Развитие креативных способностей учащихся
статья по теме

Кусманова Регина Юрьевна

В данной статье раскрываются проблемы развития творческих споосбностей младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Развитие креативных способностей младшего школьника"

Сегодня одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся.                                                                                                                            Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы                                                                                                                                                                                                                                                                                                            творческой деятельности.                                                                                                                           В наше время проблема творческих способностей, точнее, их ранее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость.                                                                                                                                     Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.                                                                                                                                                                     Когда речь идёт о развитии творческих способностей, нельзя забывать о воображении, фантазии и мечте, так как они играют особенно важную роль в творчестве и являются её составной частью. Творчество тесно связано с                                                                  деятельностью воображения.                                                                                                                                                                                 Без воображения человек практически не может заниматься творческой           деятельностью, в лучшем случае он может создавать лишь слабые копии действительности.                                                                                                       «Воображение – это сложный психический процесс, заключающийся в создании                                  новых образов на основе имеющегося опыта».                                                                                                       Креативность – это способный склад ума, установка на творческое выполнение задания, развитость творческого мышления и воображения.                                                                                                                                                                                                                                                                           Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».                                                                                      Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.                                                                                                                     Творчество – высшая ступень психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное.                                                                                                                        Главное требование современной школы заключается не только в том, чтобы дать определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников, связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.                                                                                                                                                   Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.                                                                                                                      Всестороннему развитию школьников содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, концерты, школьные олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.                                                                                                                                                              Проработав в школе с детьми разного уровня подготовленности, творческих способностей мы пришли к выводу, что каждый ребёнок индивидуален, каждый представляет собой личность, обладает какими – то способностями талантами.                                                                                              Нужно сказать, что любая методика требует от педагога живого, эмоционального и творческого подхода к делу даже тогда, когда учитель нашёл удачный педагогический приём, он обязан каждый раз его творчески разнообразить. И тогда успех детского творчества неизбежно будет иметь тенденцию к совершенству.

В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен. Как сказал один из блоггеров, «креативность – это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Отсюда ясно, что креативность будет котироваться всегда и это качество отнюдь не лишнее. Это возможность найти сто баксов там, где обычно находят копейку». Я считаю, что оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной  и внеурочной деятельности.                                                                                                                                               В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развивает креативные способности детей. Очень понравилось мне высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».                                                                                                                                                                           Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.                  Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».                                                                         Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».                                                                                                      Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.                                                                       Очень большую роль в развитии творческих способностей играют интегрированные уроки. Интеграция – средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач. Во время интегрированного урока дети более полно стараются раскрыть свой творческий потенциал, чувствуют себя раскованным.   Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче». Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт радости собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия. «Творческую личность может воспитать только творческая личность» – для меня эта истина является и девизом и руководством к действию.                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Публикация в сборнике научных статей. Обобщение моего опыта работы по данной теме...

Развитие креативных способностей в условиях проектной деятельности

Презентация выступления на районном семинаре....

Развитие креативных способностей учащихся

В данной статье раскрываются проблемы развития творческих способностей младшего школьника...

Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.

Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...