Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
статья по теме

Мишина Наталья Владимировна

Данная статья посвящена опыту работы учителя начальных классов по формированию нравственных качеств учащихся в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Вопрос духовно-нравственного  воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем , обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация  в вопросе духовно –нравственного воспитания молодого поколения .Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие четких положительных ориентиров для молодого поколения. резкое ухудшение морально –нравственной обстановки в обществе,  спад культурно –  досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей  псевдонаукой  «валеология», идеями безопасного секса и планирования  семьи»,отсутствие  патриотического воспитания ,целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики,  государственной политики в интересах детей. Резкие, не продуманные изменения в образовательной системе. вымывающие

 многолетний положительный опыт отечественной педагогики .ориентированной на формирование нравственной .всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецендентной для России, направленной на детей пропаганды разврата . порнографии . жестокости и насилия . агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким –либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

       Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Как бы ни было беспощадно настоящее. И дети. Как правило . ждут . чтобы взрослые показали им путь. Который определит им жизнь .

       Из страны детства все мы уходим в большую жизнь. Насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве .Дети чутки и восприимчивы ко всему. Что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки. быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные  качества человека будущего общества, но главное , что  эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам взрослым ,важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

          Принимая первый класс 1 сентября, я провожу мероприятие, на котором в гости к детям приходят добрые герои сказок, которые знакомят детей с хорошими делами и поступками. Дети знакомятся с такими понятиями . как «щедрость», «красота», «вежливость», «милосердие», «доброта» и т. д.

           Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю. Его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся  оптимальный объем умений. Концентрирующих внимание детей  на главном в «сказочном мире», умение выделять при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию  эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития  у детей  способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.  

            Много интересного о прошлом они узнают от старых людей. Многому полезному в жизни. Первым трудовым навыкам учатся у дедушек  и бабушек. Последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное- они.  Эти прожившую долгую трудную жизнь  люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми ,отзывчивыми, внимательными к другим людям.

              В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

              В этом плане я провожу немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.   Особое внимание обращаем на детей ,которые болеют. лежат в больнице. Мы обязательно навещаем таких детей, пишем им письма на сердечках, вырезанных из бумаги.

               Сплочению детей помогают мне внеклассные мероприятия, такие как «Давайте жить дружно», «Осенние посиделки», «Масленица», а так же коллективные познавательные мероприятия  в которых принимают участие и родители.

                Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений   , а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное  воспитание. причем при разработке планов. содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Так уже в начальных классах я знакомлю детей с детской Библией, историей православия на Руси ,с десятью заповедями закона Божьего, которые составляют конституцию  христианина и гражданина в целом. Ведь православие это не система, а жизнь в любви. А нашим детям так ее порой не хватает. Ведь не секрет , родители сейчас занимаются устройством личной жизни, бросая детей на попечение бабушек и дедушек ,уезжают на заработки в Москву. Дети тем самым лишаются родительской ласки , любви и заботы.

              Огромное значение становлению личности ребенка  занимает трудовое воспитание. Этой работе я придаю особое значение. В классе мы проводим соревнования по сбору макулатуры, уборке территории класса и т . д. В прошлом учебном году около школы мы разбили цветник . Вместе с детьми засадили его цветами, ухаживали за ним, поливали регулярно. А сколько радости было у детей, когда наши цветы стали всходить! Целое лето и всю осень наши цветы радовали глаз всех прохожих.

             Большую помощь оказывает  становлению нравственности кружок по краеведению, который ведет  Долбилина Т. Е.Дети узнали историю своего города, его достопримечательности, проводят много экскурсий в музеи и другие значимые места города.

              Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы»,литературные вечера, доклады детей о героях войны и исторических героях в целом.

              Заканчивая свое выступление хочется сказать словами В.А.Сухомлинского:: «Руководить нравственным воспитанием -это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни. который выражается в том . что каждый воспитанник о ком –то заботиться, о ком –то печется и беспокоиться, кому-то отдает свое сердце».

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....