Есть карманы на спине,

                     Коль в поход идёшь со мной-

                     Я повисну за спиной.                (рюкзак)

И от ветра и от зноя                      В поход идут и дом берут,

От дождя тебя укроет                   В котором дома не живут.

А как спать в ней сладко!

Что это?                                                           (палатка)

И в тайге и в океане                     Где бы ты не находился

Он отыщет путь любой.               Если только заблудился

Умещается в кармане                  Он укажет тебе, друг,

А ведет нас за собой.                    Путь на север и на юг.

                    Качается стрелка туда и сюда

                    Укажет нам север и юг без труда.       (компас)

Он в походе очень нужен,           На привале нам помог

Он с кострами очень дружен.     Суп варил, картошку пёк.

Можно в нем уху варить,            Для похода он хорош,

Чай душистый кипятить.             Да с собою не возьмешь.

         (котелок)                                        (костер)

Не живая, а идет.                                 Метко сыплют игроки,

Не подвижна, а ведет.                         Мне ногами тумаки.

      (дорога)                                                    (футбольный.мяч)

Две полоски на снегу,                         Мы проворные сестрицы,

Оставляют на бегу.                              Быстро бегать мастерицы

Я лечу на них стрелой,                        В дождь – лежим, а в снег бежим,

А они опять за мной.                          Вот такой у нас режим.

         (лыжи)                                            

Две курносые подружки                    Кто по снегу быстро мчится

Не отстали друг от дружки               Провалится не боится?

Обе по снегу бегут,                                          (лыжник)        

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу,

Оставляют на бегу.(лыжи)

Наведет стеклянный глаз,                 Эта птица  - не синица,

Щелкнет раз – и помнит нас.            Не орёл и не баклан.

        (фотоаппарат)                             Эта маленькая птица

                                                              Называется…     (волан)

Это конь не ест овса.                           Вот так чудо-чудеса!

Вместо ног – два колеса.                     Подо мной два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём              Я ногами их верчу

Только лучше правь рулём.                И качу, качу, качу.

        (велосипед)

Сначала дерево свалили,                    Без рук, без ног,

Потом нутро ему долбили                  А на гору ползёт.

Потом лопатками снабдили                            (огонь)

И по реке гулять пустили. (лодка)

Сквозь поля и сквозь леса

Вьется синяя коса.

Вся родная сторона

В эту косу вплетена.    (река)

О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки развешаны на ветке. (шиповник)

Путник часто ранит ноги

- Вот и лекарь у дороги.       (подорожник)

Горькая травка и животу поправка

И сама душиста, и метет чисто.   (полынь)

Это прозвище не даром у красивого цветка

Капля сочного нектара и душиста и сладка

От простуды излечиться вам поможет…  (медуница)

Красота всего парка

Летом – тень, если жарко

Даст резную посуду

И полечит простуду          (липа)

Только тронь – отдернешь ладонь

Обжигает трава, как огонь         (крапива)

Он шипы свои выставил колкие

Шипы у него как иголки

Но мы не шипы у него соберем –

Полезных плодов для аптеки нарвём    (шиповник)

Стоит красавица на поляне

В белом сарафане, в зелёном полушалке

Летом цветёт, зимой греет

Настанет весна – потечёт слеза          (берёза)

О   Г Р И Б А Х

На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие …(лисички)

С шапочкой красной знаться опасно,

Даже муха-зуда не садится сюда      (мухомор)

Дружные братцы на пеньке живут

Целый день хоровод ведут                (опята)

Стоит Лукашка – белая рубашка,

А шляпа надета шоколадного цвета   (белый гриб)

Есть старуха вредная, на ней шляпа бледная,

А нога в ботинке, на чулке – пестринка.   (бледная поганка)

Стоит мальчонка – замаслена шапчонка    (масленок)

Скучно стоять одному под березкой

Меня поскорее возьмите в лукошко       (подберёзовик)

Ножка белая, прямая

Шляпка красная такая

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки                 (мухомор)

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ

Что можно увидеть закрытыми глазами?    (сон)

Какой колокольчик не звенит?                     (цветок)

Что с земли не поднимешь?                          (тень)

Что в решете не унесешь?                             (воду)

Кто со всеми говорит, а его не видно?        (эхо)

Где вода стоит столбом?                               (в колодце)

Какого камня в воде нет?                              (сухого)

Без чего хлеба не испечешь?                         (без корки)

Без чего дома не построишь?                        (без угла)

КРОССВОРДЫ ДЛЯ ТУРИСТЯТ

По горизонтали:

1.   Как называется остановка для отдыха группы туристов? (привал)

  1.  Как называются люди, которые любят путешествовать? (турист)
  2.  В чем туристы готовят пищу в походе? (котелок)
  3.  Как называют туристы преодолеваемый ими путь (маршрут)

По вертикали:

  1. В чем туристы носят свои вещи за спиной? (рюкзак)
  2. Как называется домик, в котором спят туристы? (палатка)
  3. На привале туристы отдыхают, готовят пищу, разжигая…(костер)

ИГРЫ

НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ТУРИЗМЕ

1. «Подумай и отгадай»  (настольная игра)

    Детям предлагается иллюстрация с изображением туриста с рюкзаком и различных предметов (тур.снаряжение, аптечка, игрушки, посуда и прочий походный и не походный инвентарь). Из этого многообразия предметов необходимо выбрать те, которые могут пригодиться в походе и удобны для переноски в рюкзаке. Выигрывает тот, кто безошибочно справится с задачей.

2. «Кто быстрее» (настольная игра)

   

   Детям предлагается план местности с тремя разными маршрутами, сходящимися в одной точке (поляне), три фишки и кубик. Одновременно

в игре принимают участие три игрока. Выигрывает тот, кто первым «придет» на поляну. Руководствуясь знаками, расставленными на пути

следования, и соблюдая правила поведения туристов.

Вариант: игру можно организовать на спортивной площадке во время

прогулки.

3. «Будь внимателен»

   

    Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма у воспитателя – большие иллюстрации с различным туристским

снаряжением, показывая их детям по одной, воспитатель предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма.

Например: весло – водный туризм, каска-го.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Под парусом лето плывет по земле»   Л.А. Пенькова

2. «Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазырина

3. «Занимательная физкультура для дошколят»  К.К. Утробина

4. Газета «Детский сад» № 36 – 9 – 2004 г. «Маленькие туристы».

5. «Туристические прогулки в д/с»  Н.И. Бочарова

  1. «Как обеспечить безопасность дошкольников»  К.Ю. Белая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы культуры общения

Данный материал можно использовать для развития культуры речи учащихся...

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах , подписывает у...

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Выступление на заседании педагогического совета учреждения...

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"

Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....