Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
статья (1 класс) по теме

Лариса Геннадьевна Рудская

 

 Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete..docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. 
Коммуникативные универсальные учебные действия:

- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД  ученика в образовательном процессе?

Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативных УУД  во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.  

В-третьих, коммуникативные УУД  учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Следовательно, развитие коммуникативных универсальных  учебных действий  ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

Видами коммуникативных действий являются (слайд 1)

инициативное сотрудничество;  

планирование учебного  сотрудничества;
взаимодействие;
управление коммуникацией.

 Инициативное сотрудничество в себя включает (слайд 2)

-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;        

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества(слайд 3)

  1. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  2. определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  3. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие включает в себя (слайд 4 )

  1. Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
  2.  строить понятные для партнера высказывания;
  3.  строить монологичное высказывание;
  4.  вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление  коммуникацией(слайд 5)

-Умение определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве  взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиция ми партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основу  формирования коммуникативных УУД  составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и т.д (Просмотр слайдов)

 Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к этого требуют стандарты второго поколения, а также предусмотрены программой  «Планета знаний». Групповая работа,  помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Групповая работа  -  это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности.

Предлагаю просмотреть фрагмент урока и ещё раз вспомнить, каковы особенности работы в группах. Урок по  окружающему миру «Весна – природа пробуждается».

На  уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную деятельность  учащихся по её разрешению. На этапе актуализации знаний,  дети выясняют тему урока по весеннему отрывку из клипа «Весна».  Далее перед детьми ставится проблемный вопрос: «Как неживая природа, влияет на живую природу весной?» Дети не сразу могут ответить на этот вопрос. Поэтому приходим к единому мнению, что ответить на него сможем только после того, как выясним и ещё раз вспомним сезонные изменения в природе и выявим взаимосвязь.

Для этого на этапе Изучение нового материала. Дети работают в группах. У каждой группы своё задание. (просмотр клипа)

Итак, мы увидели работу в группах, всего конечно на показать, т.к время ограничено.

На этапе первичного закрепления использовались монологические  и диалогические формы развития речи, использовались задания, которые позволяют начать обучение способам применения, задание частично-поискового и творческого характера.

На этапе подведения итогов урока ученики уча ствуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каж дый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

На мой взгляд  использование проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы обеспечивает развитие   коммуникативной деятельности- т.к. дети учатся ставить и решать задачи, посредством диалога. В результате этого появляются:

  1. значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;
  2. возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;
  3. развитие коммуникативных действий.

Коммуникативные навыки  развиваются и средствами ИКТ. В классе  накоплен  электронный учебный материал по каждому предмету. И самое главное, что в классе есть интерактивная доска, для меня и моих учеников это большое подспорье.

Для развития всех видов УУД огромное значение имеет учебно-методический комплект. Технология деятельностного подхода, разработанная в УМК «Планета знаний», предполагает развитие  УУД, в том числе и коммуникативных универсальных учебных действий.

           Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...