Осуществление вариативности в начальных классах.
статья на тему

Статья о проблемах вариативности  в начальных классах в условиях внедрения стандартов вторго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осуществление вариативности начальных классов в условиях перехода к новым образовательным стандартам

Принципиально отличительной чертой образовательной политики новых стандартов является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса (учениками, педагогами, профессиональными и национальными сообществами). Принцип вариативности

- предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами . Вариативность  также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.

Вариативная часть, включая внеурочную деятельность, в новых стандартах определяется  временными нормативами реализации содержания образования, обеспечивающие региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых.  С 1995/96 учебного года обе системы введены в практику работы общеобразовательных учреждений как вариативные, наряду с сохранением традиционной системы обучения. С этого времени вариативность образования в начальной школе можно рассматривать на двух уровнях: вариативность целостных систем начального образования: традиционная, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;вариативность предметных курсов внутри образовательных областей действующих систем2. Вариативность предметных курсов внутри образовательных областей действующих систем; . вариативность системы начального образования тра-диционна для отечественной образовательной практики, определяет ее на всем протяжении существования, будучи обусловленной закономерностями общественно - исторического развития.В разные исторические периоды акценты вариативности начального образования смещались от организационных до содержательных и методических. К целостным моделям вариативного начального образования относятся:

 •система Л.В.Занкова (научный руководитель – Наталия Владимировна Нечаева),

•система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (научный руководитель Борис Даниилович Эльконин),

•«Гармония» (научный руководитель-Наталья Борисовна Истомина),

•«Начальная школа 21 века» (научный руководитель-Наталия Федоровна Виноградова),

•«Школа 2000»… «Школа 2100» (научные руководители- Алексей Алексеевич Леонтьев, Людмила Георгиевна Петерсон).

 

Перечисленные УМК участвуют в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования,

 •«Школа России» (под редакцией Андрей Анатольевич Плешакова),

•«Классическая начальная школа» (научный руководитель-Наталия Александровна Чуракова),

•«Планета знаний» (научный руководитель-Ирина Анатольевна Петрова),

•«Перспективная начальная школа» (научный руководитель - Р.Г.Чуракова).

 

Данные учебно-методические комплекты являются завершенными. Есть еще  комплект, находящийся в разработке - это УМК «Перспектива» (научный руководитель- Людмила Федоровна Климанова). Практическая реализация вышеуказанных программ обеспечивается усилиями педагогической общественности. Вместе с тем, происходящие изменения в системе образования показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и её адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Данные свидетельствуют об актуальности противоречия между востребованностью развивающих и личностно-ориентированных систем начального обучения и недостаточностью у учителей знаний для реализации потребности самореализации в выбранной системе обучения. Учитель получил свободу выбора, возможность проявлять инициативу и творчество. Выбор- сложное дело , поэтому педагог должен быть компетентен, обладать определенным набором качеств личности, способной нести ответственность за предоставленную свободу.

 Поэтому учителю при выборе УМК важно знать:

 •концептуальные положения комплекта;

•принципиальные отличительные особенности данного комплекта от других УМК, используемых на 1 ступени обучения;

•особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики, ИЗО, технологии:

•особенности формирования у младшего школьника ОУУН и способов деятельности при реализации на практике выбранного УМК.

На современном этапе вариативность начального образования заключается в единстве многообразия систем и программ обучения, типов и видов образовательных учреждений, достигаемом их соответствием целям и принципам образования, требованиям к его качеству, представленным в Государственном общеобразовательном стандарте.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться  (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой, школе  замены нет.     Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Учителя  начальных классов  понимают, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное  значение для различных видов деятельности, в  условиях перехода на стандарты второго поколения.

Поэтому целью своей педагогической деятельности учителя считают создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.       Учителя начальных классов считают, что именно урок  занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке они  организуют познавательную деятельность учащихся, формируют и развивают предметные и ключевые компетенции, применяют современные образовательные технологии, создают «ситуацию успеха», психологического  комфорта, обеспечивают сохранение здоровья учеников, то есть осуществляют развитие компетентности личности младших школьников.    Для этого они осваивают и применяют современные образовательные  технологии.       К таким технологиям относят обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения.  Учителя начальных классов  прививают  своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учат их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний.

  Добывая новую информацию из различных источников,   ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.     Выявлены следующие критерии эффективности применения принципа вариативности в учебно-воспитательном процессе начальной школы:

 •Созданы условия для индивидуально-дифференцированного, разноуровневого обучения;

•Плодотворно осуществляется педагогическая интеграция и мультикультурное образование;

•Созданы условия для самоопределения и самоутверждения педагога;

•Эффективно реализуется субъектная парадигма образовательной деятельности учителя начальной школы;

•Созданы условия для вариантов разностороннего развития личности, творческого саморазвития и культурной самореализации младших школьников.

 Использование вариативных УМК, несомненно, способствует повышению эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире, основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования Лесиной Ольги Михайловны учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Камешково Владимирской области

ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования (группа кратковременного пребывания "Росточек") Лесиной Ольги Михайловны,учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Ка...

Презентация "Осуществление коррекционной работы в начальных классах"

Презентация к выступлению на заседании МО учителей начальных классов демонстрирует разнообразие форм и методов коррекционной работы, примеры дидактических упражнений и развивающих игр, направленных на...

Статья "Актуальные проблемы реализации ФГОС в условиях вариативности содержания начального общего образования."

. Актуальность методических инноваций в образовании  очевидна – они двигатель развития современного  урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО. ...

Осуществление индивидуального подхода к ученикам начальных классов с нарушениями письма и чтения.

Как помочь учащимся начальных классов преодолеть трудности в обучении русскому языку? Что должен знать грамотный педагог для осуществления помощи детям-дизграфикам?...

«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны

Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фоль...

Деятельность учителя начальных классов по формиро-ванию у учащихся культуры здорового образа жизни в рамках осуществления тематического проекта Про-граммы развития гимназии (мастер-класс)

Современные образовательные организации определяют стратегию своего роста и совершенствования на основе таких важных документов как Программа развития. ] Программа выступает в качестве документа ...

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и образовательных проектов

Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и ...